«Живем потихоньку»

От некогда большого села осталось 50 дворов

Деревня Копылово, что находится в Качугском районе, совсем небольшая. В ней не более 50 дворов. Большинство бревенчатых домов выглядят совсем старыми, новых построек здесь нет, да и взяться им неоткуда. Жители сетуют, что молодежи в их селении практически не осталось, все стараются перебраться поближе к районному центру или уехать в города. Причина такой тенденции очевидна: отсутствие работы и видимых перспектив на развитие. В Копылово имеются только начальная школа, небольшой клуб, библиотека и магазин. Мужчины от- правляются на заработки в лес, а жены остаются хлопотать по дому и ухаживать за неприхотливым хозяйством.

«Надежда на нового мэра»

Самое свежее строение, которое нам удалось найти в Копылово, — это начальная
школа. Однако ее история насчитывает уже более 100 лет. Два года назад, в
юбилей, ее перенесли с одного места на другое. Старый участок, на котором она
располагалась, постепенно превращался в болото, из-за чего школа медленно начала
разваливаться. Строение разобрали и собрали уже на новом месте: сменили гнилые
бревна, поменяли балки, убрали две печи. Сейчас школа располагается на небольшой
возвышенности и считается самым высоким зданием в Копылово.

Из-за того что помещение совсем небольшое, спортзал находится прямо в широком
коридоре. Во время перемены дети могут покидать мяч в баскетбольную корзину,
полазить по шведской стенке или повисеть на канате. В этом году здесь обучается
всего 12 ребятишек. С пятого класса дети учатся в селе Манзурка, что в 15
километрах от деревни. Свободное время они проводят и в клубе, где проходят
кружки по шашкам, шахматам и аэробике.

— Мы недавно начали заниматься вокалом, пока выступаем только на местных
праздниках. Далеко не ездим, — говорит Марина Уманец, заведующая клубом. —
Каждые выходные проводим дискотеки, подростки до 23.00 могут оставаться, а позже
только для тех, кому за восемнадцать.

В этом году в клубе провели косметический ремонт, на следующий год местные
власти пообещали сделать капитальный.

— Этому зданию уже 70 лет, пора его приводить в порядок. Старое стало,
ветшает. Одно подсобное помещение мы переоборудовали под отдельный кабинет.
Теперь у нас на праздники проводится чаепитие. Обещали в этом году детскую
площадку построить напротив клуба, но из-за выборов все отложилось. Теперь у нас
надежда на нового мэра, — рассказывает Марина Уманец.

Без привидений не обошлось

Как и во многих маленьких деревнях, здесь занимаются только своим подсобным
хозяйством. Несмотря на то что деревушка находится в болотистой местности, по
утверждению местных жителей, вокруг земли плодородные. На всю деревню имеется
только один фермер, но он не привлекает к работе местных жителей: сам пашет,
сеет, убирает. Мужчины в основном уезжают на заработки в лес, а жены
присматривают за хозяйством.

Когда образовалась деревня, доподлинно никому не известно. В библиотеке
хранятся записи, составленные со слов старожилов. Известно, что эту местность
населяли эвенки, буряты. В царское время сюда отправляли ссыльных, и именно в то
время в эти края направили трех Копыловых. Возможно, что в честь них деревня и
получила одноименное название. Другой вариант, который рассматривают жители,
связан с самим словом «копыл». Это короткий брусок в полозьях саней. Местные
предполагают, что это означает надежность. По ведомостям в 1913—1917 гг., в селе
Копылово было 113 дворов с населением 734 человека, из них 370 мужчин и 364
женщины. В свое время здесь были поселенцы из Польши, Украины, Белоруссии. Как и
повсеместно, существовала своя коммуна, затем колхоз.

— При колхозе работала кузница, где подковывали лошадей, была времянка, где
делали кирпичи. В хозяйстве прямо на полях выращивали овощи: капусту, лук,
морковь, свеклу, огурцы и даже помидоры в открытом грунте. Урожаи при этом были
всегда хорошие, — рассказывает Вера Уманец, библиотекарь. — Держали много скота:
коров, свиней, овец.

Есть даже упоминания о том, что при колхозе вдоль реки стояло 24 мельницы,
куда люди со всей округи съезжались молоть хлеб. Недалеко от Копылово протекает
речка Куйтун, на ней местные жители только рыбачат, поскольку вода очень
холодная.

Водятся здесь и свои привидения. Так, например, старожилы рассказывают, что в
одно время при въезде в деревню местные жители видели призрак белой женщины и
молодого жеребца.

От церкви остались надгробные плиты

В Копылово была своя церковь Святых Равноапостольных Царей Константина и
Елены. Она была построена в 1884 году и приписана к приходу Казанской церкви
села Седово. Основательницей ее стала приезжая женщина Елена, которая вместе с
мужем и сыном переехала сюда жить. Муж был солдатом. У них имелись немалые
деньги, и когда муж скоропостижно скончался, вдова на свои средства построила
церковь. Помимо этого, Елена держала свой магазин. Здание церкви было
деревянное, и один раз в нем случился пожар. Пока Елена тушила церковь, к ней в
магазин пробрался местный житель и украл все деньги с товаром. Он ехал за водой,
увидел раскрытые двери магазина и решил воспользоваться моментом. В 18 лет умер
и сын Елены: парень отправился за водой, и его задавил конь. Сама Елена прожила
до глубокой старости и умерла в одиночестве.

В советское время колокола с церкви сняли, увезли на переплавку, церковь
разобрали и увезли на строительство интернатов при школах. Сегодня от нее ничего
не осталось, сохранились только надгробные плиты, указывающие на то, кто под
ними захоронен. Находятся они на огороде у местной жительницы Натальи Шишкиной.
По ее словам, она не возделывает землю около плит и ничего там не сажает. В
честь основательницы церкви каждый год 3 июня в Копылово проходит престольный
праздник — День матери Елены.

93-летняя труженица

Среди старожилов деревни — Мария Седых. Несмотря на свой преклонный возраст,
93 года, бабушка еще год назад пилила «Дружбой» и колола дрова, сама ухаживала
за огородом и присматривала за хозяйством.

— Не успеешь оглянуться, она уже в огороде, трудится между грядками, —
говорит ее дочь Екатерина.

— Не могу без дела сидеть, привыкла работать. Прошу вот сейчас мне шерсть
принести, варежки крючком вяжу, пряду, читаю. В последнее время нездоровится, —
отвечает Мария Петровна.

Тем не менее бабушка успевает вязать теплые вещи. Как рассказывает Мария
Петровна, окончила она всего три класса и сразу пошла работать вместе с
родителями. В то время у каждой семьи был свой участок, который они сами и
обрабатывали: сеяли, жали вручную серпом, боронили на конях и др. Отец семейства
охотился, ездил за орехами. Тем и жили.

— Когда колхоз организовали, все свое добро в него несли. Родители отдали
двух коней, корову, амбары. Я тогда везде работала: на погрузке, на машине,
дрова пилили. На склад привезут трактор дров, и мы с подругой вдвоем их пилим.
Перед войной мы на дорогах за Качугом работали, жили в палатках, тракт в село
Анга проводили, а в войну вернулись в деревню. Я на складе работала, перевозила
тяжелые кули с зерном и сама же их носила, — вспоминает Мария Седых. — Перед
распадом совхоза работала на ферме. В то время хозяйство было действительно
большое. Мы выходили на поля и вручную поливали огурцы, помидоры, пололи.
Живности много держали: дойных коров около 400 голов, молодняка более тысячи,
большой птичник, овцы, свиньи.

По словам Марии Петровны, раньше в деревне жили дружно, гуляли всегда все
вместе, но пьянок не было. — Весело жили, не то что сейчас. Деревня намного
меньше стала, половина населения уехала. Работы нет. Остались почти одни
пенсионеры. Но ничего, живем потихоньку, кто хочет трудиться, тот всегда себе
дело найдет. Главное — не лениться, — говорит Мария Седых.

Загрузка...