Дзинь, пьянь и мужик в кокошнике

Эксперты обсудили неэтичную рекламу

В очередной раз в Иркутске собрались эксперты, чтобы обсудить творческий продукт местных рекламщиков. Как отмечает Александр Кулиш, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Иркутской области, от работы экспертного совета есть положительный эффект, в течение второй половины 2012 года не было оснований собираться. Однако положительную картину подпортили новогодние праздники.

Прячутся от штрафов

В начале Александр Кулиш прочитал доклад о результатах работы по делам,
которые комиссия рассматривала ранее.

— Реклама службы знакомств с изображением полуобнаженных девушек, которая
распространялась в Братске, была признана ненадлежащей, распространитель
заплатил штраф — 100 тысяч рублей. Рекламодатели, распространявшие в Братске
ролики со слоганом «Скоро пипец высоким ценам на натяжные потолки», тоже
заплатили 100 тысяч штрафа.

Распространитель рекламы водки с изображением довольных людей также получил
штраф в 100 тысяч рублей. Реклама МММ-2011, содержавшая издевательскую фразу «Не
надоело работать за гроши?», заказчиком которой выступало ООО «Фермерский
дворик», была признана ненадлежащей. На ООО наложили штраф в размере 100 тысяч,
который не был заплачен и вряд ли будет. Есть подозрение, что «Фермерский
дворик» — фирма-однодневка, создаваемая чисто под нужды МММ-2011.

По рекламным баннерам иркутского бара со слоганами «Вечеринка у мулате на
хате» (на афише изображен обнаженный стриптизер) и «Корабл...цкая вечеринка» еще
идет расследование. Однако этот бар засветился и на нынешнем совете. Теперь ему
предстоит отвечать за новые слоганы — «Алко ФАКультет» и «Всем ПИть ЗДЕСь».

— На мне есть грех — пару раз я высказывался, что в рекламной деятельности
бара присутствует юмор, — сказал Александр Гимельштейн, председатель Иркутского
отделения Союза журналистов России, — но сейчас мне хочется процитировать
классический фильм и сказать: «Что характерно — обнаглели».

Глумливый образ

Некоторое время назад в антимонопольную службу обратились жители Иркутска —
их возмутила реклама ночного клуба со слоганом Russian style.

— На афише изображен небритый мужчина — не то он с похмелья, не то умственно
отсталый, — говорит заявитель Анатолий Обухов. — Мужчина изображен на фоне
кремлевской стены, на голове у него кокошник и терновый венец. Мы считаем, что
это оскорбительный образ. Здесь написано «русский стиль», т. е. я, как русский,
должен носить русские одежды, быть всегда небритым, неопрятным, с бодуна.
Терновый венец на голове оскорбляет православных людей.

— Давайте включим здоровое чувство юмора. Реклама — да, не очень. Ребята
пошутили, но неудачно, — говорит Владимир Рабинович, заведующий кафедрой рекламы
факультета сервиса и рекламы ИГУ. — Я не думаю, что у создателей была
генеральная цель поглумиться над русским народом. Видеть же во всем происки
экстремистов и врагов — это тоже разновидность экстремизма. — Такая реклама
усилит в человеке скептицизм, ерничество, — взял слово Павел Телегин, иерей
Иркутской епархии Русской православной церкви, — вызовет нехороший смех. Я
считаю, что эта реклама оскорбительна. Молодой человек, который имеет слабое
понятие о культуре, посмеется, скажет, что клево, весело, смешно, и пойдет
дальше, но это изображение останется у него в душе. Когда он будет смотреть на
священные образы с распятым Христом, он вспомнит это и не примет всерьез. Если
мы хотим, чтобы нравственность окончательно умерла, давайте равнодушно проходить
мимо этих рекламных плакатов.

За то, что реклама содержит оскорбительный образ, проголосовали почти все
эксперты. Александр Гимельштейн и Владимир Рабинович воздержались от участия в
голосовании.

Ресторан и даосизм

Следующим пунктом повестки стала реклама иркутского ресторана китайской кухни
следующего содержания: «Шоу ЛИНЬ-тяй, пройди все ступени нового года, от дзИНЬ
до пьЯНЬ».

— В процессе креативной деятельности разработчиков произошло досадное
недоразумение, — сообщил юрист ресторана. — Изначально заведение хотело
подчеркнуть национальный колорит, специфику заведения, никоим образом мы не
хотели намекать на положительные стороны употребления алкогольных напитков.
«ДзИНЬ» и «пьЯНЬ» — это словесный каламбур, который в культурном плане ничего не
значит.

— Вы сейчас лукавите, — ответил Владислав Есипов, заведующий кафедрой
искусствоведения Института изобразительных искусств и социальных наук НИ ИрГТУ.
— Дзинь — это звон бокалов; что обозначает второе слово, тоже понятно, к тому же
четко указано: «Пройди все ступени Нового года».

— Мы здесь увидели негативное отношение к даосизму, древнекитайской
философии, и второй момент — здесь есть посыл к чрезмерному употреблению
алкоголя, — сообщил Александр Кулиш. — Одна из особенностей даосизма заключается
в том, что даосизму все это глубоко до лампочки, — заметил Александр
Гимельштейн. 11 экспертов признали рекламу ненадлежащей, 4 проголосовали против.

Разоблачили розыгрыш

Следующим пунктом стала реклама призовой акции. Еженедельно в федеральной
газете размером на целую полосу выходит рекламный продукт следующего содержания:
«Без труда, без риска, без обмана вы можете стать владельцем нового автомобиля
«Ниссан-Кашкай». Только один человек станет хозяином машины — может быть, это
вы? Чтобы проверить, вычтите из вашего года рождения номер призовой акции 512, к
полученному числу добавьте ваш возраст, достигнутый в этом году, и результат
умножьте на тысячу. Внимание: если у вас получился 1 млн 500 тыс. — поздравляем,
вы победитель!»

— Дальше мелким текстом идет информация: чтобы выиграть приз, нужно еще
заказать товар у этой организации, — рассказал Александр Кулиш.

— Тут прямое надувательство, — сообщил Александр Гимельштейн. — По всему
видно, что эта реклама распространялась в прошлом году. У каждого человека,
родившегося до 2000 года, который брался за подсчеты, должно было получиться 1
млн 500 тыс. Тут использована простая формула.

По информации УФАС, многие люди воспринимают эту рекламу всерьез и внимание
на мелкий шрифт предпочитают не обращать, и, заявив свое право на выигрыш,
получают кучу брошюр с товаром, который надо заказать. Люди заказывают
продукцию, оплачивают, но вручать им машину никто не торопится. Все эксперты
признали, что реклама розыгрыша содержит недостоверную информацию.

Рекламу молодой иркутской группы «Прощание славянки», представляющую собой
ступню, которая показывает средний палец, эксперты хоть и посчитали неэтичной,
но решили ограничиться предупреждением.

Метки:
Загрузка...