Угоняют, чтобы вернуть

Японский секонд-хенд у автоворов котируется, а вот «леворукие» европейские машины — нет

Если еще несколько десятилетий назад, чтобы защитить свои «Жигули» и «Москвичи» от посягательств угонщиков, водители снимали на ночь аккумуляторы и оставляли в салоне охотничьи капканы (вспомните киноленту «Берегись автомобиля»), то сегодня на страже спокойствия автовладельцев стоят современные чудо-устройства, инновационные охранные системы. Вот только угонов, к сожалению, меньше не становится. О том, какие марки машин пользуются у угонщиков особой популярностью и как сберечь свой автотранспорт от происков воров, журналистам рассказал Олег Кнаус, начальник УМВД России по городу Иркутску.

В лидерах — «Тойота»

В последние несколько лет в Иркутске наблюдается устойчивый рост количества
угонов и краж автотранспорта. Для сравнения: если в 2010 году таковых в общей
сложности было зафиксировано чуть больше 1000, то в 2012-м уже свыше 1600. По
статистике, чаще всего злоумышленники посягают на машины японского производства
средней ценовой категории — 2001—2005 годов выпуска. В числе самых популярных
значатся автомашины марки Toyota (Corolla, Premio, Mark II, Chaser) и Honda
(Fit, Stream).

— Как правило, японские автомашины 2001—2005 годов выпуска достаточно легко
угнать, поскольку они не оборудованы иммобилайзерами (заводскими встроенными
противоугонными системами. — Прим. авт.), — поясняет Олег Кнаус. — Все, что
нужно преступнику, — это лишь относительно недорогой код-граббер, который с
легкостью просканирует код любой сигнализации. А вот относительно новенькие
«европейки» спросом у «конокрадов» не пользуются, равно как и прочие автомобили
с левым рулем. В списке самых редко угоняемых марок числятся Skoda, Chevrolet,
Renault, Ford.

Зачем крадут авто?

В части краж и угонов автотранспорта в Иркутске традиционно лидирует
Октябрьский район. Причем 80% таких преступлений приходится на темное время
суток. Под покровом ночи автомобили угоняют от жилых домов, днем — с
неохраняемых стоянок у офисных зданий и крупных торговых центров.

— Мы стараемся сотрудничать с руководителями служб безопасности таких
учреждений, говорим о необходимости установки камер видеонаблюдения, шлагбаумов.
К сожалению, не всегда нам удается найти взаимопонимание.

В целом же, по оценке сотрудников правоохранительных органов, из общего
количества угнанных автомобилей примерно 40% похищается с целью последующего
выкупа. Схема проста: злоумышленники угоняют автомобиль, а после выходят на
связь и предлагают помощь в возврате машины. Стандартная такса — треть от
рыночной стоимости авто. И хотя, казалось бы, сделка сомнительная, зачастую,
чтобы минимизировать убытки, владельцы с ее условиями соглашаются.

— Конечно, мы не рекомендуем идти на поводу у преступников и выкупать
собственные машины. Если злоумышленники выходят на связь, об этом обязательно
нужно сообщить в полицию. У нас есть примеры, когда, получив информацию,
сотрудникам удавалось отследить всю цепочку и вернуть авто, — подчеркивает Олег
Кнаус. — А вообще, угон под возврат — это один из самых нехлопотных видов
преступного бизнеса. Не нужно перегонять машину, подделывать документы, сбивать
номера...

Стоит отметить, что, вступая в переговоры со злоумышленниками, нельзя
исключать и вероятности обмана, поскольку очень часто вместо настоящих угонщиков
на связь с владельцами авто выходят шарлатаны. Нередко это мошенники из мест не
столь отдаленных. В итоге человек перечисляет деньги, а угнанный автомобиль
таковым и остается.

Что касается остальных 60% похищенных авто, то их, как правило, угоняют либо
под конкретные документы, либо для последующей перепродажи, либо на металлолом.
В последнем случае наживой угонщиков выступают, как правило, потрепанные
«Жигули», «Москвичи» и старые, видавшие виды иномарки, а в роли самих
преступников — безработные граждане, лихая молодежь. Например, за почти
раритетный уже ВАЗ-2106, отданный под пресс, угонщики выручают порядка 2000
рублей. Прямо скажем, негусто.

Работают бандами

И все же, по данным полиции, львиная доля хищений автотранспорта — это дело
рук не случайных воришек, а организованных преступных групп. Не случайно в связи
с ростом количества подобных преступлений прошлой осенью в Иркутске была создана
оперативно-следственная группа, специализирующаяся исключительно на автокрадах.
И только за первые полгода, по словам Олега Кнауса, специалистам удалось выявить
и задержать пять организованных преступных банд. Причем четыре из пяти были
неместными. В Иркутск на преступный промысел товарищи приезжали из Ангарска,
Шелехова, Усолья и других районов области. Кстати, по статистике, из общего
количества угонов и краж автотранспорта, совершаемых в регионе, 55% приходится
на Иркутск.

В целом же в списке первоочередных мер, направленных на борьбу с угонами и
кражами авто, начальник иркутской полиции назвал установку городской системы
видеонаблюдения и организацию постов ДПС.

— Из-за сокращения личного состава люди с постов были сняты, и сейчас по
большому счету наш город открыт. В марте мы вновь будем организовывать посты,
будем ставить людей.

Чем больше препятствий, тем лучше

Как же свести вероятность кражи автомобиля к минимуму? Прежде всего, по
словам эксперта, нельзя экономить на гаражах и охраняемых стоянках и забывать о
дополнительных средствах защиты. Чем больше препятствий вы возведете на пути
преступника, тем лучше.

— Так, прибегая к сигнализации, не забывайте и о механических антиугонных
устройствах. Например, о старой доброй блокировке руля, — советует Олег Кнаус. —
Если, например, преступник просканирует сигнализацию, вскроет автомобиль и
наткнется на блокировку, то он и мучиться дальше не станет. Зачем, если есть
более легкая добыча?.. Еще одно относительно недорогое и малоизвестное средство
защиты — это установка под капотом сотового телефона, который в случае угона
поможет определить местонахождение авто.

— Больших финансовых средств для этого не нужно. Сегодня практически все
сотовые операторы связи предоставляют услуги, связанные с определением
местоположения абонента.

Это интересно

— Начало угонному бизнесу было положено 8 июня 1896 года, когда из гаража
французского барона Жюльена исчез автомобиль марки Peugeot. По одной из версий,
виновником происшествия стал личный механик аристократа.

— Во всем мире каждые 10 секунд чей-то автомобиль становится добычей
автоугонщиков. А доход криминального бизнеса от продаж ворованных авто
оценивается в 21 миллиард долларов в год.

Метки:
Загрузка...