Правила общения с книжкой

Воспитывая в детях любовь и уважение к печатному слову, не забывайте прививать ребятишкам и бережное отношение к книгам

Еще лет двадцать-тридцать назад хорошие книги почитались за роскошь. Собрания сочинений классиков достать можно было лишь «из-под полы», а возможность подписки на редкие издания считалась одним из показателей достойного места работы. В стремлении заполучить вожделенную книжку люди часами толкались в очередях и усердно сдавали макулатуру. Сегодня все иначе: полки в магазинах пестрят разнообразием, а понятие «редкая книга», кажется, безвозвратно кануло в Лету. И все бы хорошо, однако изменилось, увы, и отношение к книгам.

Культура чтения

— Конечно, отношение к книгам претерпело изменения. Все чаще мы читаем на
ходу и все чаще чтобы лишь отвлечься, скоротать время, — с сожалением отмечает
главный библиограф отдела обслуживания взрослого населения Гуманитарного центра
имени семьи Полевых Наталья Пятакова. — Зачастую сказывается это и на несколько
пренебрежительном отношении к книгам. Редко кто из современных читателей делает
для них обложки, должным образом бережет от случайных пятен, от случайных
повреждений. А между тем уважительное отношение к книге — это тоже один из
важных аспектов культуры чтения. И прививать его стоит с самого детства. И в
школе, и в библиотеках ребятишкам, конечно, рассказывают о первых правилах
общения с книгой. О том, что нельзя загибать страницы, разукрашивать
иллюстрации, читать за едой. Однако основы культуры чтения, в том числе и
бережного отношения к книгам, закладываются прежде всего в семье. И в первую
очередь, конечно, на собственном примере.

— Относитесь к книгам с должным почтением, — призывает библиотекарь Наталья
Пятакова. — Не делайте пометок на книжных страницах, не перелистывайте, лизнув
предварительно палец. Берясь за очередную сказку, повесть или роман,
обстоятельно знакомьте ребенка с печатным изданием — расскажите об авторе и его
произведении, расскажите, когда и в каком городе эта книжка появилась на свет.
Именно такие, казалось бы, мелочи и формируют уважительное отношение к книге.

Огласите весь список, пожалуйста....

С какими же правилами книжного «этикета» стоит познакомить детей прежде
всего? В целом список табу невелик. Итак, правила хорошего тона запрещают:

 Перегибать переплет
 Класть в книги ручки и
карандаши
 Писать и рисовать на страницах
 Читать книги во время
еды
 Брать книги грязными руками
 Сгибать
страницы
 Оставлять книги на солнце
 Вырезать картинки.

— Согласно правилам хорошего тона, переворачивать страницу нужно только за
верхний угол, а вместо карандашей, ручек и прочих подручных вещей применять
закладки, — дополняет библиотекарь Наталья Пятакова.

Кстати, собственноручное производство закладок — отличный повод для
совместного творчества. В ход может пойти все: картон, цветная бумага, яркие
лоскутки, разноцветные наклейки.

С тем же успехом можно смастерить и обложку — главный атрибут бережного
отношения к книге. Например, из плотной глянцевой бумаги или даже ткани. Рецепт
прост: раскладываем материал на столе, кладем сверху раскрытую книгу, обводим
мелком и вырезаем по контуру, прибавляя с каждой стороны по 5 сантиметров. Далее
подгибаем «кармашки» и сшиваем. Вот, собственно, и все — основа готова. Ну а
декорировать творение, дабы достойно украсить книжную обложку, помогут красивые
бусинки, необычные пуговицы или, например, аппликации из фетра.

Лежа не читайте!

Чтобы увлекательный и познавательный процесс чтения не сказался отрицательно
на здоровье ребенка, не стоит забывать и о внешних условиях. В частности, о
хорошей освещенности, удобстве и комфорте. Итак, первое и, пожалуй, самое
главное: ребенок, читая, должен сидеть прямо. Не сутулясь и уж тем более не
«лежа» на парте.

— Очень важно, чтобы письменный стол соответствовал росту ребенка. Если сидя
прямо и поставив локоть на стол, школяр кулачком будет упираться в подбородок —
значит, все в порядке, — поясняет в свою очередь врач-офтальмолог Светлана
Приданникова. — Что касается освещения, то свет должен быть неярким и падать
слева. В идеале стол лучше ставить к окну.

В числе прочих постулатов — запрет на чтение в транспорте, а также на чтение
в позиции лежа, поскольку в таком положении сложно сохранить постоянное
расстояние от текста до глаз. В идеале оно должно составлять от 30 до 35
сантиметров. Кроме того, специалисты не рекомендуют читать без перерыва более 30
минут. В особенности детям.

Учимся играя

Понятно, что все вышеназванные правила не стоит внушать маленьким книголюбам
в форме списка табу и строгих запретов. Тем более если читатели еще детсадовцы.
Очень помогают в данном случае истории из детства или, например, сказки
собственного сочинения. Скажем, о том, как, обидевшись на проказы неряшливых
детей, все книжки на свете исчезли. Даже азбука и букварь.

— Еще один отличный способ привить ребенку ответственное и бережное отношение
к книге — сделать ее самостоятельно. Все, что нужно: сочинить историю и,
продумав оформление, разместить на нескольких листках картона иллюстрации и
текст. После сшить страницы в книгу и опять же украсить яркой, красочной
обложкой, — советует библиотекарь Наталья Пятакова. — А еще мы всех родителей
призываем приводить ребятишек к нам, в детские библиотеки, где к искреннему
интересу и к бережному отношению к книге располагает все.

Как сформировать детскую библиотеку?

К слову отметим, что в советское время наличие домашней библиотеки считалось
признаком хорошего тона. В стремлении пополнить собрания классиков люди
толкались в очередях, искали «нужные» знакомства, обращались к перекупщикам.
Сейчас домашние библиотеки — это почти редкость.

— А между тем домашняя библиотека — это очень здорово! И в особенности
детская, — уверена Наталья Пятакова. — Если подойти к вопросу с должной выдумкой
и фантазией, она может стать предметом гордости юного читателя и одним из
проявлений бережного отношения к книгам. И потом, формирование и систематизация
библиотеки, пусть и домашней, — занятие очень увлекательное и познавательное.
Например, можно расставить книги разных авторов и жанров в зависимости от
предпочтений ребенка. Скажем, одну полку посвятить книгам об авиации, другую —
книгам об автомобилях, третью — о динозаврах и исторических животных.

Пополняя детскую библиотеку, в отдельности стоит уделить внимание словарям и
всяческим энциклопедиям. К сожалению, в век повсеместной компьютеризации навык
«общения» детей со справочной литературой оставляет желать лучшего. Казалось бы,
не страшно. К чему листать страницы и дотошно выискивать синонимы или же
определения терминов, если достаточно зайти в глобальную сеть и воспользоваться
«Яндексом»? Однако стоит ли говорить, что применение энциклопедий, словарей и
справочников — это еще и развитие усидчивости, памяти, мышления и логики.

— В целом же, рассказывая ребятишкам о правилах общения с книгой, задача
родителей не просто донести информацию, а постараться заинтересовать хорошей,
качественной книгой,— подчеркивает Наталья Пятакова. — Ну а мы, библиотекари,
всегда готовы в этом помочь!

Метки:
baikalpress_id:  24 799