На пути к сакральной истине

На острове Ольхон построили лабиринты трех шаманских миров

Для коренных народов Восточной Сибири Байкал традиционно был и остается сакральным местом, с которым связаны многие легенды. Однако аура древнего озера оказывает влияние не только на местных жителей. Многие творческие люди, далекие, на первый взгляд, от Байкала, получают здесь вдохновение и импульс на создание неожиданных проектов. Не стали исключением и участники лаборатории исследования игровых структур «Театрика» из Москвы, которые в середине августа на байкальском острове Ольхон решили построить лабиринты трех шаманских миров.

Участники творческой лаборатории не в первый раз на Байкале. В марте этого
года они организовывали масштабный перформанс на льду Байкала, построив лабиринт
изо льда и устроив в нем театральную импровизацию. Сакральное действо проходило
21 марта, в день весеннего равноденствия. В августе участники «Театрики»
вернулись на Байкал и построили на Ольхоне лабиринты, соответствующие трем
уровням мироздания, на которые традиционно разделяли окружающий мир народы,
исконно проживавшие на побережье Байкала, прежде всего буряты и эвенки. В
шаманской традиции этих народов мир делится на три уровня: верхний (мир,
населенный высшими, небесными божествами), средний (там живут люди и звери) и
нижний (там обитают духи подземного мира). Волонтеры и участники «Театрики»,
всего около 30 человек, строили лабиринты с 16 по 23 августа. После этого
культурный объект стал своеобразной сценой для театральной импровизации.

По словам участника проекта Данилы Ветра, «Театрика» занимается активными
исследованиями в области ритуального и мистериального театра, поэтому тема
лабиринта стала в их постановках центральной. По его словам, актеры, устраивая
театральное действие в лабиринте, оживляют эту статичную архаичную структуру.

— Три лабиринта, построенные на Ольхоне, имеют лепестковую структуру,
сориентированы по сторонам света и объединяются вокруг символической мировой оси
— сэргэ (у бурят это коновязь. — Прим.), в роли которой выступает небольшая
сосна, — рассказала одна из участниц проекта, Анна Пеплова. — Согласно
бурятскому верованию, к коновязи, которая находится в центре мироздания, своих
коней привязывают представители трех миров.

Материалы, из которых строились лабиринты, также отражают суть трех миров.
Ходы лабиринта нижнего мира врыли в землю и обложили камнями, являющимися
символом земных недр. Строительным материалом среднего мира стали ветви деревьев
и шишки. Лабиринт верхнего мира участники проекта сделали в виде столбов с
привязанными к ним лентами и перьями, которые развеваются на ветру. Каждому миру
соответствует свой цвет: нижнему — черный (цвет земли и смерти), среднему —
красный (цвет огня и жизни), верхнему — белый и голубой (цвета неба и высших
сфер).

— Все три лабиринта являются солярными — солнечными. В их основу положены
самые архаичные структуры, которые использовались для проведения религиозных
таинств, — говорит художественный руководитель лаборатории «Театрика» Петр
Немой. — В таких лабиринтах есть только один путь, который ведет к центру —
символическому ключу лабиринта, где участник религиозной церемонии, прошедший по
лабиринту, должен постичь сакральную истину. В каждом из трех лабиринтов,
сооруженных на Ольхоне, есть четыре ключа: один в центре и три на пути к нему.
Прохождение к центру и обратно становится своеобразным подношением духам разных
миров.

Весной 2013 года коллектив театральной лаборатории «Театрика» вновь посетит
Байкал и построит второй ледяной лабиринт — возле Старой Ангасолки. Кроме того,
из байкальского льда будут вырезаны музыкальные инструменты, на которых сыграют
во время проведения еще одного театрального перформанса.

Метки:
baikalpress_id:  43 338