Сотрудники туристического сервиса

Сфера туризма и неразрывно связанный с ней гостиничный бизнес интенсивно развиваются в нашем регионе. Байкал влечет в Иркутскую область туристов со всего мира. Укрепляются деловые связи с другими городами и странами. Набирает обороты в Приангарье и выездной туризм. Для эффективного функционирования туристической отрасли требуются профессионалы своего дела — грамотные, амбициозные специалисты, умеющие организовать обслуживание гостей и путешественников на высшем уровне. О том, какими знаниями и чертами характера нужно обладать человеку, мечтающему сделать головокружительную карьеру в туристической сфере, рассказывают преподаватели-практики Иркутского колледжа экономики и туризма.

Что такое туроперейтинг?

— Работа в туризме — это кураж. Будьте готовы к тому, что придется много
путешествовать и общаться с огромным количеством людей, которые будут отличаться
и по возрасту, и по статусу, и по национальности. Это может быть не всегда
просто, но невероятно интересно, — говорит Анастасия Огнева, ведущий
преподаватель туристских дисциплин.

Как отмечают педагоги колледжа, имеющие большой опыт работы в туристической
сфере, специальность «Туризм» сегодня востребована как никогда — повышается
качество жизни, становятся более доступными перелеты, растет активность
взаимодействия стран. Кроме того, туризм дает человеку огромную возможность для
самоопределения и саморазвития. Чтобы быть успешным, необходимо всегда быть на
гребне волны — развиваться, изучать что-то новое. Человеку, мечтающему достичь
определенных высот в любимой профессии, нужно переработать огромное количество
информации, касающейся разных стран и географии вообще, и изучить различные
направления туризма.

В целом же в туристической отрасли смогут найти себя люди разного
темперамента — как те, кто подолгу не может усидеть на одном месте, так и те,
кто не слишком стремится куда-то активно выезжать.

— После окончания нашего колледжа можно заняться офисной работой, —
продолжает педагог. — Эта деятельность включает несколько направлений. Первое —
поиск отелей в разных странах, предприятий питания, курортных зон, экскурсионных
и развлекательных компаний — словом, разработка туров. Требования к специалистам
в этой области весьма серьезные, поскольку на рынке очень высокая конкуренция,
много предложений. Задача менеджера фирмы-турооператора — разработать такую
программу, которая будет сама себя продавать. Второе направление — проведение
анализа рынка, для того чтобы узнать о самых популярных туристических
направлениях, изучить спрос, услуги, которые предлагают разные страны. Этим
занимаются специалисты турагентств. Фирмы-турагенты, которые покупают готовые
программы у туроператоров, реализуют их, получая комиссионное вознаграждение.

Выпускники колледжа в основном работают в турагентствах. Но, как говорится,
нет ничего невозможного. Хочется разрабатывать туры самому — набирайтесь опыта,
увеличивайте багаж знаний, и вперед! Тем более что в колледже вам обязательно
расскажут, как разработать хороший тур.

Наша собеседница Анастасия Олеговна преподает основы тур-оперейтинга.
Преподаватель объяснит, как узнать потребности клиентов, а потом разработать
оптимальную программу.

Главное — чтобы глаза горели

Обучаясь по специальности «Туризм», студенты изучают и такое направление, как
обслуживание туристов в путешествиях, знакомятся с тонкостями работы гида и
экскурсовода.

— В колледже есть турклуб «Академия». Наши студенты проходят там практику, —
рассказывает педагог. — Ребята учатся работать с группой в реальных условиях.

Если студент твердо решил стать гидом, экскурсоводом, аниматором
(организатором досуга в путешествиях) или же просто хочет побольше узнать об
этих профессиях, он может пройти дополнительные курсы от Института
международного туризма, расположенного с колледжем в одном здании.

Главное качество, которым, по признанию педагогов, должны обладать и гид, и
экскурсовод, — это позитивный настрой. — Люди едут отдыхать. Им хочется не
только расслабиться, но и узнать что-то увлекательное, увидеть что-то особенное,
— объясняет Анастасия Огнева. — Главная задача человека, сопровождающего группу
по маршруту, — это зажечь туристов. У экскурсовода или у гида должны гореть
глаза. Он всегда должен быть на подъеме. Ни для кого не секрет, что сервис на
Байкале находится в стадии развития. И даже если турист испытывает какой-то
дискомфорт, но при этом чувствует добрый, веселый настрой гида, поездка пройдет
на ура. И турист захочет вернуться сюда еще и позовет друзей. А если даже
бытовые условия были идеальные, а руководитель экскурсионной поездки оказался
скучным и унылым, впечатления будут однозначно испорчены.

Для специалиста, работающего в туризме, исключительно важно владение
иностранным языком. Поэтому английский является обязательным предметом колледжа.
Остальные языки можно изучать, записавшись на спецкурсы, также организованные
при институте. Летом студенты колледжа уезжают на заграничные стажировки.
Ежегодно ребята вместе с преподавателем ездят в Китай, проходят языковую
практику. Студенты, достигшие 18 лет, могут поехать на практику в Турцию, Грецию
и Францию, поскольку интегрированность с Иркутским институтом международного
туризма дает эту возможность.

— Обучение в колледже длится 2 года 10 месяцев на базе 9 классов и 1 год
10 месяцев на базе 11 классов.

— Во время обучения студенты много практикуются, приобретают ценный опыт и
знакомятся с работодателями. Ребят, которые проходят практику в турфирмах,
гостиницах и ресторанах, часто при-глашают на постоянную работу. Так некоторым
выпускникам удалось устроиться администраторами в ресторанах при лучших
гостиницах Иркутска. Другие, получив опыт работы в туристических фирмах,
организовали свой собственный бизнес.

Ну а во время учебы большинство студентов трудятся в летний сезон, получают
зарплату, а осенью возвращаются на занятия. — Туризм на Байкале носит ярко
выраженный сезонный характер, — отмечает Анастасия Огнева. — Но если специалист
получает место администратора на турбазе, то после того, как заканчивается
теплое время года, он работает в офисе, занимается рекламой, формирует пакет
услуг турбазы на следующий сезон.

Новая специальность

Начиная с этого года в колледже ведется обучение по специальности
«Гостиничный сервис», в рамках которой студенты постигают науку хаускипинга
(организация обслуживания гостей в процессе проживания). Выпускники, выбравшую
эту специализацию, смогут осуществлять управленческие функции, работать
управляющими или менеджерами гостиницы.

— На первых занятиях я всегда говорю своим студентам: «Прежде чем пойти в эту
сферу деятельности, вспомните, какие отношения у вас с соседями. Если вы не
любите соседку по площадке или бабушку с нижнего этажа, вам будет сложно
работать в сфере услуг, — говорит Ольга Казачкова, ведущий преподаватель
туристских дисциплин, завциклом «Гостиничный сервис». — Есть категория людей,
которым проще выполнять техническую работу, заниматься документацией, работать
за компьютером. Но в этой сфере деятельности нужно уметь находить контакт с
людьми. Научиться любить людей нельзя, это должно идти изнутри.

Прежде чем приступить к изучению профильного модуля, студенты помимо
общеобразовательных предметов изучают менеджмент, экономику организации,
бухгалтерский учет, маркетинг, управление персоналом. Потом начинается изучение
хаускипинга, модулей по приему и размещению гостей и организации службы
бронирования и продажи гостиничных услуг.

— Управление гостиницей — это механизм, один винтик которого связан с другим,
— рассказывает преподаватель. — Задача управляющего — сделать так, чтобы
механизм работал без сбоев, а сервис оставался на должном уровне. Постоялец
должен чувствовать, что ему рады, что его пожелания исполнены, а еще лучше
предвосхищены. Тогда он захочет вернуться сюда не раз. Организовать качественный
и в то же время ненавязчивый сервис — еще одна задача управляющего, от котором
во многом зависит, будет ли гостиница процветать.

Студенты колледжа проходят практику в известных гостиницах города. В самом
начале они учатся тому, как наводить порядок в номерах. Чтобы в будущем
управлять персоналом, нужно на собственном опыте узнать все правила и стандарты
подготовки номеров.

Студенту, который в будущем рассчитывает на хорошую должность, нельзя
забывать о важном требовании к профессиональным навыкам — это знание языка. Если
выпускник хорошо владеет иностранным, он вполне может претендовать на должность
администратора. Поэтому в учебную программу колледжа включена такая дисциплина,
как иностранный язык в профессиональной сфере.

— Наших студентов часто приглашают на работу, особенно в летний период, когда
не хватает рук, — продолжает Ольга Казачкова. — Ребята становятся помощниками
администраторов лучших иркутских отелей.

Администратору гостиницы нужно владеть знаниями в области экономики,
бухгалтерии, страноведения. Туристы приезжают из разных стран, поэтому
необходимо знать особенности обслуживания иностранных гостей — к примеру,
понимать, чем отличается немецкая группа туристов от японской.

— Большой плюс этой работы заключается в постоянном контакте с людьми, —
говорит Ольга Казачкова, сама много лет проработавшая в гостиничном бизнесе. —
Во время работы подзаряжаешься энергетикой, постоянно узнаешь что-то новое,
расширяешь кругозор. Я считаю, это очень важно.

Иркутский колледж экономики и туризма является хорошей стартовой ступенькой
для получения востребованной специальности. Каждому выпускнику учебного
заведения, решившему повысить уровень образования, предоставляются льготные
условия для поступления в Иркутский институт международного туризма. Поскольку
колледж входит в структуру института, студент в зависимости от успешности в
учебе может поступить сразу на 2-й или 3-й курс и получить скидку на оплату
обучения.

Метки:
baikalpress_id:  17 738