Аэропорт разместится в Усть-Орде?

Перспективу строительства аэропорта на 56-м километре Якутского тракта общественность округа оценивает положительно

Напомним, что разговоры о необходимости строительства нового аэропорта идут в Приангарье уже больше полувека. Еще в 60-х, вслед за выходом постановления о переносе воздушной гавани за пределы Иркутска, эксперты рассматривали более 30 вероятных площадок. Однако планы так и остались планами. И только в 90-е, после трагедии в Мамонах, вопрос о возведении новой авиагавани, казалось, был решен. Тогда из трех возможных вариантов размещения аэропорта всерьез рассматривался проект по строительству масштабного авиаузла недалеко от Усть-Орды. И хотя все технические согласования были успешно пройдены, а одобрение столичных экспертов получено, область и округ не смогли договориться. И вот сейчас, спустя почти 20 лет, о проекте вновь заговорили.

Перспективы заманчивые

Поводом к возобновлению разговоров стало недавнее заявление губернатора
Сергея Ерощенко о готовности областного правительства рассмотреть вопрос о
строительстве нового аэропорта вблизи поселка Усть-Ордынского. Правда, при
условии, что местные жители одобрят такой вариант развития событий.

— В случае поддержки населения и положительной экспертной оценки будущей
площадки правительство региона готово взять на себя расходные обязательства по
развитию инфраструктуры, — отметил глава региона, выступая на
научно-практической конференции в поселке Усть-Ордынском.

Понятно, что заявление губернатора воодушевило общественность округа.
Строительство аэропорта, а речь идет о современном транспортном авиаузле, — это
и новые рабочие места, и значительные отчисления в местные бюджеты, и повышение
уровня товарооборота. Словом, перспектив масса.

— Возведение столь масштабного объекта сулит колоссальные перспективы и для
округа, и для области. Это и новый виток экономического развития, и решение
давно наболевших вопросов, — считает экс-глава поселка Усть-Ордынского, депутат
местной думы Дмитрий Бурбанов. — Если же говорить конкретно о поселке, то
строительство нового аэропорта я прежде всего связываю с трудоустройством
местных жителей. Пока у нас, к сожалению, рабочих мест не хватает.

Солидарен с мнением Дмитрия Бурбанова и настоятель Усть-Ордынского окружного
дацана.

— У нас сотни жителей поселка ежедневно ездят в Иркутск на работу. Чтобы
успеть к девяти, они встают в шесть утра, — говорит Саян-лама. — Поэтому я,
конечно, поддерживаю идею строительства аэропорта. Такой проект нужен. И если
будет на то политическая воля, то и планы, я уверен, обязательно сбудутся.

В шаге от реализации

Напомним, что еще в 90-е годы проект по возведению аэропорта недалеко от
Усть-Орды успел получить одобрение специалистов. Более того, в поселке была
создана дирекция по строительству авиаузла и даже выбрано имя будущей гавани —
аэропорт планировали назвать Байкал.

— Проект был в шаге от реализации. Все, что оставалось, — сесть за стол
переговоров и прийти к конкретным взаимовыгодным условиям в части налоговых
отчислений, финансовых вложений и других немаловажных вопросов, — говорит доктор
юридических наук, заслуженный юрист России Сергей Босхолов. — Однако у Бориса
Говорина, тогдашнего губернатора Иркутской области, и Валерия Малеева, главы
Усть-Ордынского Бурятского (тогда еще автономного) округа, договориться, к
сожалению, не получилось. В итоге мы потеряли целых 18 лет. Сегодня, конечно,
все куда проще, ведь область и округ — это единое целое.

Сам Сергей Босхолов, будучи депутатом Госдумы РФ от Усть-Ордынского
автономного округа, принимал активное участие в разработке и дальнейшем
продвижении проекта. Еще тогда, в 90-е, он аргументированно заявлял, что лучшего
варианта для размещения аэропорта нет и быть не может.

— Проект, который мы разработали, — это ведь не просто новый аэропорт, а
современный транспортный узел, способный обслуживать трансполярные рейсы. Тогда
только-только стартовали первые международные кросс-полярные перелеты, — говорит
Сергей Босхолов. — Кроме того, реализация проекта предполагала и возведение
масштабной инфраструктуры. В частности, прокладку железной дороги и даже
строительство моста через Ангару, что существенно сократило бы расстояние между
аэропортом и двумя городами-спутниками — Ангарском и Усольем-Сибирским. Ну а в
целом я всегда говорил, что разработка других вариантов размещения — это пустая
трата времени. В части основных параметров площадка идеальная. Там никогда не
бывает туманов, там почти идеально ровный рельеф. Остается лишь надеяться, что
на сей раз строительство не заставит себя ждать. Настрой губернатора Сергея
Ерощенко внушает оптимизм.

Конкуренты не спят

В целом эксперты отмечают: у жителей поселка Усть-Ордынского есть все
основания поддержать идею о строительстве аэропорта. Единственное «но»: земля,
на которой предполагается строительство, находится в собственности у нескольких
десятков пайщиков.

— И все же в рамках открытого диалога и при условии обоюдной
заинтересованности договориться, я уверен, удастся. Такой объект дорогого стоит.
Тем более что конкуренты не спят. И Красноярск, и Дальний Восток, и Монголия, и
Китай запросто могут перехватить идею о создании столь масштабного перевалочного
авиаузла для трансполярных перелетов.

Загрузка...