С сачком и грабельками

Слесарь по ремонту фонтанов написал о них книгу

Игорь Перевалов называет себя обычным слесарем-водопроводчиком и не считает свою работу особенной. А между тем он один главных специалистов по фонтанам в Иркутске. Проработав полтора десятка лет на этих гидросооружениях, он не только досконально изучил их, но и написал единственную на сегодняшний день книгу об иркутских фонтанах — о самых первых, еще дореволюционных, и тех, что появились в советское и нынешнее время. К книге собраны исторические факты, курьезные случаи, сведения об особенностях работы специалистов-фонтанщиков и размышления о будущем иркутских фонтанов.

Романтики маловато

Официальное название профессии Игоря Перевалова — слесарь по ремонту и
обслуживанию фонтанов. По образованию он журналист, по духу же человек
творческий, тяготеющий к искусству и литературе, пишущий стихи. Как известно, в
середине 90-х годов у многих россиян были серьезные проблемы с работой.
Родственник помог ему устроиться в иркутское МУП «Водоканал», пообещав, что
работа будет непыльной. На практике же оказалось, что труд этот, прямо скажем,
специфический, да и романтики в нем мало.

В своем очерке Игорь так описал обычный день слесаря по обслуживанию и
ремонту иркутских фонтанов: «Мое утро начиналось с того, что я в болотных
сапогах, с сачком и грабельками обходил весь бассейн, собирая пивные банки,
бутылки, упаковки от чипсов и вяленой рыбы и прочий мусор, который накидала туда
гуляющая публика. А если накануне во Дворце спорта был концерт какой-нибудь
поп-дивы, то порой не хватало и трех мешков, чтобы собрать весь мусор. С каждым
днем вода воняла помойкой все больше и больше».

— Большого удовольствия по весне ходить в болотных сапогах в ледяной каше или
лазить по этим люкам в дождь, грязь, конечно, не испытываешь, — говорит Игорь
Перевалов. — Главное, здесь нельзя страдать клаустрофобией, поскольку приходится
в одиночестве ходить под землей рано утром или поздно вечером, почти ночью. В
настоящее время Игорь Перевалов работает на двух фонтанах — в сквере им. Кирова
и у цирка.

Символ творчества

Желание написать о фонтанах появилось у Игоря год назад — захотелось обобщить
все сохранившиеся сведения, что удалось собрать за последние годы.

Сам автор называет свое творение записками фонтанщика. На 25 страницах есть
все: и исторические факты о первых российских и иркутских фонтанах, и сведения о
советских гидросооружениях, в том числе о строительном буме фонтанов в 50-е
годы, и рассуждения о нелегкой работе фонтанщиков, облике Иркутска, судьбах
творческих людей в наше время. Все это приправлено юмором, ироническими
размышлениями и дополнено множеством баек, легенд и курьезных историй.

Примечательно, что в очерке Игоря Перевалова фонтаны, несмотря на их
детальное техническое описание, — в первую очередь художественные произведения.
Уже в названии очерка «Символ творчества» автор сравнивает фонтан с вдохновением
художника, писателя. В том же стиле названы и остальные главки: «Творчество при
царе», «Творчество при Сталине» и т. д. Пока свой труд Игорь Перевалов не
планирует публиковать. Говорит, в очерке еще масса белых пятен и он требует
доработки.

История иркутских фонтанов

Наверно, самое ценное в его будущей книге — это познавательная историческая
сторона. Например, Игорь описывает забавный случай, который относится еще к
началу XIX века. Губернатору Николаю Трескину так хотелось произвести
впечатление на гостей городского бала, что он повелел подогнать к городскому
саду пожарную установку с водой, ее рукава протянуть сквозь решетку сада, а
наконечники скрыть в деревьях. Там в гуще деревьев их держали полицейские и
солдаты. «Когда стали собираться посетители, импровизированные фонтаны были
пущены и привели своей неожиданностью зрителей в восторг. Но каково было
полицейским, целую ночь простоявшим под проливным дождем!» — приводит Игорь
Перевалов слова Ивана Тимофеевича Калашникова, известного в ту пору писателя.

Первый же настоящий фонтан появился после открытия водопровода в
Александровском саду — где-то возле первого памятника Александру Третьему.
Согласно описаниям, это был роскошный фонтан в классическом стиле — его струи
воды стекали по скульптурной композиции, как в фонтанах Рима или Петергофа. Что
за персонажи в камне или другом материале стояли в фонтане, доподлинно не
известно — по свидетельствам историков, там точно были ангелочки.

Но, наверное, самый интересный период начался в сталинское время, в период
грандиозных строек, когда в России был настоящий бум фонтаностроения. К примеру,
в 1951 году только на улице Карла Маркса власти установили 13 фонтанов. Два из
них — у завода имени Куйбышева, один — у драмтеатра; также были фонтаны на
территории детского сада № 30, во дворах жилых домов и т. д. Однако почти все
они не работали.

— Почему эти фонтаны не работали? Они изначально были построены так, что не
могли работать, — говорит Игорь Перевалов. — Там, видимо, не очень большие
специалисты собирали всю водопроводную часть, поэтому трубы постоянно
засорялись. Да и материал бассейна был не самым качественным, поскольку все
делалось наскоро. Даже в современных бассейнах каждые пять лет нужно фонтаны
ремонтировать: заделывать трещины, какие-то дыры. А тогда буквально могло
хватить на неделю-другую наскоро сделанного бассейна. Тем более это центр
города. У воды есть такое нехорошее свойство — бежать в подвал ближайшего
здания, а там может быть склад промтоваров и продуктов.

Об иркутских фонтанах брежневской эпохи Игорь Перевалов пишет с иронией,
отмечая их помпезность и одновременно отсутствие высокого вкуса. К примеру,
монумент в виде то ли звезды, то ли ракеты на старте возле фонтана в районе
остановки «Баргузин», установленный к 50-летию СССР, рядом с недвижимой водой
(как это было в советские времена), по его мнению, больше похож на фигу, что, по
словам автора очерка, очень символично для брежневской эпохи.

Самый главный фонтан

Больше всего в своем очерке Игорь Перевалов пишет о центральном фонтане у
сквера им. Кирова, что неудивительно, ведь в то время это был первый фонтан,
приводимый в действие электрическим насосом, имевший самую высокую струю среди
тогдашних фонтанов. Появился он в 1961 году к 300-летию города. Спроектировали
его ленинградские архитекторы. Построен он, что называется, на совесть и на
века. «Все сделано старательно, как в Петергофе. Парапет бассейна выложен из
цельных блоков карельского гранита. Будь он из бетона, облицованного плиткой,
плитка через несколько лет начала бы отваливаться. Верхняя чаша отлита из
путиловского чугуна», — пишет о главном фонтане Иркутска Игорь Перевалов.

Как известно, с центральным фонтаном в городе связано множество легенд, в том
числе и о подземных ходах. Эта тема в последнее время обсуждается очень часто,
особенно после выхода книги депутата Юрия Коренева «Тайна подземной паутины». К
примеру, есть легенда, что когда-то от фонтана в сквере им. Кирова шел подземный
ход — то ли к управлению Центрального банка, то ли к зданию областного
правительства. Однако Игорь Перевалов, более 15 лет проработавший в сквере им.
Кирова, относится к ним скептически. В своем очерке он пишет, что единственный
подземный ход, который существует, — это галерея под фонтаном, в которой он
работает, обслуживая это гидросооружение. — Если есть подземные ходы, то нам о
них все равно не расскажут. К тому же трудно представить, как можно проложить
подземные ходы в болоте — почва-то в центре города вся водянистая. Вот мы сидим
здесь, в сквере Кирова, а под нами болото, — говорит Игорь Перевалов. — Это
сверхсложное занятие. Нужно замораживать почву, делать гидроизоляцию, иначе все
затопит. Видимо, людям нужна какая-то тайна. Вокруг нее и возникают разные
слухи.

А вот разговоры о том, что в центральном фонтане водится рыба, по словам
Игоря Перевалова, это не слухи и не легенды, а чистая правда. Правда, сейчас ее
там нет, а вот несколько лет назад плавали симпатичные такие рыбешки.

— Несколько лет назад в фонтане плавали караси. Как они туда попали,
неизвестно. Видимо, кто-то закинул мальков, вот они и развелись. Но потом всех
карасей выловили и выбросили в Ангару, — рассказывает фонтанщик. К слову
сказать, в центральный фонтан города люди чего только не бросают. Подвыпившая
публика часто использует его по ночам и как урну, и как туалет. Некоторые даже
умудряются стирать там белье или мыть обувь. В своем очерке Игорь Перевалов
пишет о том, что отсутствие элементарной культуры поведения периодически
превращает иркутские фонтаны в мусорку и сливную яму.

Требуют реконструкции

Стоит отметить, что критических замечаний не только в адрес горожан, но и в
адрес проектировщиков фонтанов в очерке Игоря Перевалова немало. Фонтаны
спроектированы так, что обслуживать их очень тяжело, особенно до недавней их
глобальной реконструкции. Трубы часто засорялись, поскольку спроектированы были
не совсем верно. Да и в новых фонтанах, несмотря на импортное оборудование,
ежедневное цветопредставление и улучшенный дизайн, недостатков немало. Например,
прекрасное украшение площади у цирка, с мостиком и разноцветной подцветкой,
сделано тоже с массой изъянов. Красивая светло-бежевая плитка за считанные часы
становится грязной из-за обилия голубей, к тому уже она потрескалась и местами
отвалилась; водопроводная труба от морозов лопнула, поэтому два летних сезона,
пока ее не отремонтировали, приходилось заполнять фонтан при помощи пожарного
шланга из ближайшего гидранта. Впрочем, в будущем, по мнению Игоря Перевалова,
возможно, таких проблем уже не будет. В своем очерке он говорит, что, скорее
всего, фонтанам следующих поколений вообще не понадобится вода. «Зачем нужны,
собственно, и вода, и бассейн, когда современные голографические технологии
позволяют все это создать буквально из ничего в виде трехмерной световой
картинки?» — пишет он.

— Главное сейчас — доделать, довести до ума существующие фонтаны, поскольку
многие из них сделаны из временных материалов, которые очень быстро начнут
сыпаться и ломаться. А ведь хочется, чтобы фонтаны были на века. И главное, они
должны быть вандалоустойчивыми и с круглосуточной охраной. Такими мне хочется
видеть будущие иркутские фонтаны, — сказал нам в завершение беседы Игорь
Перевалов.

Метки:
baikalpress_id:  24 778
Загрузка...