Жилкинский пятак оккупировали китайцы

Жители микрорайона дышат пылью и боятся переходить через дорогу

С нелегальной торговлей лесом в нашем городе ситуация такая же, как с игровыми автоматами. Все видят, все знают, и полиция с негативным явлением вроде как борется, но победить это зло не получается на протяжении уже многих лет. На любом иркутском строительном форуме на вопрос, где взять недорогое бревно, вам ответят: на пятаке в Жилкино. Пятак уже стал именем нарицательным — на протяжении как минимум десятка лет здесь торгуют лесозаготовители. Работают в основном под покровом темноты раним утром и поздним вечером.

Избегают проверок

Как нам удалось узнать перед поездкой в Жилкино, водители большегрузных
машин, неофициально торгующие лесом, отличаются крутым нравом. Хамят даже
приезжающим с проверками первым лицам области, а уж журналистов могут запросто
побить. Когда мы прибыли на место, торговцы уже разъехались. На месте в ожидании
клиентов стояла лишь погрузочная техника.

— Да они, как только кто-то проверяющий приезжает, сразу тикАют, — говорит
водитель крана, Виктор. — С вами точно не стали бы разговаривать. Часов в 6 утра
здесь собирается много лесовозов — штук 10. В 9 уже никого нет. Потом приезжают
вечером, после 10. Китайцы у них в основном покупают. У них через дорогу
пилорама.

— А проверки тут часто бывают?

— Да почти каждый день, но «Газель» транспортной полиции тут все знают как
облупленную. Как только она подъезжает, всех как ветром сдувает. Мне кажется, о
ее приезде они как-то заранее знают.

Сергей, которого мы встретили на пятаке, — сотрудник строительной фирмы;
покупает здесь лес регулярно. Поговорить с нами он согласился только на условиях
анонимности.

— Привозят сюда круглый необработанный лес. Пиленый-то они и днем могут
возить спокойно, — рассказывает наш собеседник. — На кругляк обычно с
документами проблемы. Еще одно место, где можно купить лес, — это трасса перед
въездом в город, Александровский и Качугский тракты.

Лес уходит в Китай

На пятаке лес в основном приобретают китайцы. Местные покупатели на них в
обиде — перебивают цену. В среднем лесовоз стоит 50—55 тысяч рублей (это от 17
до 20 кубов леса). Китайцы могут предложить за машину 60 тысяч. Вообще, ценовой
диапазон на пятаке довольно широк. За хороший лес первого пила цена может
возрасти до 80 тысяч. Такой лес именуется экспортом — это ровненькие бревна, без
сучков. Лес качеством похуже имеет название «пиловочный» — это второй пил.

— Наши еще могут выбирать, а китайцы скупают любой лес, — добавляет Сергей.

Выходцы из Поднебесной действуют шустрее. Наш покупатель только приценится, а
машину уже увели из-под носа. Бревна сгружаются на ближайших базах, а потом с
тупиков в Китай переправляются как пиломатериалы, так и необработанный кругляк.

Иногда Сергей покупает лес перед въездом в город. Однако отмечает, что
граждане КНР об этой теме прознали и тоже начали дежурить на трассе. Но пятаку
не изменяют, он по-прежнему остается для них местом активных сделок.

— Чтобы опередить китайцев, нам приходится перехватывать лесовозы еще по
дороге в Иркутск, — отмечает Сергей.

Лес на пятак возят из разных территорий — Осинского, Эхирит-Булагатского
районов. Много машин идет из Горохово. Там, по словам знающих людей, проще всего
своровать лес. Еще возят из Манзурки — этот лес более качественный. Самым лучшим
и ровным считается кругляк из Жигалово. Строители отмечают — то ли благодаря
местному климату, то ли еще каким факторам, но качество леса, спиленного на этой
территории, превосходное. Правда, найти жигаловские бревна в Иркутске
практически невозможно из-за слишком дорогой доставки.

До жителей никому нет дела

Жители поселка Жилкино с опаской замирают на пешеходном переходе. Светофоров
здесь нет, а машины не торопятся останавливаться, чтобы пропустить людей.
Соседство с пятаком и пилорамами людей, мягко говоря, напрягает.

— Машины большегрузные здесь носятся как по трассе, — говорит Ирина. — Идешь
по переходу — вроде бы одна остановится, так из-за нее другая выруливает, вот и
трясешься от страха все время. Лесом ворованным тут все время торгуют. Всем об
этом известно, транспортная полиция сюда приезжает как на работу, только
результатов что-то не видно. Через пятак жилкинцы ходят на местный рынок и очень
раз- дражаются, что лесовозы перегораживают им путь.

— Летом у нас тут совсем беда. Посмотрите на дороги — они все разбиты, пыль
летит несусветная. Выйдешь на улицу — начинаешь задыхаться, — говорит
пенсионерка Наталья Ефимовна. — Тут все заботятся о своей выгоде, о людях никто
не думает. Вон, посмотрите, бревно на дороге валяется, все объезжают, и даже
никому не приходит в голову его убрать.

Комментарий

«На пятаке в Жилкино регулярно проводятся проверки, — говорит Андрей Иванов,
сотрудник пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области. — Выезжают туда и
сотрудники отдела экономической безопасности в лесной отрасли ГУ МВД, и
представители областного агентства лесного хозяйства, и ГИБДД. Часть
лесозаготовителей работают официально, у них есть необходимые документы. Но
хватает и тех, кто нарушает требования в сфере организации деятельности пунктов
приема и отгрузки древесины. Начиная с декабря прошлого года на Жилкинском
пятаке Агентство лесного хозяйства выявило 11 нарушителей, отдел экономической
безопасности — трех. Эти люди понесут административную ответственность и
выплатят штрафы».

Метки:
baikalpress_id:  17 619