Блеск и нищета автогонок

Спортсмены поделились, в какую сумму обходится их увлечение

В Иркутске прошел 1-й этап чемпионата России по автокроссу «Байкал-2013». За последние годы гонки оказались самыми массовыми — участвовало 30 машин, и самыми обширными по географии участников — от Тольятти до Читы. «Здесь собрались очень сильные автогонщики, приехало пять чемпионов России, — говорит Павел Кириллов, председатель Иркутского отделения Российской автомобильной федерации. — Борьба проходила в двух дивизионах: D1 и D2-1600. D1 — это в основном полноприводные иномарки мощностью до 500 лошадиных сил, такие автомобили могут разогнаться до 100 км за 2—3 секунды. D2-1600 — это менее мощные автомобили, чаще отечественного производства».

Дорогое удовольствие

— Автокросс считается летним видом спорта. Но в Иркутске мы проводим
соревнования только зимой. На нашей трассе глинистая почва, поэтому она не
соответствует регламенту. Ее можно подготовить, но на это требуется немало
средств. Другой трассы нет, поэтому приходится проводить гонки только тогда,
когда глина закрыта снегом, — вздыхает Павел Кириллов.

До Иркутска гонщики везли свои авто на большегрузных машинах. Своим ходом
такой автомобиль не привезешь — по дорогам на нем ездить запрещено. У этих авто
особый технический паспорт, потому что доработке подвергается практически весь
автомобиль. Первое, что бросается в глаза, — это каркас безопасности, который в
случае столкновения спасет водителя. На лобовое и боковые стекла наносится
пленка, увеличивающая прочность. Кто-то стекла убирает вообще, заменяя их
железной решеткой. Фары и поворотники отсутствуют — их разобьют в первые же
заезды. Салона в автомобиле нет, а кресло у водителя специальное, оно не
возгорается.

Более того, из огнестойкой ткани сшиты комбинезон автогонщика и обувь. Голову
защищает шлем, а сам пилот пристегнут шеститочечным ремнем безопасности.

— Автокросс — очень дорогое удовольствие. Не зря говорят, что это спорт
богатых и взрослых мужчин. Чтобы участвовать в автокроссе, нужно выложить около
300 тысяч, не считая стоимости самого автомобиля. Но и это только первый этап.
Машины регулярно подвергаются доработке, — говорит Алексей Медведев, механик
автогонщика Александра Александрова. — Вот, например, комплект покрышек стоит от
20 тысяч. Хватает их на шесть гонок, потому что резина очень мягкая. И таких
комплектов нужно пять, на разное покрытие трассы: жесткий, мягкий грунт, снег и
т. д.

— Вы столько сил и времени тратите на эту машину... Не жалко, что ее бьют во
время гонок?

— Очень жалко! Но тем автокросс и интересен, что здесь есть и столкновения.
Отмечу, что контакт происходит случайно. Нельзя намеренно ударить машину — за
это будет дисквалификация.

«Автоспорт — это жизнь моя»

Так говорит Александр Александров из Улан-Удэ, которого называют старейшим
автогонщиком региона. Ему 54 года, и 35 лет он отдал спорту. Александров —
бронзовый призер чемпионата России 2012 года.

— В детстве моей любимой игрушкой был заводной мотоцикл с люлькой, —
вспоминает он. — В девять лет я сел за папин служебный автомобиль ГАЗ-69 и с
того дня решил, что буду водителем. В 18 лет я получил права и однажды увидел
авторалли — ребята состязались на грузовиках. С того дня я заболел автогонками и
пришел в спортивный клуб.

На прошлогоднем чемпионате России одним из соперников Александрова был
Салават Фатхетдинов — популярный певец из Татарстана, народный артист
республики, чемпион России по автокроссу. По словам Александрова, автомобиль
«Форд-Пума» обошелся певцу в 6 млн рублей (!). Но деньги в автоспорте играют не
решающую роль. Фатхетдинов занял четвертое место, Александров — третье. А вот
другой гонщик из Улан-Удэ — Евгений Бадмаев — стал чемпионом!

— На чемпионат России мы с Бадмаевым поехали на свои деньги, на своих
машинах. В общей сложности преодолели 12 тысяч километров, — вспоминает
Александр Александров. — Подумали, докуда хватит денег, там встанем и будем
отправлять телеграммы женам: «Отправьте денежки! Не можем доехать до дому». Но
ничего, хватило.

— А как же спонсоры?

— Автокросс — один из самых затратных видов спорта. Но, увы, спонсоры есть
далеко не у всех гонщиков. Меня одно время хорошо поддерживал один человек, но
потом в его бизнесе появились конкуренты, а за ними и проблемы. Помощь
прекратилась. На моей машине наклеено много названий известных фирм. Но из всего
этого списка нет ни одной, которая мне что-то платила бы. Эти наклейки
обязательны для всех участников чемпионата России. Мой спонсор — вот эта
«Газель».

Александров показывает на серенький грузовичок. Гонщик занимается
грузоперевозками, чтобы оплачивать свое увлечение. На этой же «Газели» он и
транспортирует гоночное авто из города в город.

— На прошлом чемпионате все были в шоке, что мы проехали пол-России на своих
машинах, да еще без помощи спонсоров. Интересовались, богатые ли мы. Отвечали
им: «Вроде не бедные. Штаны вот только поношенные...»

Итоги

Борьба на трассе была нешуточной. Практически все автомобили получили
повреждения кузова. Некоторые из них не смогли сами доехать до финиша. Например,
ангарчанину Виталию Власову не повезло в финале — его машина встала с пробитым
колесом и повреждениями подвески. «Восьмерку» пришлось эвакуировать на жесткой
сцепке.

Владислав Решетнев из Кемерово — единственный участник, который попробовал
свою удачу сразу в двух дивизионах. Пятнадцать лет опыта в автогонках дали о
себе знать: в D2-1600 на «Жигулях» восьмой модели он занял второе место. А
«Субару-Импреза» принесла ему победу в классе D1.

Метки:
baikalpress_id:  17 787