Живешь не по месту регистрации? Штраф!

Госдума рассматривает законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации по месту жительства

Законопроект, внесенный на рассмотрение президентом России, не на шутку взбудоражил широкую общественность. Громкие акции протеста, свыше сотни тысяч подписей против... Народ возмущается, юристы негодуют. Сторонники законопроекта кричат о борьбе с «резиновыми» домами, оппоненты — о нарушении конституционных прав граждан. И тем не менее многие эксперты уверены: ужесточение существующей системы регистрации — это шаг назад в тоталитарное прошлое.

В чем суть?

Инициативу, предложенную Владимиром Путиным, в народе окрестили законом о
прописке. Главное, что предусматривает нововведение, — ужесточение
ответственности за фиктивную регистрацию. Задачи преследуются исключительно
благие — борьба с мигрантами-нелегалами, с «резиновыми» квартирами. Ужесточения
между тем более чем весомые: не живешь по месту регистрации — штраф до 5 тысяч
рублей; прописал в своем доме фиктивного квартиранта — лишение свободы сроком до
трех лет.

Понятно, что наряду с нелегальными гастарбайтерами и собственниками
«резиновых» квартир закон затронет и интересы тысяч россиян. В этом-то,
собственно, и вся загвоздка. Сколько людей за неимением собственного жилья,
будучи зарегистрированными у родителей или друзей, живут в общежитиях и
арендованных квартирах; сколько бабушек и мам в стремлении помочь прописывают у
себя своих близких родственников? Ситуация по меньшей мере абсурдна — тысячам
россиян с введением нового закона будут грозить штрафы, судимости и сроки.

700 жильцов в одной квартире

В Управлении Федеральной миграционной службы России по Иркутской области
подтвердили: одна из главных задач нового закона — это борьба с «резиновым»
квартирами.

— Принятие законопроекта необходимо, поскольку эффективных методов борьбы с
«резиновой» регистрацией на сегодняшний день нет. С одной стороны, реализация
законодательной инициативы ужесточит санкции к лицам, которые занимаются
нелегальным бизнесом в сфере жилья; с другой — создаст еще один заслон
терроризму, — отмечает Марина Патес, исполняющая обязанности начальника отдела
обеспечения паспортной и регистрационной работы УФМС России по Иркутской
области. — Кроме того, принятие законопроекта облегчит работу не только
миграционной службе, но и министерству экономического развития в части
правильной оценки ситуации на рынке труда, а также военным комиссариатам и
другим структурам.

В подтверждение специалисты привели пару фактов. Так, по данным на февраль
2013 года, в Иркутске насчитывается как минимум семь «резиновых» квартир. В
одной из них, расположенной в районе аэропорта, и «живет» свыше 700 человек.

Систему нужно менять?

Между тем, по мнению ряда экспертов, процветанию так называемого прописочного
бизнеса прежде всего способствует сама система. И вряд ли ужесточение и без того
жесткого закона в силах привести к позитивным переменам.

Напомним, что основы нынешней системы были заложены еще при социализме, когда
посредством института прописки государство жестко контролировало советских
граждан, привязывая их к конкретному месту жительства. В эпоху гласности, в 1993
году, прописку упразднили, заменив ее обязательным регистрационным учетом
граждан. Ряд юристов и правозащитников считают данный закон не только
малоэффективным, но и противоконституционным.

— Систему, которая доказала свою несостоятельность еще в эпоху советского
строя, нужно менять. Постепенно, не спеша, но менять кардинальным образом.
Нельзя, контролируя и жестко ограничивая граждан в реализации их прав, ожидать в
ответ честности и добропорядочности, — считает юрист Вячеслав Шляхов, член
Международной ассоциации европейских юристов. — Ужесточение существующей системы
регистрации — это шаг назад, в тоталитарное прошлое.

Вопросов больше, чем ответов

— Законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение правил регистрации
по месту жительства и месту пребывания, нацелен на борьбу с целым рядом
негативных явлений, — отмечает Валерий Лукин, уполномоченный по правам человека
в Иркутской области. — Это и «резиновые» квартиры, в которых нередко прописаны
сотни и даже тысячи мигрантов-нелегалов, и теневой бизнес по сдаче квартир в
аренду, по вине которого колоссальные средства в виде налоговых отчислений
уходят, что называется, мимо бюджета. Другими словами, необходимость принятия
неких законодательных норм, которые регулировали бы данные вопросы, безусловно,
есть. Вот только справится ли данный законопроект с такой задачей, не знаю.

В целом, по мнению Валерия Лукина, проект закона, безусловно, нуждается в
доработке. Целый ряд моментов вызывает вопросы. — Во-первых, законопроект и
правда затрагивает интересы тысяч россиян, которые в силу независящих от них
обстоятельств вынуждены жить не по месту регистрации. Ну, например, из-за
отсутствия личной жилплощади или в силу неких семейных обстоятельств.

К слову отметим, что такие ситуации встречаются сплошь и рядом. Ведь не
секрет, что родственники мужа или жены зачастую не спешат прописывать в своей
квартире иногородних невесток или зятьев, а выпускники вузов иной раз годами
живут в шумных мегаполисах, имея прописку на малой родине.

— Словом, депутатам Госдумы, которые рассматривают законопроект, бесспорно,
есть о чем подумать. Возможно, в отношении жителей России или хотя бы граждан,
состоящих в родственных связях, данный законопроект применять и не стоит, —
продолжает Валерий Лукин. — Что еще удивляет, так это жесткость наказания.
Учитывая, что за оформление фиктивной регистрации предлагается ввести уголовную
ответственность и лишение свободы сроком до 3 лет, возникает вопрос: а найдется
ли в российских тюрьмах столько свободных мест? К слову, места, возможно, искать
и не придется, ведь механизм реализации закона — это еще один пункт, вызывающий
вопросы. Кто и как будет следить за тем, по какому адресу человек
зарегистрирован, а по какому проживает в действительности? Тем более если
учесть, что неприкосновенность частной собственности охраняется законом.

Нет прописки — нет пособия!

В целом шумиха вокруг нового законопроекта в который раз подняла волну
критики в отношении существующей системы регистрации. — Да, система
действительно не лишена недостатков. Она вступает в противоречие с существующей
действительностью, она очень ограничивает трудовую мобильность. Ведь за рубежом
все просто: нет работы в одном штате — переехал в другой. Для нас же это целое
дело, — говорит Валерий Лукин.

В отдельности отметим, что, хотя наличие регистрации и не является
обязательным условием для получения бесплатного образования или, скажем,
трудоустройства, на деле все иначе. Отсутствие прописки закрывает сотни дверей.
Департамент социальной защиты, Пенсионный фонд, центр занятости населения —
список госинстанций и учреждений, где без регистрации делать нечего, продолжать
можно долго.

— Да, такие проблемы есть, — говорит Валерий Лукин. — Помню, еще в
Усть-Илимске ко мне обратилась молодая мама, которая из-за отсутствия прописки
не могла добиться получения детского пособия. В итоге девушку прописали у
знакомых, вопрос был решен. Конечно, это не дело. Действующая система требует
перемен.

Загрузка...