Деревня белого лебедя

В Гушите не боятся воров и ловят зеркального карпа

Деревня Гушит, что находится в Эхирит-Булагатсом районе, совсем небольшая. Всего пара улочек и несколько десятков домов. Возможно, именно благодаря своей малочисленности люди здесь живут дружно и мирно. Все друг друга знают, и делить особо нечего. У каждого имеется личное домашнее подворье — это практически единственный способ прокормить свои семьи. В Гушите нет крупного хозяйства, фельдшерско-акушерского пункта, клуба, администрации и др. Единственным «светлым местом», как его называют местные жители, является небольшая начальная школа. Здесь отмечают все праздники, голосуют и проводят сельские сходы. Между тем совсем недавно стоял вопрос о том, чтобы закрыть и ее, однако гушитцы проявили необычайную твердость и сумели отстоять маленькое учебное заведение.

Святое озеро и пристанище для древних мамонтов

Главной достопримечательностью Гушита можно назвать его месторасположение.
Небольшое селение со всех сторон окружают лесистые холмы, а невдалеке по-
блескивает озеро Ординское. Местные мальчишки каждое лето здесь ловят карасей,
окуней, сомов. Самым удачливым иногда перепадает зеркальный карп.

Об этом чудесном водоеме знают не только в деревне, но и во всех близлежащих
селах. По словам жителей, с этим местом здесь связана трогательная легенда. В
ней говорится о том, что много столетий назад прародительница здешних жителей
прилетела сюда из Монголии в виде белого лебедя и опустилась на это озеро. Она
превратилась в девушку, вышла замуж и родила несколько сыновей. Один из них
остался жить здесь, а остальные разъехались по всему свету. С тех пор это озеро
называется священным. До сих пор гушитцы соблюдают строгое правило — кроме
мужчин купаться в нем могут только девушки. Однако как только они выходят замуж,
даже ходить на это место им запрещено. Есть также поверье, что тем, кто впервые
приезжает на это озеро, нужно бросить туда серебряную монету.

Когда возникло селение, доподлинно неизвестно, однако есть сведения о том,
что в 1897 году здесь располагался улус Гушитский с 37 хозяйствами. Как указано
в книге Станислава Гурулева «Топонимика Усть-Ордынского Бурятского округа»,
предположительно, название образовано от бурятского «гушоохэн», что означает
«ива». По другой версии — от эвенкийского «гэчи» — «горький», «невкусный». Также
не исключено, что оно происходит и от бурятского «гуша» — «правнук». Известный
этнограф И.А.Дамбуев объясняет название тем, что оно восходит к названию
хоринского рода гушад, образованного от числительного «тридцать». Есть версия,
что когда-то гушитцы жили в Бурятии, но из-за распрей были вынуждены покинуть
родные края и в количестве тридцати семей перебрались на другой берег Байкала.

Сегодня об истории родной деревни жители мало что знают, однако чтут
традиции, заложенные веками. Так, например, недалеко от селения есть гора
Гурбэл. На ней уже много лет проводятся родовые обряды. По преданию, на этой
горе находили пристанище мамонты, спасаясь от потопа. На нем располагалось также
и орлиное гнездо. Эти птицы для хоринского рода считаются священными. Равно как
и белый лебедь. По этой причине гушитцы не держат и не едят мясо гусей. Как
рассказывают селяне, однажды был случай, когда местный житель, не зная этого
канона, попробовал съесть кусок гусятины. Однако что-то не позволяло ему это
сделать. И когда он обратился к шаману, тот сказал, что для племени хори белая
птица — священная. После эти слов он вернулся домой и подарил все свое гусиное
стадо знакомым.

Кроме Ординского водоема, немного в стороне от Гушит есть еще одно Малое
озеро. Принято считать, что оно имеет подводные каналы и при любой жаре
сохраняет прохладу, а при морозе парит. По преданию, оно каким-то чудесным
образом связано с озером Нуху-Нур, что находится в Баяндаевском районе. Жители
двух деревень знают историю о том, что когда-то в Нуху-Нуре утонул жеребенок, а
всплыл он уже на этом водоеме. Как это произошло, никто не знает до сих пор, но
молва об этом случае ходит до сих пор.

— Рассказывали нам и о том, что коренные гушитцы были рослым народом. Мужчины
были как на подбор статные, сильные. Им удалось завоевать это место, однако
земли на всех не хватило и многие ушли зимой через Байкал на поиски других мест.
Причем вместе с собой они прихватили и все хозяйство, живность. Для того чтобы
коровы не скользили по льду, сшили им обувь из овечьей шерсти, — рассказывает
Любовь Бубаева. Один раз на свою родину предков приезжал шаман из Забайкальского
края, для того чтобы почтить память своих родных и сделать подношение местным
духам.

Одна из немногих улиц Гушита в свое время называлась Немецкой. Так ее
прозвали в честь немца по имени Клаус. Здесь он жил вместе со своей семьей,
местные жители называли его советским немцем. Сейчас улицу переименовали в
Школьную, в честь единственного имеющегося государственного объекта.

Родную школу в обиду не дадут

Небольшое учебное заведение представляет собой обычный деревянный дом. Внутри
— всего один кабинет для занятий, мини-спортзал и кабинет для методической
работы учителя. В этом году в школе будет учиться семеро ребятишек. Со второго
класса здесь преподается английский язык, для этого сюда приезжает учитель из
головного учебного заведения — Олойской средней школы. Все занимаются в одном
кабинете, каждый по своей программе.

Как рассказывает Ирина Долхонова, директор школы и ее единственный учитель,
здание было передано под школу в 1960 году. — В прошлом году с родителями мы
приобрели три новые парты. Два года назад школа выиграла ноутбук на конкурсе,
посвященном Сагаалгану. Купили компьютер. У нас ребятишек совсем немного, однако
они все старательные, хорошо учатся. У нас нет так называемых неблагополучных
семей, все дети исправно ходят на занятия. Даже в сильный мороз дома не сидят, —
говорит Ирина Долхонова.

Несмотря на такое небольшое количество учащихся, закрывать школу
администрация МО не собирается. В одно время действительно стоял вопрос о
закрытии школы, но на сельском сходе ее удалось отстоять. Для селян это
единственное место, где можно собраться всем вместе. Здесь проводятся праздники,
народное голосование и сельские сходы. Жители уверены: что бы ни случилось, но
свою маленькую школу они в обиду не дадут.

История бабушки Надежды

На сегодняшний день в деревне проживает 178 человек, в основном это люди
среднего возраста и старики. Дети, как уже сложилось традиционно, получив
среднее образование, уезжают в город, получают высшее и оседают там. В деревне
для них не осталось никаких перспектив. По словам жителей, селение у них
спокойное, краж не бывает. Бывает, что даже ключи от дома, уходя, они оставляют
рядом с замком. Никто особо не боится, что кто-то зайдет.

Одной из старожилов Гушита считается Надежда Бубаева. Веселая, добродушная
бабушка в следующем году отметит 80-летний юбилей. О себе она рассказывает
скромно, немного стесняясь.

Родилась Надежда Архиповна в Боханском районе в селе Харагун в 1933 году.
После седьмого класса поступила в педучилище, откуда затем ее направили
трудиться в Олойскую среднюю школу — учителем начальных классов. В скором
времени, в 1957 году, она вышла замуж за гушитского парня и переехала на его
малую родину.

— Деревня была больше, чем сейчас. В то время здесь существовал колхоз.
Хозяйство было большое, центральная усадьба находилась в Корсуке, а здесь
располагалась четвертая бригада, — рас- сказывает Надежда Бубаева. — Муж работал
в колхозе. Помню, зарплату они тогда не получали, а им насчитывали трудодни. На
них выделяли зерно в конце декабря.

По словам старушки, жизнь в те годы была несладкой. В школе молодому педагогу
давали зарплату, правда она была совсем небольшая. Обучалось тогда около 20
человек. В школьных стенах Надежда Архиповна и проработала вплоть до самой
пенсии.

— Домашнее хозяйство у нас было небольшое, поскольку в хрущевское время не
разрешали держать больше двух коров. Были свиньи, курицы. С мужем мы вырастили
семерых детей. Как было тяжело в то время, до сих пор помню. На работу нужно
было выходить уже через два месяца после рождения ребенка. Для старшего мы
нанимали няньку. Несколько месяцев она с ним сидела, а потом сами как могли
водились. До сих пор душа и сердце болит, как вспомню. Муж в колхозе работал,
заезжал, присматривал, как ребятишки, я до обеда работала. Отводила уроки и
бегом домой. Остальных помогали нянчить двоюродные сестры. Затем уже старшие
подрастали и присматривали за младшими. Тяжело было, работали от зари до зари.
Все вместе было: и пеленки, и проверка домашнего задания учеников, и планы
занятий. Помню, кипяченое коровье молоко оставляла в кроватке в бутылочке и
уходила на работу. Старший сын стал для своих братьев и сестер нянькой.

Как признается бабушка, сейчас многие сказали бы: если так было трудно, зачем
рожали. Однако в то время вести такие разговоры даже принято не было, все имели
большие семьи, и никто не жаловался. Зато все дети Бубаевых, пять мальчишек и
две девочки, хорошо учились. Выросли добросовестными и трудолюбивыми людьми.
Пятеро из них решили последовать по стопам мамы и стали педагогами.

О своих прожитых годах Надежда Архиповна нисколько не жалеет, сейчас у нее
уже больше двадцати внуков и четверо правнуков. Многие получили сразу несколько
высших образований. Несмотря на всю занятость, они находят время, чтобы
проведать свою любимую бабушку. Часто приезжают в гости, и все ласково называют
ее просто «бабуля». Как признается пожилой педагог, это и есть ее самое большое
счастье.

Загрузка...