Село ветров

В Улее активно занимаются сельским хозяйством и обживают новые земли

Село Улей можно по праву назвать гордостью Осинского района. Здесь находятся 12 крепких, самодостаточных хозяйств, что в нынешние времена редкость. С каждым годом село растет, и, как это ни удивительно, практически вся молодежь после окончания учебы в городах вновь возвращается на свою малую родину. «Мы с рождения знаем, что лучше всего жить на земле, которая даже в тяжелые времена сможет нас прокормить и обеспечить», — говорят жители Улея.

Своей земли уже не хватает

Село Улей находится в живописном месте. Вокруг — сплошные просторы и обширные
поля, где круглый год пасется домашний скот. Жители довольно приветливо
встречают незнакомых людей и охотно рассказывают о своем житье-бытье.

Почему село получило название Улей, у местных есть несколько версий. Так,
например, согласно одной из них, оно названо по имени одного из основателей. В
то же время предки предполагали, что название села в переводе означает «место,
продуваемое ветрами», поскольку с давних пор здесь действительно постоянно дули
холодные ветра. Однако есть и еще одна легенда, связанная с происхождением
названия. Она гласит, что один из девяти сыновей Енгута, охотившийся вместе с
братьями, облюбовал это место, богатое растительностью и дичью, и остался здесь
жить. На вопрос отца, где же его сын, вернувшиеся домой братья коротко ответили:
«Улеэ», что в переводе с бурятского означает «остался». С тех пор эту местность
стали называть Улей.

Старожилы предполагали, что сам улус Улей возник в начале XVII века и его
основали семь родов. Их представители до сих пор живут в Улейской долине. Всего
же в этой местности образовалось 33 улуса.

В годы всеобщей коллективизации были образованы колхозы «Адууша Улей»,
«Булык». Под лозунгом «Кулака ликвидировать как класс!» Боханский аймачный
исполком и комитет бедноты составляли списки кулаков. Десятки зажиточных семей
Улея были высланы, а их имущество конфисковано. В один населенный пункт Улей
превратился в 1964 году, когда в связи со строительством Братской ГЭС произошло
затопление местности, вследствие чего многим жителям пришлось покинуть свои
места. Сегодня Улей представляет собой достаточно крупное селение с развитой
инфраструктурой. Как отметил Афанасий Намсараев, глава Улейского муниципального
образования, поскольку их село находится достаточно далеко от районного центра,
они по возможности постарались стать самодостаточными и крепко стоят на ногах.
Наблюдая за жизнью местного населения, можно сказать, что в этом они
действительно преуспели. Только в одном Улее работают 12 хозяйств различных форм
собственности: КФХ, ООО, кооперативы. В этом году в федеральных инвестиционных
проектах участвует уже 18 предприятий.

Жители активно занимаются сельским хозяйством: разрабатывают пахотные земли,
разводят живность, приобретают новую технику, оборудование и т. д. В частных
подворьях население держит по 10—20 голов крупного рогатого скота и до 50—100
лошадей. Живность здесь находится на свободном выпасе, поскольку все зерновые
поля огорожены и скот проникнуть туда не может.

Многие из работающих на селе — совсем молодые люди. Так повелось, что уже
много лет младшее поколение, получив образование в городах, возвращается на свою
малую родину и активно занимается земледелием. Правда, в последнее время назрела
одна большая проблема: нехватка той самой земли. Все пахотные наделы уже заняты,
поэтому некоторые предприимчивые производители стали переходить на земли
соседнего Усть-Удинского района. Впрочем, местные жители против такого вторжения
не возражают, скорее наоборот — рады, что их поля не будут пустовать, да и для
них появляется работа.

Школа выдающихся борцов

Самым большим и заметным строением в Улее является школа. Здесь сегодня
получают знания 227 детей. Кроме местных ребятишек в школе обучаются дети из
соседних деревень Тагай и Батхай. Каждый день их на занятия доставляет автобус.
По словам Анатолия Шалтыкова, директора школы, с каждым годом количество
учащихся растет. В этом учебном году в школу пошли 20 первоклашек, в следующем
ожидается 23. И в последующих годах также намечается прибавление. Улей занимает
третье место в районе по рождаемости, в среднем в одной семье здесь имеют
четырех детей. Как отметил директор школы, особый упор в образовательном
учреждении делают на качество обучения детей. И это приносит свои положительные
результаты.

Выпускники школы привозят и отдают в школу свои дипломы, благодарности и
грамоты, полученные в вузах. Особенно гордится Улейская школа своими
спортсменами. Только на одно село приходится 12 мастеров спорта по вольной
борьбе, из них четверо — заслуженные тренеры СССР и России. Ежегодно здесь
проводится турнир на приз братьев Махутовых, на котором собирается около 200
спортсменов из Бурятии, Агинского округа, Якутии, Красноярская края и Иркутской
области. Улейские спортсмены каждые каникулы выезжают в Улан-Удэ тренироваться в
центр олимпийской подготовки. Борьбой активно занимаются не только парни, но и
девушки. Рядом со школой завершается строительство Дома борьбы, где в скором
времени и будут заниматься спортсмены.

— Мечту о нем мы лелеяли давно. В прошлом году, на Рождество, началось
строительство. В этом году, к марту, должны его закончить. Уже купили окна,
двери, перекрыли крышу и многое другое. Пиломатериалом нас по возможности
снабжают наши же хозяйства. Можно сказать, что строится Дом борьбы методом
народной стройки. Кто чем может помогает, — говорит Анатолий Петрович. — На базе
школы также работают детский Дом творчества и ДЮСШ.

Есть в Улейском общеобразовательном учреждении и свой трактор для сельских
работ. Его школа получила в 1999 году, когда заняла первое место в регионе по
ведению школьного подсобного хозяйства, а затем получила и третье место на
всероссийском конкурсе. В то время учебное заведение владело 47 гектарами земли.
Школьники выращивали зерновые, овощи. Только на пяти гектарах они сажали
картофель. Также имелся свой плодово-ягодный сад. Кроме того, при школе
существовала своя небольшая свиноферма — на 10 голов. Держали и крупный рогатый
скот. Поэтому у детей круглый год было свое молоко и мясо. Часть урожая они
реализовывали в Центральную районную больницу и местному населению. Сейчас
пришкольный участок составляет чуть больше гектара, однако, как заверяет
руководство школы, этого вполне достаточно для того, чтобы дети круглый год
получали на обед собственноручно выращенные продукты.

Сказ об улейских девушках

Улейская долина богата различными легендами и преданиями. Каждая местность
хранит свою необычную историю. Так, например, в Улейской долине имеются святые
места, воспетые в героическом сказании бурят «Абай Гэсэр Богдо — хан», где
описывается война Гэсэра с Лобсоголдой хара Мангадхаем. Стоя у подножия горы
Удактай, с вершины которой видны Восточные Саяны, Гэсэр пустил стрелу,
пронзившую Лобсоголдоя. На месте падения кусочка земли, прилипшей к стреле
Гэсэра, образовалась гора Орголи. А там, где вонзились пять пальцев чудовища,
образовались пять сопок и появилась гора Таряатын-табан-хушуун. На месте падения
33 позвонков Мангадхая выросли лиственницы, которым сейчас свыше тысячи лет.

Именно из этих мест пошло предание об улейских девушках, на основе которого
поставлен спектакль с одноименном названием. Сейчас он известен по всему миру.
Так, предание гласит, что когда-то в Улее жила красавица Баршуудхын Дуухэй,
слывшая непревзойденной певуньей. Выданная насильно замуж, она пыталась сбежать
от мужа, за что местными родовыми старшинами была посажена в колодки на
несколько суток. Сидя в юрте, она пела про свое горе. Ее песни приходили слушать
девушки всего улуса, но они ничем не могли ей помочь. Некоторые из девушек
поднимались на крышу и бросали ей в дымоход цветы. Двадцать долгих дней
просидела Баршуудхын Дуухэй в неволе, но все-таки ей удалось бежать. Вырвавшись
из колодок, преследуемая, она добралась до родного улуса, где застала свадьбу
своего брата и приняла участие в пиршестве и ехоре. Вскоре свадьба закончилась.
Пока Баршуудхын пела, у нее было хорошо на душе, а после гуляний она не знала,
куда деться. Боясь быть снова посаженной в колодки, девушка повесилась в овине
вместе со своими семнадцатью подругами, которые, как и она, страдали от насилия
и гнета.

В Улее до сих пор предостерегают девушку, приехавшую сюда погостить, чтобы
она в поздний час не пела. Согласно поверью местных шаманистов, каждая
трагически умершая красивая девушка, имевшая хороший голос, считалась призванной
в число «улейского множества». В результате появилось более трехсот улейских
заянок (заян — дух, защитник). Эти и многие другие легенды жители помнят до сих
пор и передают их подрастающему поколению.

45 детей в садике, 120 сидят дома

Несмотря на внешнее благополучие, в Улее, равно как и в других селах, есть
свои проблемы и заботы. Так, по словам Афанасия Намсараева, в Улее не хватает
мест в детском саду.

— Сегодня дошкольное учреждение у нас посещают 45 детей, а дома находятся еще
120 ребятишек. Хотели приспособить под садик контору, но она сгорела. Да и тот
детский сад, который мы сегодня имеем, нуждается в капитальном ремонте, —
говорит глава муниципального образования. — Также существуют проблемы с
водоснабжением. Наша вода не соответствует СанПиНам. В 2012 году по программе
«Чистая вода» была построена водозаборная башня, где предусмотрены очистительные
фильтры. По «Народному бюджету» мы также приобрели трактор для подвоза воды и
тушения пожаров. Постоянная головная боль — дороги. Стараемся их ремонтировать,
но это довольно сложно делать, поскольку через наше село постоянно проезжают
лесовозы. И как следствие — разбитые дороги. Тем не менее, невзирая на эти
сложности, нужно сказать, что у нас очень дружное и крепкое село. И мы стараемся
сделать его еще лучше.

Метки:
Загрузка...