Младший сын Иркутска

Селу Ирхидей в этом году исполнилось 50 лет

Село Ирхидей в Осинском районе сравнительно молодое. Оно образовалось в 1962 году, когда три улуса оказались под угрозой затопления Братским водохранилищем и поэтому перекочевали на новое место. Улусы Матагаан, Орлок, Улаан Ирхидей слились в единый Ирхидей. Жители активно занимались благоустройством своего села, посадили тополя и акации. Делали это настолько активно, что в 1968 году Ирхидейский сельсовет занял второе место в районе по благоустройству и озеленению.

Радости и заботы

В свое время здесь находилось и отделение совхоза «Бильчирский», которое
считалось передовым. Сегодня от былого хозяйства практически ничего не осталось.
Жители ведут личное подсобное хозяйство. Сдают молоко, продают мясо. Особенно
популярно здесь разведение лошадей, всего по Ирхидею их насчитывается более 300
голов.

В этом году село отметило свой 50-летний юбилей. К празднику отремонтировали
центральную улицу, обшили клуб, построили летнюю эстраду. Вместе с тем, как
отмечает Светлана Никитина, главный специалист администрации МО «Ирхидей»,
здесь, так же как и в других селах и деревнях, вместе с радостями есть и свои
печали, заботы.

— Уже много лет мы хотели проложить летний водопровод. Сейчас принимаем
программу по развитию села до 2020 года, включили это в план, и надеюсь, что
наше желание наконец-то осуществится. Также, конечно, необходим ремонт дорог,
освещение улиц. В планах строительство двух водокачек.

Сын Хогоя

Известно, что жители села Ирхидей относятся к хогоевскому роду. О том, откуда
произошло название села, существует несколько версий. Первая гласит о том, что
когда-то у Хогоя было шесть сыновей и десять дочерей. И будучи уже старым, он
очень хотел иметь внука, чтобы продолжился его род. Поэтому он каждое утро на
восходе солнца молился и просил внука. Его сын Тэгшээхэн был женат на девушке из
цэгэнутского рода. И вот Бог услышал молитвы Хогоя, и у Тэгшээхэна родился сын,
первый внук Хогоя, которого назвали Эрхэдэем, от слова «эрэхэ» — «просить», «по
просьбе рожденный».

О второй версии известно со слов старейшего жителя села Семена Башинова. Он
рассказывал о том, что у одного из сыновей Хогоя был сын Yлдээ, который поехал
искать себе жену в улус Хатар-Хада. Он похитил девушку, а селяне погнались за
ним. Они догнали их у подножия Хатар-Хада, когда те переправлялись через реку
Курумчу. Выйдя на тот берег, Yлдээ крикнул старшему из преследователей, чтобы он
приподнялся на стременах и, натянув лук, пустил стрелу. Стрела прошла между ног,
расколов переднюю и заднюю стойки седла. Преследователи поняли, что он хороший
стрелок, хороший охотник, и повернули назад. При меткой стрельбе важную роль
играет большой палец — эрхы. От него и произошло имя старшего сына Yлдээ —
Эрхэдэй.

Также есть мнение и о том, что название села образовалось от слова «эрхэ» —
«избалованный». И что название Иркутска и села происходят от одного корня
«эрхyy».

Школа в чистом поле

В Ирхидее знают много старинных обрядов, чтут своих предков, соблюдают
традиции. Это все передается детям с малых лет. Вот только за знаниями им
приходится идти очень далеко. Кирпичная двухэтажная школа расположена почти в
поле, немного в отдалении от всего села. Как рассказывают жители, когда-то рядом
с ней планировали застроить новую улицу, провести дорогу, однако из-за пожара в
соседнем селении, в результате которого выгорела целая улица, все финансирование
пришлось направить туда. Поэтому улица в Ирхидее так и не появилась.

В планах на будущий год обустроить дорогу к школе, а пока ребятишкам
приходится добираться до нее по мостику через ручей и пробивая свою тропку.
Особенно тяжело в сильные снегопады, метели и слякоть. Однако, как говорят
педагоги, есть один положительный момент в этой грустной истории: дети меньше
болеют. Возможно, из-за того, что каждый день, подолгу пробираясь к школе,
укрепляют здоровье и успевают закалиться.

Сейчас здесь обучается 103 ученика, и пока количество учащихся с каждым годом
уменьшается. Однако через три-четыре года в школе ожидают приток ребят. Всего
школа рассчитана на 240 человек. В этом году образовательному учреждению
подарили 10 ноутбуков и закупили оборудование в столовую.

Как отмечает Светлана Никитина, заместитель директора по воспитательной
работе, дети в селе талантливы: одни активно занимаются спортом, другие
увлекаются творчеством — танцуют, поют. Все дети начиная с младших классов
владеют бурятским языком. Его изучают даже русские и татары, поскольку они также
считают себя бурятами. Есть здесь и свой коллектив КВН под названием «Бумеранг».
Каждый год эта команда занимает первое место в Усть-Ордынском округе.

— В нашем селе хорошо развит спорт, особенно национальная борьба, волейбол и
футбол. Причем в футболе особенно хороши девочки, в своем районе они всегда
занимают первое место и показывают отличные результаты на областных
спартакиадах, — говорит Светлана Никитина.

В учебном заведении существует и свой фольклорный ансамбль «Суранзан»,
который посещают старшеклассники. Они поют песни, танцуют и проводят обряды.
Самый первый обряд, который ребятишки изучают и показывают на публике,
называется якшан адыг. Дети становятся в круг, к ним выходит человек в виде
черта, в шкуре животного и обмазанный сажей, и призывает: «Давайте выходите,
плясать, играть и петь». Затем он выбирает кого-нибудь из круга, обмазывает его
сажей. Тот в свою очередь должен исполнить какой-нибудь творческий номер: спеть,
сплясать или рассказать стихотворение. И так он касается всех по очереди, чтобы
каждый смог проявить себя.

Еще один из известных обрядов — тайлаган — проходит в Ирхидее 12 июня.
Мужчины поднимаются на гору Улан-Хада, совершают жертвоприношение, а женщины тем
временем у подножия горы готовят белую пищу. Как правило, это саламат. Каждая
семья приносит из дома свою сметану, выливает в котел. Готовит общий саламат
старейшина рода. На праздник приносят и молочный тарасун. Мужчины, проведя
обряд, спускаются, объединяются с семьями, и начинается праздник. В первую
очередь тарасун и белую пищу преподносят богам, а затем уже едят сами. Во время
праздника проводятся состязания по борьбе и бегу. Участие принимают все, от
маленьких ребятишек до бабушек.

Дочь кулака

Одной из старейших жительниц села является Мария Халтанова. В этом году ей
исполнилось 100 лет. Родилась она в уже затопленном улусе Бужидай в 1912 году.
Отец по тем давним временам считался кулаком, в личном подворье у них было 100
голов крупного рогатого скота. Сами сеяли на коровах и лошадях. Когда наступили
лихие годы, отца раскулачили и забрали все, вплоть до чашек и ложек, а его
самого отправили в ссылку.

— Дядя забрал к себе братишку работать, затем его тоже арестовали, как сына
кулака, и отправили или в Маньчжурию, или во Владивосток. До сих пор не удалось
точно узнать. Сестру не трогали, поскольку она к тому времени уже вышла замуж и
сменила фамилию, — вспоминает Мария Халтанова.

В 30-х годах она и сама оказалась в ссылке, где пробыла полтора года. Затем
ей удалось бежать, подделав в справке (она была по тем временам вместо паспорта)
дату рождения и уменьшив свой возраст. Поэтому родные бабушки знают, что на
самом деле ей не 100, а уже 103 года. Мария Тимофеевна вернулась домой, вышла
замуж за своего земляка, вместе вырастили троих детей. Как рассказывает ее
внучка Анжелика, бабушка всегда была работящая и выносливая. До войны работала в
совхозе, возила зерно за несколько десятков километров и сама же его разгружала.
До 70 лет она держала свое хозяйство и огород. Вручную косила сено,
заготавливала корма для живности. При этом никогда не болела и не лежала в
больнице.

— Единственная ее пагубная привычка — неутомимо курит трубку. Зная ее
слабость, внук Николай привез ей как-то в подарок курительную трубку из Москвы,
— смеясь, говорит Анжелика. — Она у нас молодец, держится, постоянно смотрит
телевизор, интересуется всем, что происходит в мире. Очень впечатлительная,
любит порассуждать, подумать. Сейчас у бабушки семь внуков, 14 правнуков и два
праправнука. Так что все еще впереди, глядишь — и прапраправнуков
понянчит.

Метки:
baikalpress_id:  17 441
Загрузка...