Тарифы снова выросли

Схема оплаты изменилась, цены за коммунальные блага поднялись

С 1 сентября тарифы ЖКХ вновь возросли. Вслед за июльским 6-процентным ростом стоимость горячей и холодной воды, водоотведения и тепловой энергии поднялась для жителей Иркутской области еще на 5,8%. В числе прочих сентябрьских перемен — изменение схемы оплаты за отопление и разделение коммунальных платежей на квартирные и общедомовые. Что сулит рядовым потребителям ноу-хау ЖКХ и не скажется ли очередное увеличение тарифов на стоимости ходовых товаров и услуг?

Сколько будем платить?

Единственное, что не поднялось с 1 сентября, — это тариф на электроэнергию.
Для жителей Иркутской области он по-прежнему составляет 72 копейки за 1 кВт/ч. В
остальном же стоимость коммунальных услуг возросла. И хотя вторая волна
повышения тарифов сюрпризом для населения в общем-то не стала, иркутяне
отнеслись к росту цен настороженно.

— В июле цены поднялись, в сентябре поднялись... Куда это годится? А ведь с
января, говорят, тарифы вовсе взлетят, — переживает пенсионерка Зоя
Константиновна. — Зато пенсия, думаю, какой была такой останется. Конечно, все
эти перемены пугают.

— Да, именно по незащищенным слоям населения и ударило очередное повышение
тарифов, — говорит председатель ТОС «Черемушки» Екатерина Игнатова. — Далеко
идти не нужно: у меня на территории в одном из многоквартирных домов живет
пожилая семейная пара. Оба не работают, болеют. У одного из супругов пенсия три
с небольшим тысячи рублей, у другого — чуть больше четырех. Понятно, что для них
и 100 рублей — это сумма. Между тем в реальных деньгах летне-осеннее повышение
тарифов несколько значительнее. Так, если взять за средний показатель
благоустроенную квартиру общей площадью 50 кв. м, где проживают три человека, то
переплата составляет порядка 245 рублей — 2854 рублей за сентябрь против 2609
рублей за июнь.

Тарифы подстегнут инфляцию

Вместе с тем, как отмечают представители власти, необходимость ежегодного
пересмотра тарифов обусловлена рядом объективных причин, в том числе и
увеличением цен на ГСМ, энергоносители и стройматериалы.

— В среднем же рост тарифов ЖКХ с учетом повышения с 1 июля и с 1 сентября
составит в городе Иркутске 9,4%, — комментирует ситуацию Константин Башков,
начальник управления жилищного хозяйства и инженерных коммуникаций комитета по
ЖКХ администрации города Иркутска. — Если учесть, что предел максимальных
индексов, установленных службой по тарифам Иркутской области, составляет 12%, то
все в пределах нормы. Еще один вопрос, который волнует рядовое население, — не
скажется ли очередное увеличение цен за блага цивилизации на стоимости ходовых
товаров и услуг? Вполне вероятно, что скажется, считают эксперты.

— Затраты на оплату коммунальных услуг, как правило, не сильно влияют на
себестоимость товаров. Их доля в общей массе невелика. Однако под шумок, что
называется, производители и продавцы нередко делают торговые наценки, которые не
соответствуют реальному увеличению их собственных затрат. Страдает в итоге
рядовой потребитель, — отмечает кандидат экономических наук, доцент БГУЭПа
Александра Шипицына.

К слову, стабильности на рынке продовольственных цен ожидать не стоит. Так,
учитывая, что лето для сельхозпроизводителей выдалось нынче не очень-то удачным,
цены на продукты могут возрасти. — В частности, на овощи, молочку и
хлебобулочные изделия, — дополняет эксперт Александра Шипицына.

Число неудачное?

С началом этого месяца в Иркутске стали действовать и более жесткие меры в
отношении нерадивых плательщиков. Это тоже одно из сентябрьских новшеств.
Теперь, если не внести квартплату за минувший месяц в срок до 10-го числа
следующего месяца, за каждый день просрочки будут начисляться пени.

— С одной стороны, это справедливо, ведь от своевременной оплаты коммунальных
услуг зависят бесперебойная работа ресурсоснабжающих организаций и заработная
плата работников жилищно-коммунальной сферы — тех же сантехников, электриков,
дворников, — отмечает эксперт Александра Шипицына. — Единственное, что смущает,
— это 10-е число. Я считаю, дату нужно изменить. Во-первых, потому, что пенсии у
нас в стране выплачивают до 20-го, а во-вторых, и зарплату зачастую выдают чуть
позже. Не зря, например, за домашний телефон платежи нужно вносить до 20-го
числа. Зачем изначально ставить сроки, которые людям априори в тягость?

Солидарна с мнением кандидата наук и Екатерина Игнатова. — Пенсию начисляют
до 20-го, а коммуналку заплатить надо до 10-го. Пенсионерам — самым
дисциплинированным потребителям услуг — это, конечно, неудобно. Ну а в целом я
согласна: не все плательщики своевременно оплачивают услуги, а потому и
ужесточение мер вполне оправданно, — считает председатель ТОС «Черемушки». —
Однако сегодня, в период нестабильности, когда всегда есть вероятность остаться
без работы, в числе должников рискует оказаться каждый. Впрочем, представители
ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний уже сегодня подтверждают: в
случае уважительных причин и форс-мажорных обстоятельств они готовы идти на
диалог. Главное — это искренняя заинтересованность должника в скорейшем
погашении долга.

Отопление по-новому: удобно или нет?

Еще одно нововведение, вступившее в силу с 1 сентября, касается схемы оплаты
тепловой энергии. Так, если раньше плата за отопление пропорционально
разбивалась на все 12 месяцев, то сейчас нам предстоит расплачиваться за тепло
только в период отопления, то есть примерно с середины сентября и до середины
мая.

— Новая схема оплаты продиктована принципом своевременности, то есть
взиманием средств по факту оказания услуг, — комментирует ситуацию Тамара
Винарская, директор Иркутской городской теплосбытовой компании. — В целом я не
думаю, что перемены существенно затронут интересы горожан, ведь на общей сумме
платежей это не скажется. Просто раньше мы разбивали ее на 12 месяцев, а сейчас
на 9.

Однако если на общей сумме платежей нововведение не скажется, то бремя
ежемесячной финансовой нагрузки в период отопления все же возрастет. Не приведет
ли это к накоплению долгов?

— Я считаю, что определенной категории населения действительно придется
несколько сложнее. Скажем, тем, кто не имеет постоянного заработка, — считает в
свою очередь Екатерина Игнатова. — Все, что остается посоветовать, — заранее
планировать бюджет и, что называется, считать наперед.

— Думаю, это логично: пользуешься услугами — платишь; не пользуешься — не
платишь, — считает в свою очередь Александра Шипицына. — И потом, это удобно и
ресурсоснабжающим компаниям, которые, собрав с потребителей платежи, могут летом
спокойно приступать к ремонту, и самим жильцам, которым в период отпусков и без
того есть куда потратить свои финансовые средства. Главное — это должный
контроль домовых комитетов за снятием показаний с приборов учета. Так, чтобы
лишнего не начислили.

Потери по дому — спорный вопрос

Еще одно ноу-хау — разделение коммунальных платежей на квартирные и
общедомовые. То есть оплата за услуги, индивидуально потребленные (либо по
счетчику, либо по нормативу), будут теперь рассчитываться отдельно, а за
общедомовые нужды — отдельно. Скажем, за освещение и отопление лестничных
клеток. К слову, по-хорошему, общедомовыми счетчиками все многоквартирные жилые
дома должны были обзавестись еще к 1 июля. Теперь же, согласно новому 261-му
закону, общедомовые приборы учета будут устанавливать сами ресурсоснабжающие
организации. Причем за счет собственников и без учета их мнения. А между тем в
многотысячной армии потребителей, где общедомовые счетчики уже установлены,
давно раздаются громкие споры. Причина — это так называемые потери. То есть
разница между показаниями общедомового счетчика и тем объемом ресурсов, который
начисляется к оплате всем потребителям. Этакий излишек, который разбивается в
равных долях между всеми жильцами многоквартирного дома — и теми, у кого есть
индивидуальные счетчики, и теми, у кого их нет.

— А между тем потери по воде — это не только некие протечки в трубах, но и
потребление ресурсов теми, кто живет в квартирах без прописки и без счетчиков. А
ситуация весьма типичная, — говорит эксперт Александра Шипицына. — Масса квартир
в Иркутске служат для владельцев источником доходов и попросту сдаются. То есть
по факту в них живут целые семьи, а официально никто не проживает.
Соответственно, и по нормативам за воду не платит. Так почему же добросовестные
соседи, несмотря на наличие счетчиков, должны нести из-за них потери? Это явная
недоработка в законодательстве.

— Люди действительно в возмущении, — подтверждает Екатерина Игнатова. — Зачем
они устанавливали индивидуальные счетчики, если платят в итоге за себя и за
соседа?

— Да, такая проблема есть, и совет тут один: сами устанавливайте общедомовые
счетчики. Это будет гораздо дешевле. Создавайте домовую комиссию и на основе
данных о потерях ресурсов выявляйте и устраняйте вероятные протечки, —
комментирует эксперт института жилищного просвещения при администрации города
Иркутска, преподаватель школы ЖКХ при БГУЭПе, председатель ТОС «Рубин» Любовь
Аликина. — Что касается нелегальных квартирантов, то и здесь все в руках самих
жителей домов. Не хотите платить за соседа — пусть комиссия ТОСа составляет
протокол, подключает к делу налоговую службу. Такая практика есть, она
достаточно успешна.

Смотрите в платежку!

В отдельности напомним, что кроме коммунальных услуг есть еще и жилищные. Это
вывоз мусора, уборка подъездов и прочие работы по содержанию и ремонту домов,
которые выполняют управляющие компании. И, согласно букве закона, решение о
наценке на жилищные услуги принимается на общем собрании жильцов, причем не чаще
одного раза в год. Однако вместе с тем, по словам представителей ТОСов, под
шумок отдельные управляющие компании города стоимость своих услуг уже успели
увеличить.

— Да, такие прецеденты есть. И здесь нельзя забывать, что по закону
договорные отношения могут быть закреплены либо подписью в документе, либо
принятием условий по факту, чем, собственно, и пользуются сегодня управляющие
компании, — отмечает эксперт Любовь Аликина. — То есть если вы несколько раз
оплатите жилищные услуги по уже увеличенным расценкам, то вы тем самым
согласитесь с новыми тарифами. Отсюда и совет: смотрите в платежки. Спасение
утопающих — дело рук самих утопающих.

Загрузка...