Полвека на ТВ

Иркутянка Наталья Дятлова работает на телевидении с восьми лет

У иркутского телевидения в этом году большой юбилей — 55 лет. В декабре 1957 года впервые вышла в эфир первая иркутская телепередача. Наталья Дятлова (она же Ченская, она же Коровина) отдала телевидению всю жизнь. И это не журналистское преувеличение — она работает здесь с 8 лет. Иркутяне постарше наверняка помнят маленькую, очаровательную Наташу Коровину, которая в 60-е годы вела передачу «Огоньки». Это была настоящая серьезная работа, за которую девочка получала гонорары. Потом были телегазета «Звонок», «Пионерские вести», передача о природе «Круглый год», «Здравствуйте, малыши!». А когда Наталья стала делать сама программы для детей, вышла в эфир уже ставшая легендарной авторская передача «Цветик-семицветик». Так прошло 50 лет. Расставаться с телевидением Наталья не собирается.

«Наталья Леонидовна, можно уже «мама» сказать?»

— Давайте вспомним, как все начиналось. Как восьмилетняя девочка попала на
телецентр?

— Меня привела соседка. Она работала ассистентом режиссера на ТВ и как-то
забежала с новостью: «Наташа, там детей набирают. Будет конкурс. Давай я тебя
возьму». Ребятишек пришло множество. Первое задание было для меня легким: нужно
было прочитать текст с листа. Я уже была второклашкой, читать научилась в 4
года, поэтому быстро-быстро все прочитала, чем и сразила режиссера, который
сказал: «Все, эту девочку берем». Спецификой работы в те годы был прямой эфир.
Говорить свой текст в кадре и читать с листа за кадром нужно было без запинки.
Отрепетировали — и вперед. Запнулся, растерялся, за-плакал — ну и реви дальше. И
вся область на тебя смотрит. Жильцы деревянных домов рядом с телецентром знали,
что ведущая, которая только что эфир провела, живет где-то рядышком и скоро по
этой улице пойдет домой. Поэтому при каждом моем возвращении с эфира из
близлежащих домов выходили люди и приветствовали меня. А однажды, когда мне
исполнилось 10 лет, случилась приятная неожиданность. Заканчивается эфир. Как
обычно, я прощаюсь со зрителями: «Вы смотрели «Пионерские вести». Вела передачу
Наташа Коровина». И тут в кадр заходит наш редактор. Я даже испугалась — прямой
эфир же! А она говорит: «Ребята! Сегодня у нашей Наташи день рождения. И мы
хотим поздравить ее от всей редакции». Подарили мне детскую швейную машинку —
это большая редкость была тогда — и красивое платье. На этом передача
закончилась. И когда я побежала домой, то на улице Коммунистической выстроилась
целая демонстрация — всем хотелось меня поздравить и посмотреть на подарки.

— Вы работали даже в свой день рождения?

— В любое время, без привилегий. Тогда ещe не было видеокамер. Сюжеты для
передач снимали на кинопленку. Нужно было 3—4 раза прорепетировать, потому что
кинопленки выдавали определенное количество метров. Ошибешься — пленку
испортишь. Приходилось долго трудиться. Работа была кропотливая.

— Потрясающая для ребенка степень ответственности...

— Все мое детство так прошло, в таком режиме. Сегодня я удивляюсь: ведь я
могла работать и больная. Бывало, лежишь с температурой, а за тобой машина
приехала из телецентра. Мама оденет меня, бантики привяжет — и в путь. Но когда
видишь камеру, невольно собираешься и обо всем забываешь.

— Коварный вопрос позвольте задать. А своих детей вы бы от- правили с
температурой на съемки?

— Наверное, да. Ведь я знаю специфику и важность эфира. А мои дети, кстати,
прошли со мной все этапы на телевидении. Старшая, Маша, участвовала со мной в
детских передачах, когда в 80-х годах я вела программу «Идет в гости детский
сад». Работать приходилось с 5—6-летними детьми, и моя дочка была как раз в
таком возрасте. Сидят 12 человек из детского сада, и среди них мой ребенок. Ей
строго-настрого наказывали мамой меня не называть. После эфира выходим на улицу,
и она робко так: «Наталья Леонидовна, можно уже «мама» сказать?»

Даша, вторая дочка, выносила призы на передаче «Цветик-семицветик». Мы тогда
всей семьей приезжали в студию: Димка, муж, шарики надувает, Даша игрушки
раскладывает, я вопросы для ведущего проверяю. Тогда Интернета не было, надо
было кучу литературы перелопатить.

Постепенно подрастала внучка Ксюша, и она уже была настоящей телеведущей —
вела программу «Мультподарок». Тоже были съемки и в мороз, и в дождь. И так
много лет. Ей нравилось. Потом наш вечерний эфир полностью Москва забрала и
оставила только часовые утренние отрезки. Я тогда была руководителем редакции, и
мы придумали утреннюю программу «Новый день». На центральных каналах еще не было
«Доброго утра». У нас была такая классная творческая команда — журналисты,
режиссеры, операторы. А ведущие — Максим Баканович, Ира Алашкевич, Женя
Василенко, Таня Игнатенко, Андрей Микулин. Мы до сих пор вспоминаем, какое это
было замечательное время!

Солдаты писали целыми воинскими частями

— Когда пришло время выбирать профессию, у вас уже не было никаких сомнений?

— У меня все получилось не так, как я хотела. Я мечтала стать журналистом,
хотела делать свои передачи. Но в 1971 году, когда я оканчивала школу, на
отделение журналистики был жуткий конкурс и ввели экзамен по английскому.
Преподавание же иностранных языков в школе было никаким. Я понимала: чтобы
пройти по конкурсу, нужно сдать на все пятерки. Нос повесила, а подружки
говорят: «Давай с нами в политех! Поучишься немного, не понравится — пойдешь на
свою журналистику». Так и утянули меня на строительный факультет. Конечно, были
мысли бросить и уйти на журфак, но мама хваталась за голову: «Окончи политех и
иди куда хочешь». Окончила. Потом семья появилась, дочка первая родилась. Папа
мне говорит: «Давай я устрою тебя на работу, где ты сможешь получить жилье». Так
я оказалась в управлении коммунального хозяйства, где вскоре получила квартиру.
«Можно я брошу все и пойду на свое любимое телевидение?» — спросила тогда я. На
что услышала ответ: «Нет, надо еще второго ребенка родить». Я быстренько родила.
Когда Дашке было 2 года, мне исполнилось 32. Теперь я со спокойной совестью
могла заниматься любимым делом.

С детьми мне очень хорошо помогала мама, спасибо ей. А я с зарплаты в 180—200
рублей ушла в ассистенты режиссера на 90 рублей. И была абсолютно счастлива —
наконец-то я могла заниматься своим любимым делом. Я решила начать с нуля. Мне
хотелось узнать процесс создания телепередачи от и до. Встречала актеров,
разводила их по гримеркам, заполняла явочные листы, помогала с реквизитом. Потом
сама стала делать небольшие музыкальные передачи. В 1992 году мне дали
возможность проявить себя. Так появилась моя авторская программа
«Цветик-семицветик». Начала с сюжетной программы, потом как приложение появилась
игра. И в Южно-Сахалинске на международном конкурсе телевизионных программ для
детей эта передача заняла 1-е место.

— В те времена, наверное, очень много писем приходило на ТВ?

— Когда мне было 18 лет, и я вела передачу «Здравствуйте, малыши!». Много
писали солдатики, поклонники из разных воинских частей. Конечно, у меня не было
возможности ответить всем этим «малышам». В 90-е годы очень много писем
приходило на «Цветик-семицветик». Некоторые письма меня трогали до слез,
хотелось помочь. Например, пишет ребенок из бедной многодетной семьи, задает
свой вопрос по какой-то сказке и рассказывает о себе: «У нас пятеро ребятишек в
семье. Папы нет, мама мало зарабатывает. Мы хотим задать свой вопрос и выиграть
куклу Барби». А вопрос очень слабый. Я кривила душой, редактировала,
переделывала, задавала его в хорошей форме. Старалась, чтобы приз ушел именно к
этим детям. И таких писем было много. Подарки сама паковала, отправляла. На
почту, бывало, приду, сразу предупреждаю: «За мной не занимать». Несколько часов
проводила там.

Затем на фестивале в Южно-Сахалинске мы познакомились с коллегами из
Екатеринбурга, они пригласили нас принять участие в программе «Телевизионная
кухня». Так я на всю Свердловскую область рассказала про игру
«Цветик-семицветик», показала фрагменты, как ребята участвуют и выигрывают. И
через месяц наш секретарь с ужасом возвращается с почты — там горы писем! Дети
со всей Свердловской области прислали свои вопросы на игру. Детские письма,
конечно, были непередаваемо прекрасными. Мне очень нравилось с детьми работать.
Детская публика — самая благодарная. Когда я видела счастье в детских глазах,
это было и мое личное счастье. Так я всю жизнь с детьми и проработала, почти до
самой пенсии.

Принцип Поллианны

— Раз уж речь зашла о детях, расскажите о ваших дочерях. Чем они занимаются?

— Я всем говорю, что у меня три дочери, потому что внучку Ксюшку я считаю
своей третьей дочкой. Старшая, Маша, живет в Австрии, она вышла замуж за
австрийца. Ксюша с 7 до 17 лет росла со мной. Окончила школу с золотой медалью,
4 года назад переехала к маме. Вторая дочь, Даша, живет в Москве. Она художница,
с первого класса хорошо рисовала, в Москве окончила Британскую дизайнерскую
школу. У нее своя фирма, она много работает на компанию «Нестле». Кролик Квики —
ее детище. Сейчас собирается повышать свое образование — идет учиться на
отделение анимации. Дети все не со мной, но мы часто видимся. В этом году все
встретились на Кипре.

— Что для вас, как мамы, всегда было самым главным?

— Взаимопонимание с детьми. Важно было не упустить ребенка, не допустить,
чтобы он отдалился. Чтобы ниточка невидимая всегда присутствовала. Дети всем со
мной делятся — плохим, хорошим. Я всегда чувствую, когда у детей что-то
происходит. В Сети мы часто общаемся. Внучка собирается замуж, так что у меня
есть отличная перспектива стать прабабушкой.

— Ваш муж — оператор в той же телекомпании. Работа в одном офисе вам мешает
или помогает?

— Мы женаты 17 лет. Вместе хорошо работать, это не мешает. Когда человека
любишь, есть взаимопонимание, творческое в том числе. Я всегда знала: если я
что-то придумаю в программах, то лучше Димы это никто не снимет. Ему не надо
ничего объяснять. И все самые хорошие сюжеты, передачи мы делали вместе.
Конечно, семья телевизионная — это определенная специфика. Работа, она и дома
работа. Сейчас такого уже нет, а раньше, когда было много творчества, идеи
бурлили, можно было среди ночи проснуться и бежать сценарий печатать.

— Что любит ваша семья помимо ТВ? Как вы проводите свободное время?

— Конечно, путешествия. У нас нет дома евроремонта, дорогих вещей, а мечта о
следующем путешествии всегда светит маяком впереди. Для нас поездки — это, как
правило, встречи с детьми и новые впечатления, конечно. А больше ничего и не
надо. Мое сердце навсегда покорили Барселона и Кипр, тянет туда невыносимо.

— Я вижу перед собой абсолютно счастливого человека. Как вам удается такой
позитив генерировать?

— Недавно я посмотрела детский фильм «Поллианна», он на меня произвел сильное
впечатление. Маленькая рыжая девочка в ирландской деревне все время играла в
такую игру: что бы ни случилось, искала в этом только хорошее. И я поняла, что
это и моя жизненная позиция. Видеть позитив очень важно, и игра может перейти в
стиль и принцип жизни. Я поняла, что живу так с детства. Меня часто спрашивают,
почему я все время улыбаюсь. Но ведь жизнь так хороша! Как же не
улыбаться?..

Загрузка...