Как жить детям-инвалидам?

Власть, бизнес и общество выразили готовность совместно решать проблемы социальной адаптации

Сколько детей-инвалидов нуждается в образовании, как создать условия для их обучения с привлечением государственной поддержки и частных структур — эти и многие другие вопросы обсуждались во вторник на круглом столе «Обучение и социальная адаптация детей с инвалидностью. Практика создания обучающих центров для детей с инвалидностью в рамках частно-государственного партнерства», прошедшем в областном реабилитационном центре. В работе круглого стола приняли участие представители государственных учреждений, благотворительные фонды, частные инвесторы, общественные организации и родители детей с ограниченными возможностями.

Сколько детей-инвалидов?

О том, что вопросу реабилитации детей-инвалидов уделяется недостаточное
внимание, говорит хотя бы тот факт, что на сегодняшний день никто не знает их
реальное число. Об этом рассказала Лариса Беспрозванных, руководитель VI
экспертного состава ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской
области».

Министерство здравоохранения, где зарегистрированы дети, наблюдающиеся в
лечебных учреждениях, и пенсионный фонд, который фиксирует получателей пенсии по
категории «Ребенок-инвалид», предоставляют разные цифры. Это говорит о том, что
часть инвалидов не состоят на учете в поликлиниках, не оформлены в школы,
детские сады. То есть ими никто не занимается. Поэтому первое предложение,
которое прозвучало на круглом столе, — провести мониторинг и установить реальное
количество детей-инвалидов.

По имеющимся сведениям на 1 января 2012 года, почти 13 тысяч детей имеют
категорию «Ребенок-инвалид», что составляет 2,5% от всего детского населения
региона. Более того — по данным 2011 года, Иркутская область заняла лидирующие
позиции по уровню первичной детской инвалидности в СФО. Вместе с тем показатель
реабилитации детей-инвалидов за те же три года снизился почти в полтора
раза.

Существует федеральная программа помощи детям-инвалидам. Максимум, что можно
получить по этй программе, — это инвалидные коляски. Детям же требуется намного
больше: социальная реабилитация, внимание общества, возможность жить и работать
на равных правах с другими.

— В получении дошкольного воспитания нуждаются 2099 детей, в специальных
коррекционных учреждениях — 837 детей, на дому — 62. Что касается школьников, то
в специальных коррекционных учреждениях рекомендации даны 2262 учащимся, на дому
по общеобразовательной программе — 154, по специальным программам — 385, —
перечисляет Лариса Беспрозванных. — Сегодня в области практически отсутствуют
возможности для социальной реабилитации детей-инвалидов. Не хватает таких
специалистов, как дефектологи, логопеды, социальные педагоги и др. Недостаточное
количество специализированных детских садов. Если они есть, то зачастую
недоступны для детей-инвалидов ввиду их отдаленного проживания. Поэтому мы
предлагаем на сегодняшний день создать условия для психолого-педагогической,
социальной реабилитации детей-инвалидов в области, создать классы и группы
дневного пребывания для детей с умеренной умственной отсталостью на базе
общеобразовательных школ, организовать правовую и психологическую помощь
родителям детей-инвалидов.

Один на один с горем

О нехватке реабилитационных центров, специализированных школ говорили и
представители общественных организаций. Они привели свои примеры содействия
власти и бизнеса. В качестве примера привели Нижний Новгород, где была создана
региональная программа «Равные возможности».

— Благодаря ей в каждом районе города и области созданы реабилитационные
обучающие центры и отделения, куда могут ходить дети с тяжелыми нарушениями.
Созданы ставки для людей, которые с этими детьми работают. Организован
оздоровительный отдых в лагере для семей, воспитывающих детей-инвалидов. В этом
году 36 семей получили бесплатные путевки, — рассказывает Татьяна Кокина,
председатель Иркутской общественной организации инвалидов «Прибайкальский
исток». — У нас нет пока таких возможностей. Нет финансовых средств. Даже если
мы построим такой центр, то как мы будем в дальнейшем его содержать? В этом
главный вопрос. Проблемы нужно решать только совместными усилиями власти,
бизнеса и общества.

Во время обсуждения выступили и родители детей-инвалидов. Они поделились
своими проблемами: отсутствие возможности маме устроиться на работу, низкие
пособия, отсутствие материальной поддержки, нехватка специалистов, которые могут
работать с детьми с глубокой умственной отсталостью...

Помимо прочих частных вопросов родители озвучили и общую проблему, которая с
их слов выглядит очень нелицеприятно. Часто выходит так, что кроме самих
родителей их детьми заниматься просто некому. Они сами организуют
реабилитационные центры, нанимают преподавателей, а государство от проблемы
реабилитации детей попросту самоустранилось.

Работать вместе

Татьяна Казакова, председатель благотворительного фонда «Милосердие»,
высказала свое мнение на обсуждаемый вопрос: в первую очередь, считает она,
необходимо объединить государственные интересы и интересы частных фондов,
родителей для того, чтобы обучающие и реабилитационные центры для детей с
ограниченными возможностями могли получить правовой статус и, соответственно,
государственную поддержку.

— Мы можем сейчас подключить бизнес-структуры и построить реабилитационный
центр, но как он будет существовать? — задает вопрос Татьяна Казакова. — Что
толку в здании, если не определено, кто будет работать с детьми? Как они будут
проходить адаптацию? На начальном этапе это должно быть взаимодействие власти,
бизнеса и общества. Проект должен быть поддержан на государственном уровне, а
значит, необходимо создать правовую базу. Также назрела необходимость подготовки
долгосрочной региональной программы по созданию в регионе обучающих центров для
детей с ограниченными возможностями, средства на реализацию которой были бы
заложены в бюджете Иркутской области.

Многие высказывали мысль, что строительство здания как такого, возможно, и не
вопрос первой необходимости. Находясь в определенной изоляции, дети-инвалиды
будут лишены возможности реабилитации. Куда более реальным выглядит создание
специальных групп, классов в уже существующих учебных заведениях. Например, в
некоторых школах Иркутска имеется недокомплект учеников — и, как следствие,
свободные площади. Почему бы не разместить классы для детей-инвалидов там?

Татьяна Семейкина, председатель комитета по здравоохранению и социальной
защите Законодательного собрания области, подводя итог круглого стола, отметила,
что существует много проблем, которые требуют решения не один год. Однако
совместными усилиями всех структур сдвинуть их с мертвой точки можно. Все
участники круглого стола в течение двух недель должны подготовить свои
предложения по организации обучения и социальной адаптации детей-инвалидов, а
также по созданию обучающих центров для них в рамках государственно-частного
партнерства. Затем они будут представлены на рассмотрение в Законодательное
собрание региона. Татьяна Казакова добавила в свою очередь, что, как только
государство разработает понятные «правила игры», бизнес сразу подключится,
поскольку решение проблемы реабилитации детей-инвалидов возможно только
совместными усилиями власти, бизнеса и общества.

Загрузка...