Другое катание

Фрирайд становится все более популярным в нашем регионе

Поверьте, не все встретили выпавший снег с ужасом и тоской. Для лыжников и сноубордистов наступил настоящий праздник, который они ждали с самой весны. «Снег! Выпал снег! Можно кататься!» Самые отчаянные и нетерпеливые уже открыли сезон. Сегодня мы хотим рассказать нашим читателям о фрирайде, или свободном катании. Этот экстремальный вид спорта и развлечений пришел в наши края не так давно, но уже уверенно здесь прижился. Потому что у иркутян есть гора Мамай — потрясающее для фрирайда место.

По пухлому снегу

Сразу оговоримся: речь пойдет не о беговых лыжах, которые тоже, безусловно,
хороши. Но физически кататься на них, бегая по пересеченной местности, сложнее.
Фрирайд — это забава для поклонников горных лыж и сноуборда. Если быть точнее,
фрирайд — это катание на горных лыжах или сноуборде за пределами подготовленных
трасс и вне области горнолыжной индустрии. То есть в Байкальске, на самом
популярном среди иркутян горнолыжном курорте, фрирайдом не занимаются.

Чем хорош фрирайд, кроме своей относительной дешевизны (ведь за подъемники и
жилье фрирайдерам платить не приходится)? Считается, что именно при катании по
нетронутому снегу наиболее полно раскрываются все возможности сноуборда и горных
лыж. И те эмоции, что испытывает фрирайдер при спуске со склона, не сравнимы ни
с чем. Сплошное адреналиновое счастье, драйв, энергия, позволяющие почувствовать
всю полноту жизни.

— Одно из самых сильных достоинств фрирайда — свобода. Это другое, свободное
катание — ты куда хочешь, туда и едешь. В Иркутске и его окрестностях сложился
уже целый клан фрирайдеров, — рассказывает иркутянка Антонина Кукушкина. — Среди
них хватает и тех, кто любит сноуборд, и тех, кто предпочитает горные лыжи.
Конкретно в нашем регионе все же больше сноубордистов, чем лыжников. Потому что
сноуборд предоставляет более широкие возможности для катания. Ты можешь и в
пределах города, и недалеко от него покататься и попрыгать, а также уехать с
доской подальше от города. Ну а горные лыжи все же требуют конкретных склонов.
Особенность фрирайда — это не катание на специально подготовленных склонах, а
просто езда по пухлому снегу, который в народе называют пухляком. И чем шире
поверхность лыж или доски, тем легче катиться. По неподготовленному снегу можно
кататься на любой доске, хотя есть специальные фрирайдные. А лыжи нужны
специальные. Например, лыжи для скоростных спусков слишком тяжелые. У них другая
геометрия, они не подходят для фрирайда. Есть лыжи парковые. Они полегче,
крепления у них находятся посередине. И когда ты прыгаешь, трюки делаешь, то
крепления, расположенные симметрично по центру лыж, помогают держать равновесие
и баланс. Именно парковые лыжи были в моде последние годы, благодаря своим
загнутым концам они позволяют делать прыжки. Есть и специальные фрирайдные лыжи.
Они шире и больше, но в Иркутске их купить сложно, в основном заказывают по
Интернету.

Мамай как воплощение мечты

Где катаются фрирайдеры? В России самыми популярными местами считаются
Эльбрус на Кавказе и Шерегеш — горнолыжный курорт недалеко от Новокузнецка, где
есть и обычные, подготовленные склоны, и фрирайдные места. Соседние регионы —
Баргузинские Альпы в Бурятии, за Усть-Баргузином; Мунку-Сардык, вершина Саян на
границе Бурятии и Монголии, — снег здесь лежит порой до мая; Даван, горный
перевал на Северном Байкале в окрестностях поселка Гоуджекит, в 25 км от города
Северобайкальска и в 500 километрах от Иркутска. В Иркутской области это Ульзыха
в 700 км от Иркутска и, конечно же, Мамай.

Гора Мамай на хребте Хамар-Дабан, в горах Южного Прибайкалья, — культовое
место для фрирайдеров. Банальное словосочетание «бескрайние снежные поля» на
Мамае раскрывается наиболее полно. — Далеко не все ездят на Мамай, хотя это
ближайшее место для фрирайдного катания. Дорога от Иркутска до Байкальска
занимает около трех часов, потом нужно ехать еще 60 км от Байкальска, затем
оставлять машины и идти пешком. Ехать на Мамай без ночевки нет смысла. Обычно мы
выезжаем в пятницу вечером, приезжаем в ночь и еще час-два идем по лесу и склону
до зимовья. Топим печь, отсыпаемся, чтобы всю субботу полностью и часть
воскресенья посвятить катанию, — продолжает Антонина. — В отношении Мамая
сложилась определенная монополия. Здесь стоит около 20 зимовий, в разные годы
построенных разными людьми. Давным-давно здесь вообще ничего не было — пустые,
покрытые снегом склоны и лес. Кто-то первый притащил кунг, вокруг него стали
ставить палатки, а затем строить зимовья. В народе зимовье называют зимухой.
Есть совсем старенькие зимухи, а есть новые, причем очень просторные, настоящие
двухэтажные дома. На Мамае существует негласное правило никогда не закрывать
зимовье на ключ. Но в то же время никто чужой не имеет права занять твое
зимовье. В нем живет сам хозяин вместе с приглашенными друзьями. Я езжу туда со
своей компанией, и мы вносим посильный вклад в поддержание зимовья в порядке:
помогаем делать ремонт, утепляем окна, заготавливаем дрова. Если нужны какие-то
деньги, например на ремонт зимовья, замену трубы, перекладку печки, мы
скидываемся. В зимовье обязательно должны быть печь и дрова, все остальное
приносим с собой — лампу, газовую горелку, коврики, спальники. Сейчас на Мамай
приезжает намного больше народу, чем раньше, хотя столпотворения здесь нет.

Обычно фрирайдеры обкатывают Мамай от 10 раз за сезон и до бесконечности.
Кто-то ездит сюда каждые выходные. Говорят, на Мамае явственно ощущается
какая-то магия. Лыжники и сноубордисты влюбляются в эти горы раз и навсегда,
чтобы после долгой разлуки вздыхать: «Мамай! Когда же на Мамай? Кататься,
кататься, кататься!..» В чем же притягательность этого места?

— Мой первый опыт поездки был довольно негативный. Я потерялась в лесу, и
около 20 человек меня искали. Нашли... — улыбается Антонина. — Кто-то боится
долгой дороги, холода, отсутствия ком-форта. Но оно того в итоге все равно
стоит. Мамай — это шанс отключиться от существующей реальности и переключение на
что-то иное, по-настоящему прекрасное, большое, значимое. Полный отрыв и полное
счастье. Когда поднимаешься на вершину, идешь, идешь и идешь, то понимаешь: это
именно то, что тебе сейчас нужно. А после подъема, перед тем как спуститься,
охватывает такое нетерпение, такая дрожь — и ты просто хочешь катиться,
скользить, делать это красиво и со вкусом. Это очень здорово! Описать эти эмоции
невозможно, их поймет лишь фрирайдер, отчаянный любитель гор.

Даже лавины их не пугают

Как и любой спорт, фрирайд довольно травмоопасен. Более того, при
несоблюдении техники безопасности он опасен для жизни. Основная опасность
заключается в лавинах. Многое зависит от погоды — бывают лавиноопасные годы,
как, например, прошлый.

— Есть определенные правила, как съезжать с горы, чтобы не спустить лавину.
Основное — это съезжать маленькими дугами, потому что большие дуги подрезают
склон. Ни в коем случае нельзя останавливаться, если ты устал. А обычно ты
сильно устаешь во время катания. Отдыхать можно лишь тогда, когда ты доезжаешь
до безопасного места. Например, зона леса считается безопасной, так как деревья
держат снег. Маленькие лавинки при катании неизбежны. Ты едешь, и какая-то часть
снега все равно едет с тобой. Но лавинки не очень опасные, не могут завалить.
Обязательно при спуске с горы соблюдаются дистанция и очередность.

Обязательное снаряжение фрирайдера — это лопата, щуп, бипер, рация. Щуп — это
металлический прут, сделанный из легкого, но прочного материала. Он может
складываться подобно дуге в палатке. Щуп нужен для того, чтобы искать что-то или
кого-то. Бипер — это противолавинный приемник-передатчик. Он предназначен для
приема и передачи радиосигнала и оборудован световым индикаторным табло. Это
довольно дорогой прибор, стоимость его начинается от 10 тысяч рублей.

Рации не такие дорогие — пара обойдется в 4—5 тысяч. Это тоже неотъемлемый
элемент снаряжения фрирайдера. Рация позволяет переговариваться тому, кто стоит
на вершине, и тому, кто уже съехал, — для контроля дистанции, предупреждения об
опасном участке, а также для поиска заблудившегося человека. Оказаться под
лавиной — очень страшное испытание, потому что под снегом человек долго не
живет. Есть специальное дополнительное снаряжение, которое позволит продержаться
под снегом какое-то время и облегчит поиск тем, кто ищет. Но оно очень дорогое.
Впрочем, там, где речь идет о человеческой жизни, экономить не стоит.

— Здесь многое зависит не только от капризов природы и погоды, но и от самого
человека. Я, например, никогда не полезу на лавиноопасные склоны. А они есть, и
их довольно много. С них катаются либо совсем «улетевшие», либо хорошо
подготовленные. Зачем катаются? Это жажда ощущений, это круто, это адреналин,
это опасность, которая притягивает любителей экстрима, — объясняет Антонина. Две
другие опасности — это риск заблудиться, что особенно актуально для
самонадеянных новичков, и риск получить обморожение. Но второе бывает редко — на
Мамай с Байкала приносит тепло, поэтому температура здесь обычно на несколько
градусов выше, чем в городе. Холодно становится примерно со второй половины
января. Но здесь на помощь приходит такое уникальное изо- бретение, как
термобелье, которое способно сохранять тепло. Что касается верхней одежды, то
фрирайдеры предпочитают непромокаемую одежду из водостойкой мембраны. Также
необходимы хорошие варежки или перчатки, шлем, маска для лица. Нужно ли говорить
о том, что фрирайдеры — физически подготовленные люди? Например, чтобы подняться
на склон Мамая, нужно идти около полутора-двух часов. И все это ради 20 минут
спуска. Взять такую вершину сможет далеко не каждый. В то же время такие подъемы
поддерживают физическую форму, не дают мышцам расслабляться. И настоящего
фрирайдера расстояния, снег, морозы не пугают. Почему? Потому что это состояние
души.

— Это настоящая эйфория, совсем другое катание, нежели на курорте. Ты очень
ценишь свой спуск, потому что тебе своими ногами пришлось два часа подниматься.
Прибавим сюда потрясающие ощущения от скорости, визуальное наслаждение — горы в
самом деле очень красивы. Дикая, не тронутая человеком природа. Отсутствие
цивилизации. Снег. Огромное пространство, заваленное снегом, — и ты на вершине
горы. Как это можно описать словами? Это можно только прочувствовать
самому.

Метки:
baikalpress_id:  24 867
Загрузка...