Собрали урожай по-белорусски

В Баяндаевском районе провели старинный обряд «Дажынкi»

С песнями, хороводами, танцами и проведением специального ритуала отметили в Баяндаевском районе праздник урожая. В деревне Васильевск прошел традиционный белорусский обряд «Дажынкi», посвященный окончанию уборки зерновых. Женщины в красивых праздничных нарядах, вооружившись серпами, по старинным обычаям сжинали последнее неубранное поле пшеницы и вязали снопы. Попробовать собственные силы в этом непростом и хлопотливом труде и отдать свою дань старинной традиции смогли все желающие.

Деревня Васильевск неслучайно была выбрана для проведения старинного обряда
«Дажынкi». Это селение, равно как и соседние Тургеневка и Лидинск, было основано
белорусскими переселенцами. Поэтому здесь стараются сохранить традиции и обычаи
белорусского народа.

Праздник, на который собрались жители окрестных деревень, проводился на
пшеничном поле. Красочное действо происходило по древним обрядовым традициям. К
полю жницы подошли с народными песнями. После этого приступили к основной
работе. По традиции первой приступила старшая жнея. Она распределяла участниц
ритуала в зависимости от возраста, успешности в работе. Все эти премудрости были
нужны для того, чтобы работа спорилась. Никто никого не задерживал, а если нужно
— подбадривал. Между собой у жниц шло своего рода соперничество. Весь тяжелый,
изнурительный труд сопровождался песнями. Мужчинам участвовать запрещалось.
Многие в первый раз попробовали освоить это ремесло. Одной из первых к работе
приступила Татьяна Крапусто, глава МО «Васильевск».

— Знаете, очень тяжело. Я всего-то один маленький сноп сжала и уже устала. А
его еще завязать нужно. Я научилась, но устала. Кстати, довольно интересный
опыт, — делится она впечатлениями. По окончании жнива на последнем загоне
оставили небольшой несжатый кусочек, буквально несколько колосков. Его
по-белорусски называют бородой. Колоски перевязывают красной ленточкой и
проводят целый комплекс ритуальных действий. В первую очередь старшая жница
передает серп младшей, что символизирует передачу традиции молодому поколению.
Младшая пропалывает бороду, чтобы в следующем году не было сорняков, причем
делает это через небольшую ткань. Пропалывать траву нельзя голой рукой, чтобы
земля не была голой и давала хороший урожай. Затем поливает ее — чтобы земля не
сохла, а была насыщена влагой. Серпом срезают колосья и оставляют только три.
Жница серпом роет ямку, обвивает оставшимися колосками кусок хлеба и зарывает
его в землю. Это символизирует дань матушке-земле.

После проведенного по всем канонам ритуала все участники водят вокруг снопов
хороводы, поют песни и выбирают сноп-господарь и венок. Их торжественно вручают
хозяевам поля — Виктору Здышеву, председателю районной думы, и Татьяне Крапусто.
Они должны хранить эти символические знаки до следующего урожая, когда вновь
будет проведен белорусский обряд. Чтобы отблагодарить работников, хозяева
приглашают всех к столу и угощают вкусным и сытным ужином.

Наталья Умнова и Надежда Булычева, жительницы деревни Тургеневки, рассказали,
что в селении стараются сохранить белорусские традиции и язык.

— В нашем ансамбле «Воронички» мы исполняем 28 белорусских песен, разучиваем
народные танцы. Больше половины населения Тургеневки — это белорусы. Мы отмечаем
по своим обрядам Ивана Купалу, «Гуканье весны», коляду, которая у нас называется
щедрухой, и другие праздники. Осенью у нас проходит еще один праздник —
«Бульбяш», он посвящен картофелю. Сегодня осталось уже мало старожилов, которые
свободно говорят на белорусском. Мы изучаем его самостоятельно: учим слова,
народные пословицы, поговорки, сказки. Наши дети это перенимают уже от нас.
Кстати, серпами мы пользуемся до сих пор. Правда, уже в домашнем хозяйстве —
срезаем крапиву и мелкую траву. Сейчас серп уже считается раритетом, а для нас
это настоящее орудие труда.

Метки:
baikalpress_id:  24 831