Учимся витражной росписи

Специальные краски и контур по стеклу позволяют получить удивительные эффекты

Витражом издавна украшали храмы, театры и богатые дома. Композиция, состоящая из цветного стекла, является предметом роскоши, придает дому благородство, просвеченный солнцем витраж оставляет волшебные блики на полу, на стенах. Способность разноцветной стеклянной конструкции преображать пространство была взята на вооружение и современными дизайнерами. Витражи не только монтируют в стену, но и со- здают из них люстры, абажуры для светильников, подсвечники, декоративную посуду, словом, применение данной техники безгранично. Создание витражей всегда считалось делом большой сложности, требующей материалов, которые не так-то легко найти. Но сегодня появилась интересная техника, позволяющая создавать великолепные картины из стекла, используя лишь краски и кисть.

Распространенные техники

— Меня всегда привлекала витражная техника, но с давней поры я считала, что
создавать такие шедевры очень и очень непросто, — рассказывает мастерица Ольга
Табунова. — Классическая композиция из цветных стекол творилась при помощи
креплений из мягкого свинца. Иногда использовалось бесцветное стекло, которое
расписывалось красками на силикатной основе. Самой популярной на сегодняшний
день является техника Тиффани, которая, в отличие от классической, позволяет
получить рисунок с более мелкими деталями и массой плавных изломанных линий. В
технике Тиффани применяются не только чистые разноцветные стекла, но и фактурные
стекло с разными добавками.

Техника Тиффани предполагает очень тонкую и кропотливую работу. Каждый
витраж, созданный мастером, — не просто стекло, а вдохновенное произведение
художника.

— В технике Тиффани можно достичь высоты, если заниматься ею профессионально,
покупать дорогие материалы, учиться с ними работать, — продолжает Ольга. — Все
это имеет смысл, если человек чувствует призвание к этому искусству. А начать
можно и с заливного витража, который, невзирая на куда более простую схему
работы, выглядит довольно достойно. К тому же настоящей витражной технике нужны
крупные детали, роспись позволяет получить более тонкие эффекты.

Секреты создания

Материалы для витражной росписи можно приобрести в художественном магазине.
Нам понадобится тонкая искусственная кисть, маркер по стеклу, контур (тюбик с
удлиненной насадкой) и собственно сами краски, на которых, кстати говоря, лучше
не экономить. Дешевая краска выглядит бледно и оставляет много пузырей. Поэтому
выбираем краску испанского, итальянского или германского производства. От выбора
контура тоже зависит качество работы. Повнимательнее рассмотрите его насадку,
сравните несколько образцов. Если вы планируете создавать большой витраж, то
выбирайте контур потолще, для маленького подсвечника нужно выбрать самый
тоненький.

— Цветов у контуров — безграничное множество, — рассказывает Ольга, — многие
начинающие мастерицы выбирают черный, я бы пока не советовала его покупать. На
маленьких работах черный контур выглядит грубо. Его лучше использовать на
больших витражах в сочетании с глубокими яркими красками. А начинать лучше с
серого или серебристого контура; если вы планируете работать желтыми, красными,
оранжевыми красками, можно купить золотистый.

Для того чтобы прочувствовать технику, нужно взять какой-нибудь бросовый
материал, например старую бутылку из светлого стекла. Любой стеклянный предмет,
перед тем как расписать, нужно обязательно обезжирить, промыв горячей водой с
мылом или средством для мытья посуды, можно протереть спиртом.

При помощи маркера нарисуйте несложный рисунок. Обведите его контуром. То,
что работать с ним не самое простое дело, вы поймете сразу — обычно первые линии
разнятся по толщине. Но не стоит расстраиваться. Во-первых, у настоящего витража
линии далеки от идеала, а во-вторых, сноровка придет со временем, вы начнете
чувствовать, как сильно нужно нажать на тюбик, чтобы краска выходила равномерно.

— Рядом с собой нужно положить губку для мытья посуды и по мере накапливания
краски на кончике наконечника вытирать ее о поролон. Так можно избежать ненужных
утолщений, — делится секретом Ольга Табунова. — Кроме того, держите рядом ватные
палочки. Они тоже помогут в выравнивании линии. И еще один момент — линия
получится ровной, если все время вести ее сверху вниз, вращая стеклянное
изделие. Чтобы как следует застыть, контуру требуется 24 часа (эта информация
обычно указана в инструкции). Так что выжидаем сутки и приступаем к росписи.
Краски перед использованием необходимо встряхнуть, но не трясите слишком
интенсивно, иначе образуется много пузырьков, которые мешают в работе. Итак,
берем тонкую кисточку, макаем ее в краску, наносим каплю в сегмент и быстро
распределяем краску. Образующиеся пузырьки протыкаем булавками, иначе на этом
месте останутся белые участки. Витражная краска быстро сохнет, и если сегмент
большой, нужно наносить следующую каплю, едва начала подсыхать предыдущая. Чтобы
краска не растекалась, необходимо, чтобы заготовка находилась в горизонтальном
положении.

Кстати говоря, в процессе вам может понадобиться палитра. Для этих целей
бумага не подойдет, она покажет более глубокий цвет, нежели тот, что будет на
стекле. Для палитры подойдет все та же светлая бутылка. В процессе за-
крашивания краска может выглядеть матовой, прозрачность она приобретает в
процессе высыхания, для чего ей обычно требуется 3 дня. После этого изделие даже
можно мыть с мылом, но только вручную, без использования посудомоечной машины и
абразивных средств. Чтобы витраж не выгорел, можно покрыть его специальным
лаком.

Перед началом работы со стеклянной заготовкой может возникнуть вопрос, как
перенести рисунок. Проблем не возникнет, если вы работаете с обычным стеклянным
полотном. В этом случае делаем распечатку на принтере рисунка нужного размера,
подкладываем под стекло и обводим. Но что если мы работаем с вазой или
подсвечником, имеющим круглую форму? Здесь нам поможет пищевая пленка.
Накладываем ее на рисунок и обводим контуры маркером по стеклу. После чего
накладываем пленку на изделие лицевой стороной внутрь. Берем остро заточенную
деревянную палочку, например предназначенную для шпажек, и с ее помощью обводим
рисунок с изнаночной стороны пленки. После снятия пленки можно обнаружить, что
рисунок кое-где не пропечатался — нужно дорисовать линии
маркером.

Метки:
baikalpress_id:  16 874
Загрузка...