Полвека за рулем

Ветеран уверен: автомобили — это его единственное хобби и призвание

Ни дня без автомобиля — так коротко и точно можно описать жизнь ветерана Юрия Пайсова. Шестьдесят лет своего трудового стажа он посвятил автомобилям и до сих пор не расстается с баранкой своей машины. В годы войны он успел поработать на таких известных и полузабытых сегодня «агрегатах», как американский «Виллис», Dodge WC-51 («Додж» — три четверти»; при- ставку «три четверти» получил из-за своей грузоподъемности в 750 кг, то есть три четверти тонны) и «Опель-Адмирал». Сегодня их можно встретить разве что в качестве экспонатов в музеях. Однако в далекие 40—50-е эти машины были весьма популярны и занимали почетное место в рядах международного автопрома.

Самодельные авто из досок

18 августа Юрию Пайсову исполнится 85 лет. Однако, несмотря на столь
преклонный возраст, он полон энергии, задора, физических и душевных сил. О своей
жизни он вспоминает охотно, перебирает в памяти мельчайшие детали. Но
по-настоящему его глаза загораются, когда он начинает рассказывать о работе. А
точнее, о своих машинах. Как признается Юрий Евменович, любовь к автомобилям у
него появилась еще в далеком детстве, когда он вместе с ребятишками строил
самодельные автомобили и играл в дорожное движение. — Мы строили машины из
досок, находили к ним руль или что-то круглое, похожее на него, и так играли.
Еще привязывали к какому-нибудь большому кольцу или колесу проволоку и катали
его. Таким образом мы как бы создавали дорожное движение. Даже строили
специальные ворота, куда нужно было заехать.

Юрий Пайсов родился в селе Большая Разводная в 1927 году. В семье из троих
братьев он был самым младшим. Вскоре они переехали в Иркутск, где маленький Юра
пошел учиться в 18-ю школу. Юрий Евменович вспоминает, что в то время это был
одноэтажный кирпичный домик старинной по-стройки.

На 6-й Советской, где жила семья Пайсовых, размещалась воинская часть. Она
дислоцировалась в так называемых Октябрьских казармах, построенных еще в царское
время.

— Мы бегали к солдатам смотреть кино. Его показывали прямо на улице — в
специально отведенном месте на территории части. Солдаты усаживались на лавочки
и каждый вечер просматривали фильмы. А мы просились у часового посмотреть. Если
рядом не было офицеров, то нас пропускали. Хотя иногда некоторые незаметно
пробирались и без разрешения. Перелезали прямо через колючую проволоку. Мы
усаживались между солдатами и смотрели кино.

Номера машин писали вручную

Беззаботное детство закончилось у ребят неожиданно быстро — началась война.
Как сейчас вспоминает ветеран, ему особенно запомнился вечер накануне.

— Как всегда, мы собрались смотреть кино, а оказалось, что его не будет. Нам
это показалось странным. Часть ребят все же пробрались через проволоку, но их
всех собрали в кучу и выпроводили с территории части, — рассказывает Юрий
Евменович. — У меня приятель жил недалеко, и с его забора было видно сцену. Мы
залезли на забор и увидели, что солдаты сидят, а фильм не показывают. В ту ночь
я неожиданно услышал пулеметную очередь. Утром мама сказала, что началась война.
Только спустя какое-то время я понял, что еще накануне было известно о возможном
нападении и военные проверяли боеспособность техники.

В 1942 году мальчик окончил семь классов и вместе с одноклассниками стал
думать, куда пойти учиться. Местные ребята рассказали, что в воинскую часть
набирают учеников в автобронетанковую мастерскую. В то время она называлась
108-я САРМ — стационарная авторемонтная мастерская. В ней занимались ремонтом
автомобилей Иркутского гарнизона. Именно туда подросток и попал. Это была первая
запись в его трудовой книжке. Помещение мастерской располагалось в бывшей
конюшне. Руководство части составляли офицеры, их называли командирами.
Трудились солдаты и вольнонаемные. Молодой Юра сначала учился, затем стал авто-
электриком, а после сел за руль машины. Это оставило незабываемые впечатления.

— Первая моя машина была марки ГАЗ-М-1. Она считалась элегантным автомобилем
по тем временам. Резина для красоты была покрашена в белый цвет, — улыбаясь,
рассказывает Юрий Пайсов. Затем он перешел на американский «Виллис», освоил
«Додж» — три четверти».

— Тогда все машины были армейские — «Студебеккеры», «Шевроле». Меня назначили
механиком автопарка. Интересно, что в те времена на бортах машин стоял
треугольник с буквой Т, что означало «транспортная». Или литера С — «строевая
машина». Если автоинспектор замечал на дороге автомобиль с буквой С, за это
могло сильно попасть, так как такие машины должны стоять на колодках.
Автомобильные номера мы сами писали черной краской. Сначала вырезали стандартную
железку, закрашивали фон, писали номера и рисовали звездочку.

Хлебный паек — 800 граммов

Месяц Юрию Евменовичу довелось поездить на немецком «Опеле-Адмирале». Это
была машина высокого класса, сейчас таких уже нет. Пока ее водитель был в
отпуске, ветеран возил на ней начальника политотдела.

— Не знаю, правда или нет, но солдаты говорили, что у владельца марки «Опель»
был сын. И когда он был кадетом, выпускался «Опель-Кадет», затем «Опель-Капитан»
и так далее. В 108-й САРМ Юрий Пайсов проработал 11 лет. В годы войны это
учреждение имело очень высокий статус. Так, например, его сотрудники получали
высокую норму продуктовой карточки — 800 граммов хлеба. Для сравнения: иждивенцы
(школьники, студенты) получали по 300 граммов. Кроме того, на работе
автомехаников кормили бесплатно, по солдатской норме.

— Возможно, наш высокий статус был из-за того, что у нас собирали
американские «Студебеккеры». Об этом и сейчас мало кто знает. Приходили они
запчастями: отдельно кузова, кабины и т. д. Собирали их на заводе дорожных
машин. Мы их перегоняли и отгружали. В ночное время грузили на платформы и
отправляли на фронт.

Все началось с амфибии

Мама Юрия Евменовича работала в госпитале на ул. Ленина, а отец на лесной
базе. Один из братьев был на фронте, в отдельном батальоне связи. Другой служил
на Дальнем Востоке в приграничных районах. С женой Юрий Пайсов познакомился в
1951 году. Она еще училась в 11-м классе и жила неподалеку от дома будущего
мужа. Встреча произошла на проводинах у друга, с которым он вместе работал.
Отношения завязывались неторопливо и оказались очень крепкими. Вместе они
прожили более 50 лет, вырастили двоих детей. К тому времени Юрий Евменович
поменял место работы и трудился в Сельхозснабе. Вскоре молодым дали квартиру.

— На новом предприятии наша работа заключалась в том, что мы возили
сельскохозяйственные грузы по всей области — в поселки, деревни, города. Помню,
зимой, в 40-градусный мороз, машины останавливались на ходу, замерзала тормозная
жидкость. Так мы придумали вместо нее заливать антифриз. Много мы с товарищами
усвоили тогда разных тонкостей.

Юрий Пайсов долго и охотно рассказывает, как менялась с годами его жизнь, и
только одно оставалось у него постоянным — любовь в машинам. Как он сейчас
признается, это его хобби и призвание. Общий трудовой стаж Юрия Пайсова — 60
лет. Даже выйдя на пенсию, он не смог усидеть дома и продолжал работать. Сил и
бодрости ему не занимать. Несмотря на преклонный возраст, он продолжает вести
активный образ жизни. Сегодня главная его любимица — машина «Жигули» 1991 года
выпуска. Ее он без конца может ремонтировать, латать, и под его чуткими
профессиональными руками она исправно работает уже много лет.

— Моей первой личной машиной была амфибия. Это водоплавающий вездеход, без
дверей и крыши. Подниматься нужно было по ступеньке и садиться через верх. Когда
она у меня появилась в 1958 году, стоила около 750 рублей. Правда, для семьи она
не подходила, и я решил ее поменять. Тут как раз за мной один рыбак гоняться
стал, чтобы купить ее. И я в 1962 году ее обменял на «Опель-Кадет». Затем у меня
был «Москвич-412». И последняя машина — это мои «Жигули». Машина ездит
нормально, я ее сам ремонтирую.

За годы своей трудовой деятельности Юрий Пайсов получил немало наград и
медалей. Как признается ветеран, несмотря на тяжелые годы войны и постоянный
изнурительный труд, он нисколько не жалеет ни об одном прожитом дне и вполне
доволен, что его жизнь сложилась так, а не иначе.

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments