Государство кинули по-крупному?

Киренская РЭБ флота: банкротство со многими неизвестными

Далеко не каждому жителю Иркутской области, а тем более жителям других регионов бескрайней России, понятно, что такое водный транспорт для северных районов области. Между тем в Киренский, Бодайбинский, Мамско-Чуйский районы практически все завозится по рекам Лена и Витим. Освоение месторождений нефти, золота, газа тоже не проходит без участия речников. Наконец, для нас, жителей Киренского района, флот — это просто основа жизни, любимая и для многих единственная работа. Поколениями киренчан у нас в районе создавались две мощные РЭБ — Киренская и Алексеевская. И еще лет десять назад никто не мог подумать, чему мы станем свидетелями.

В 2004 году речной комплекс нашего района внезапно оказался на грани
банкротства. И банкротство случилось. Сначала эта горькая участь постигла
алексеевских речников. Фактически можно говорить о том, что группой лиц, в
которую, предположительно, могли входить представители ЗАО «Алмаззолотокомплект»
и ЗАО «НафтаСиб», путем инициирования процедуры банкротства за бесценок был
произведен вывод из государственной собственности речного флота Алексеевской
РЭБ.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. Обкатанная в Алексеевке схема,
предположительно, все той же группой лиц была применена на следующем объекте
государственного стратегического имущественного комплекса — Киренской РЭБ флота.
Что произошло в Киренске, детально описано аудиторами Счетной палаты России в
решении коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 19 декабря 2008 года №
58К (635) «О результатах контрольного мероприятия «Проверка в открытых
акционерных обществах «Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота»
(Иркутская область), «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота» (Иркутская
область) и «Осетровский речной порт» (г. Усть-Кут Иркутской области) организации
и осуществления процедур банкротства в целях противодействия проявлениям
рейдерства за весь период их проведения».

Аудиторы установили, что до момента объявления Киренской РЭБ банкротом в
действиях директора РЭБ усматривались признаки осуществления преднамеренного
банкротства. В начале нулевых годов Киренской РЭБ флота заключались сделки на
заранее невыгодных для нее условиях. В частности, Киренская РЭБ флота выступила
поручителем за неплатежеспособное предприятие, находящееся в стадии банкротства,
после чего у речников образовалась задолженность перед неким ООО «МАК Сервис» в
размере 115,7 млн рублей (!).

Одновременно с этими явно самоубийственными действиями руководство ОАО
«Киренская РЭБ флота» выступает с инициативой объявления Киренской РЭБ банкротом
и просит Арбитражный суд Иркутской области назначить арбитражного управляющего.
Предположительно, было высказано настойчивое пожелание, чтобы управляющий был
непременно из числа членов некоммерческого партнерства объединения арбитражных
управляющих «Авангард» (г. Москва). Можно предположить, что авторам схемы
захвата Киренской РЭБ не нужен был случайный человек, иначе откуда такая
конкретная просьба? В итоге управляющим был назначен Владимир Пуляевский.

Правда, здесь у дружной команды «приватизаторов», похоже, начались сложности.
Для того чтобы быть арбитражным управляющим, который определит судьбу
стратегического предприятия, согласно Постановлению Правительства РФ от
19.09.2003 № 586, нужно соответствовать нескольким требованиям: иметь высшее
экономическое или юридическое образование или же высшее профессиональное
образование в той сфере, к которой относится предприятие, находящееся в
конкурсном производстве. Если говорить о РЭБ флота, это внутренний водный
транспорт. Обязательно наличие не менее чем пятилетнего стажа работы на
стратегических предприятиях, из которых год — на руководящих должностях
(директор или заместитель директора). Соответствовал ли этим условиям господин
Пуляевский — большой вопрос.

Первое высшее образование он имел по специальности «Механизация сельского
хозяйства». Ни экономикой, ни юриспруденцией тут вроде бы не пахнет. Диплом о
высшем юридическом образовании появился только в 2005 году. Но свидетельство о
сдаче теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих
Пуляевский получил годом раньше. Как — для нас это загадка. Документы,
подтверждающие отношение Владимира Пуляевского к речному флоту, доступны только
в копиях. Пусть и заверенных, но тем не менее копиях. Есть, например, копия
трудового договора о найме Пуляевского заместителем генерального директора ОАО
«Киренская РЭБ флота» по правовым вопросам.

В договоре дата подписания: 2 февраля 1999 г. И должностной оклад — 2 млн
рублей в месяц. Что тут странного? В принципе ничего, но только нужно вспомнить,
что 4 августа 1997 года вышел Указ президента Российской Федерации № 822 о
деноминации рубля. В соответствии с указом с 1 января 1998 года с российских
денежных купюр исчезли лишние нули, и мы перестали покупать булку хлеба за 1000
рублей. А заодно и зарплаты в миллионах все перестали получать. И все это
случилось более чем за год до «трудоустройства» Владимира Пуляевского в
Киренскую РЭБ! В 1999 году работник с таким окладом просто пустил бы РЭБ по
миру. Что это — опечатка? Можно предположить, что появилась она при бездумном
копировании данных из какого-то другого договора, еще до деноминации. Кто-то
перенес цифру, не подумав, что делает. И бывший в тот момент генеральным
директором В.М.Перетолчин недрогнувшей рукой подписывает эту сомнительную
бумажку.

Возникает ощущение, что делался сей документ в крайней спешке, никак не в
1999 году, а много позже, и вовсе не ради найма ценного юриста (юристом-то
Владимир Пуляевский на тот момент, как следует из документов, имеющихся у нас в
наличии, вообще не был!), а ради самого документа. А поскольку мы имеем лишь
копию, то вообще сложно говорить, когда фактически был составлен этот договор.
Зато в 2004 году, видимо на основании этого же документа, В.М.Пуляевскому выдали
справку, которая подтвердила его стаж работы на речном транспорте.

Более того, по информации Пенсионного фонда Российской Федерации, а также
налоговой службы, в предоставляемой Киренской РЭБ флота отчетности по
персонифицированному учету сотрудников предприятия фамилия Пуляевский в
интересующий нас период не фигурировала, налог на доходы физического лица
Пуляевского в бюджетную систему Киренской РЭБ флота никогда не перечислялся.
Следовательно, заработную плату в Киренской РЭБ Пуляевский официально не
получал? Но все-таки, предположительно, именно группа «приватизаторов» успешно
изменила прошлое будущему исполнителю своих замыслов...

В итоге Пуляевский получил зеленый свет. Был принят основной документ
(отметим, что ФНС России была против его утверждения), регламентирующий порядок
продажи судов. По мнению некоторых экспертов, порядок продажи судов был таким,
что они могли отойти конкретному запланированному покупателю. Обычно в
аналогичных случаях действует такой механизм: если добросовестный покупатель
участвует в торгах, он должен, в соответствии с гражданским законодательством,
предварительно внести задаток на расчетный счет продавца. Это не позволяет
недобросовестным покупателям и продавцам манипулировать процедурой торгов. Но
Пуляевский утверждает Положение о продаже имущества Киренской РЭБ флота, в
котором предусматривается внесение задатка уже после подачи заявки на покупку
имущества. Журнал регистрации заявок по торгам вел сам Пуляевский, и
теоретически он имел возможность на каждом этапе изменения цены подкладывать
заявку от своих покупателей и переписывать заново журнал регистрации поступления
заявок. Вероятно, организаторы банкротства Киренской РЭБ уже думали, что игра
сделана. Но тут в торги за киренское предприятие вступило ООО «Верхнеленское
речное пароходство».

Даже в Киренске известно, что усть-кутские речники давно и активно расширяют
свой флот. Причем их суда не перепродаются куда-нибудь за пределы Иркутской
области, а работают в Ленском речном бассейне, то есть служат Иркутской области
и формируют весьма значительную налоговую базу. Известно, что уже не первый год
ООО «ВЛРП» предлагает создать в Иркутской области единый комплекс речных
предприятий, в том числе и с участием Киренской РЭБ. Так что вмешательство ООО
ВЛРП в судьбу киренского флота было не случайным и не внезапным. Многим
компетентным речникам известно, что ООО «ВЛРП» приняло решение об участии в
торгах чуть ли не с момента их объявления.

Схема с возможным переписыванием журнала учета заявок конкурсным управляющим
уже была известна и понятна. Неужели случайно 24 октября 2011 года
В.М.Пуляевский находился в своем офисе с семи утра? Чтобы исключить
предполагаемые незаконные действия по очередной подмене журнала, представители
ВЛРП пришли подавать заявку в это же время. Нотариус был приглашен все по той же
причине — из-за опасения возможных фальсификаций и необходимости нотариальной
фиксации записей в журнале регистрации заявок.

Пуляевский принял заявку от ВЛРП на участие в торгах, но вносить ее в журнал
регистрации отказался. Объяснил, что журнал в сейфе, а ключей нет. Новые
участники торгов оставили заявку и покинули офис Пуляевского. Когда они
вернулись удостовериться в факте внесения своей заявки в журнал регистрации,
ключи случайно нашлись, и всем на обозрение предстал таинственный журнал, в
котором содержалась запись о поступившей 17.10.2011 заявке от ООО «Алексеевская
РЭБ флота» на приобретение судов Киренской РЭБ. Теоретически за этой заявкой
могли стоять все те же ЗАО «Алмаззолотокомплект» и ЗАО «НафтаСиб — Иркутск».

А дальше самое интересное. Срок выплаты задатка по заявке Алексеевской РЭБ от
17 октября уже истек, в полном соответствии с Положением о продаже имущества
Киренской РЭБ, которое сам же Пуляевский и утвердил! То же положение, кстати, не
предусматривало возможности каких-либо отсрочек по выплате задатка. Чтобы
алексеевская заявка получила новую жизнь, надо было изменить дату ее подачи,
что, предположительно, Пуляевский и сделал бы, будь у него на это время.

Журнал был очень пристально осмотрен нотариусом, представителями ВЛРП и
понятыми. Там была лишь запись о заявке от 17 октября; никаких других, в том
числе и на оборотах страниц журнала, не было. В этом удостоверилось несколько
человек, в том числе и нотариус. Можем предположить: будь у опытного человека,
юриста Пуляевского, хоть малейшая законная возможность уклониться от принятия
заявки ВЛРП, он бы это сделал. Но законных возможностей, видимо, не было. Вся
эта ситуация была изложена в суде нотариусом М.И.Тимофеевой. Управляющий
зарегистрировал в журнале заявку нового участника, но это, предположительно,
могло нарушить интересы тех, кто ставил перед ним совсем другие задачи... С их
точки зрения, случившееся могло означать крах сложной и дорогостоящей
комбинации.

 Положение нужно было спасать, и в подвластном только Владимиру
Пуляевскому журнале на обратной стороне вдруг появляется запись о якобы
поступившем заявлении от ООО «Алексеевская РЭБ флота» с просьбой отсрочить
внесение задатка, как ни странно, до 24.10.2011, т. е. до даты, когда ООО «ВЛРП»
подало свою заявку. Уже позже нотариус Тимофеева под присягой в открытом
судебном заседании засвидетельствовала, что никаких записей на обороте журнала
не было! Именно 24.10.2011, в самом конце рабочего дня, поступает задаток от
Алексеевской РЭБ флота, и Пуляевский признает их победителями торгов.

Однако на этом завершить дело все-таки не удалось. Не согласившись с
действиями Пуляевского, ООО «ВЛРП» обратилось в арбитражный суд за
восстановлением своих нарушенных прав. Федеральный арбитражный суд
Восточно-Сибирского округа усмотрел в реализуемых Пуляевским схемах
несоответствия с обязательным требованием проведения экспертизы документации по
торгам (в проведении этой экспертизы ВЛРП было отказано в первой и апелляционной
инстанциях арбитражного разбирательства).

Между тем, пока суд да дело, Пуляевский уже подписал протокол об определении
победителя торгов по продаже флота за 344,2 миллиона рублей. И те, кто,
предположительно, скрывается под вывеской Алексеевской РЭБ, значительную часть
купленного флота уже перепродали некоему ООО «Грузовые перевозки». Известно, что
эта фирма образовалась за месяц до торгов, имеет уставной капитал 10 тысяч
рублей (!). Фирмы-однодневки или фирмы-прокладки, создаваемые для дальнейшей
перепродажи «добросовестному» покупателю, как правило, имеют именно такой
уставной капитал. Причем в Киренске говорят, что проданные суда из Киренска уже
ушли.

Какой же будет дальнейшая судьба флота Киренской РЭБ — вопрос открытый. Если
государство, правоохранительные органы смогут изучить все этапы описанной схемы,
дадут ей правовую оценку и примут меры по отношению к заказчикам, то катастрофы,
возможно, не случится. Нельзя допустить, чтобы Киренск потерял многолетнее
достояние безвозвратно. Глядя на затоны, когда-то полные кораблей, а сейчас
почти пустые, можно сказать: старейшее речное предприятие области, по сути,
исчезает.

Алексей Молотков, уроженец Киренска, для «СМ Номер один»

Открытое письмо о состоянии речного транспортного комплекса Киренского
района

Это обращение адресовано всем, кому небезразлично то, что происходит в
системе речного транспорта Киренского района Иркутской области. Для северных
районов перевозки по р. Лене имеют жизненно важное значение. В Киренском районе
еще не так давно работали два крупных предприятия — Киренская и Алексеевская
ремонтно-эксплуатационные базы флота. Но это практически в прошлом. Сегодня наши
речные предприятия почти разрушены. И сегодня есть острая необходимость привлечь
внимание к проблеме, которая нас, киренчан, волнует уже давно. Из статьи за
подписью журналиста Рыбкина, опубликованной в известной иркутской газете, мы
узнаем, что скоро должна совершиться очередная сделка по продаже наших,
киренских, теплоходов, основы флота Киренской РЭБ. Из публикации создается
ощущение, что это нужная сделка и ей незаконно препятствуют.

Но мы знаем, что ситуация совсем иная. Все мы знаем, что уже без малого
восемь лет из Киренска и Алексеевки уходят суда. То, что создавалось не один
десяток лет поколениями киренских речников, уходит с молотка, продается за
пределы Иркутской области. Вот и сейчас в судах идут споры по поводу законности
продажи Киренской РЭБ. В газете, скорее всего, под чужим именем господин Рыбкин
пишет о том, что ООО «Верхнеленское речное пароходство» пытается помешать сделке
стоимостью в 350 миллионов рублей по продаже флота Киренской РЭБ. Мол,
«нагибают» суды и тому подобное. И, с точки зрения автора статьи, это очень
плохо.

Нам ситуация по флоту знакома не понаслышке. И беда в том, что газетчики
молчат о главном для нас, киренчан. Кто покупает корабли, конечно, важно, но
гораздо важнее вопрос, почему после покупки они исчезают. Алексеевская РЭБ уже
прошла через банкротство, новые владельцы обещают, что все будет хорошо. Но как
это возможно, когда флота в районе почти не осталось и новые собственники вряд
ли могут вернуть проданные корабли назад? Да и хотят ли, ведь их интересы мало
связаны с Киренским районом...

Тут впору вспомнить опыт банкротства речных предприятий Усть-Кута. Скандалов
там тоже хватало. Но в итоге флот в Усть-Куте по большей части сохранился, как
нефтеналивной, так и сухогрузный. Люди не потеряли работу, и в Усть-Куте не
только не продают суда за долги, но и приобретают новые теплоходы.

Наша Киренская РЭБ отметила 120-летний юбилей. Здесь начиналось судоходство
на Лене. И теперь КРЭБ должна стать филиалом Алексеевской РЭБ. Этого добиваются
те, кто заказывает громкие статьи в иркутских газетах. Тот, кто обещает Киренску
подъем и процветание. А теперь вдумайтесь: здание саморемонтного цеха КРЭБ
продано за 50 100 рублей! Здание цехов механического, столярного, теплого склада
запчастей КРЭБ продано за 50 150 рублей! Здание котельного цеха продали дороже,
аж за 50 200 рублей!!! Наконец, контора КРЭБ, малярный цех, аккумуляторная ушли
с молотка за 100 250 рублей! Все вместе — 250 700 рублей! За такие деньги сейчас
продают старую легковую машину. И те, кто сегодня говорит, что нельзя продавать
КРЭБ кому попало по якобы заниженной цене, за 250 тысяч продали почти весь
береговой комплекс, без которого работа РЭБ невозможна. А можно ли на эти деньги
поднять РЭБ? Дураку ясно, что нет.

Дальше еще хуже: та сделка по продаже флота, которую так защищают иркутские
журналисты, фактически уже состоялась. Ходили слухи, что наши корабли получило
ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» (ЛОРП), но на поверку оказалось,
что ЛОРП здесь вообще ни при чем, теплоходы отошли малоизвестному ООО «Грузовые
перевозки». И флот благополучно уйдет, опять за пределы области!

Ясно, что проблема не в том, о чем пишут в газетах. Вопрос в том, что
заказчику газетной шумихи пытаются помешать безвозвратно увести киренские суда
из бассейна Верхней Лены. И если нашелся судья, который думает не так, как
Рыбкин и его заказчики, думает об интересах киренских речников и следует закону,
так честь ему и хвала! Часть флота еще можно сохранить.

Нас, жителей Киренского района, про передел Киренской и Алексеевской РЭБ,
понятно, никто не информирует. Но мы вправе спросить у нынешних распорядителей
РЭБ: «В чьих интересах вы действуете? В интересах Киренского района или в
интересах собственного кошелька? Зачем нам нужны заказные статьи, в которых
только грязь и ни слова, ни одного конкретного предложения о том, как поднять
нашу речную отрасль, основу экономики района? Почему вы молчите о том, что пока
решения судов приводили к тому, что основная часть сухогрузного флота,
способного приносить прибыль нашим РЭБ, исчезла? Если положение дел не
изменится, нам остается только обращаться в правительство Иркутской области с
просьбой прекратить разграбление и вывод флота из Алексеевки и Киренска.

Жители Киренского района (более тысячи подписей, сбор подписей еще не
закончен)

Загрузка...