«Ямы» и «пучины» северной дороги «Вилюй»

Специалисты дорожного надзора проверили состояние трассы

Автомобильная дорога «Вилюй», соединяющая такие крупные города, как Тулун, Братск, и Усть-Кут, долгие годы относилась к региональной трассе и за последние несколько десятков лет должным образом не ремонтировалась. Старый, истлевший асфальт, выбоины, ямы — это далеко не все «сюрпризы» заброшенной магистрали. Между тем с 2008 года по постановлению правительства автомобильная дорога была включена в перечень федеральных. По новому проекту трасса должна соединять Иркутскую область и Якутию, что в свою очередь позволит дать новый толчок развитию и взаимодействию двух регионов. Иркутские дорожники решили проверить, выполняются ли сегодня работы на местах, определить качество дорожного полотна и выяснить, какие меры необходимо предпринимать в первую очередь для комфортного и безопасного проезда.

Слишком тяжелые машины

Совсем недавно для решения проблем и развития федеральной дорожной сети
Иркутской области был создан общественный совет при ФКУ Упрдор «Прибайкалье», в
который вошли специалисты дорожной отрасли. Участники совета в первую очередь
решили посмотреть, в каком состоянии на сегодняшний день находится северная
магистраль. Перед тем как окунуться в решение проблем Вилюйской трассы,
иркутская делегация побывала на строительстве моста через реку Оку вблизи города
Зимы. Старый был демонтирован из-за ветхости. За 34 года эксплуатации он ни разу
не ремонтировался, изрядно поизносился и пришел в полную негодность. В последнее
время старое сооружение находилось в аварийном состоянии, автомобилисты могли
передвигаться по нему только со скоростью 5 километров в час. В 2010 году
мостостроители принялись за реконструкцию. Открыть его планируют в октябре, а
пока здесь бурными темпами кипит работа. Мостостроители привлекли к работе
водолазов, те осматривали состояние опор. Длина новой конструкции составит 330
метров. Пока автомобилисты передвигаются по временному мосту, который затем
будет разобран.

После осмотра строящегося объекта члены общественного совета последовали к
основной цели своей поездки. Часть федеральной автодороги «Вилюй», за которую
несет ответственность ФКУ Упрдор «Прибайкалье», пролегает по территории четырех
районов: Тулунского, Братского, Нижнеилимского и Усть-Кутского. Несмотря на свою
удаленность от областного центра, интенсивность движения на этой магистрали
достаточно высока. Причем большую долю машин составляют фуры и грузоподъемный
транспорт. Именно они являются основной причиной разбитых дорог. Нагрузка,
которую может принять дорожное полотно, проложенное еще 25—30 лет назад,
достигает только 8 тонн, вес же современной тяжеловесной техники с грузом
доходит до 20 тонн. С этим обстоятельством пробуют бороться различными методами.
Совместно с ГИБДД проводятся выезды, проверки и производится контроль с помощью
передвижных весов. Однако это не дает эффекта. До начала следующего года будет
разработан проект по установке стационарного поста учета весового контроля.
Всего на территории четырех районов будет установлено три таких поста.

Те, кто впервые оказался на федеральной дороге «Вилюй», даже не представляют,
в каком плачевном состоянии была трасса несколько лет назад. Юрий Карих, мэр
Тулуна, рассказал, что всем хочется верить, что такого здесь не по-вторится.

Новые технологии для старого полотна

От Тулуна до Братска асфальтированная дорога чередуется с гравийной. Один
участок в 33 километра покрыт бетонными плитами. Как ни странно, именно этот
отрезок оказался наиболее устойчивым и добротным. По словам Сергея Сунгатулина,
директора филиала ФКУ Упрдор «Прибайкалье» в городе Братске, капитальный ремонт
здесь не проводился 30 лет. Дорожники меняют только отдельные плиты, которые
из-за ветхости начинают крошиться. В целом же они представляют собой достаточно
прочную основу для дорожного покрытия.

Два года назад в Братском районе были отремонтированы два моста через Тарму и
Долоновку. Здесь специалисты решили поэкспериментировать и применили совершенно
новый материал для обработки всего моста. Главная его особенность заключается в
том, что он не пропускает воду, а значит, срок службы моста увеличивается в
несколько раз. Кроме того, новое дорожное покрытие позволит принимать нагрузки
до 80 тонн. Как отметил Сергей Сунгатулин, с момента передачи дороги средства на
реконструкцию и строительство не выделялись, по-этому объем проделанной работы
не такой большой, как хотелось бы. Пока это совсем небольшие цифры, но к 2016
году планируется привести в порядок 40% всей протяженности дороги, то есть 276
километров, от Тулуна до Усть-Кута.

По словам Анатолия Сарапулова, главного инженера Дорожной службы Иркутской
области, главные причины, которые мешают полноценной и своевременной работе по
ремонту дорожного покрытия, — старые асфальтобетонные заводы, устаревший парк
техники и нехватка квалифицированных кадров. Те АБЗ, которые есть сейчас,
практически полностью изношены и могут отработать в режиме повышенной
работоспособности только два-три года. Необходимо строить новые заводы и
дробильно-молотильные комплексы. Однако, несмотря на все трудности, дорожные
службы готовы работать. — Мы приобрели две машины для ямочных работ, м

дернизировали три АБЗ. Также планируем приобрести новые катки,
асфальтоукладчики, — перечисляет Анатолий Сарапулов. К слову, совсем недавно в
Усть-Кутском районе появился новый завод «Янталь». Он включает в себя
асфальтобетонный завод и дробильно-сортировочный комплекс. На производстве
задействовано только современное оборудование, благодаря которому в Иркутской
области будет впервые применена технология холодного ресайклинга. Пока ее
опробуют только на пяти километрах дороги; если же результаты окажутся
положительными, то при помощи этой технологии ежегодно будет производиться
ремонт 40—60 километров. Общая производительность завода составляет 250 тонн в
час, однако пока он трудится только в половину своих возможностей.

Кто ответит за сохранность дорог?

Как признался Александр Старухин, мэр Братского района, за последние четыре
года благодаря содержанию и ямочному ремонту дорога стал гораздо лучше, но
требуется капитальный ремонт.

— Дорога была спроектирована еще 40 лет назад, и те нагрузки, которые были
тогда актуальны, сегодня устарели. Дорогу разрушает большегрузный транспорт —
фуры, лесовозы, их нагрузка в два-три раза превышает норматив, который раньше
был. Отсюда колейность, выбоины, ямы. Следовательно, и безопасность дорог по
Братскому району значительно ухудшилась. В последние годы модернизируются
лесоперерабатывающие промышленные предприятия, приобретается транспорт большей
грузоподъемности, на которую наша дорога совсем не рассчитана. Из-за этого идет
разрушение проезжей части, и с этим надо что-то делать. Картину, которую
представил мэр Братского района, можно было наблюдать на протяжении всей трассы.

В двух направлениях по магистрали интенсивно передвигались большие
тяжеловесные машины. Однако, как говорят местные жители, сейчас их не так много.
Самый пик приходится на январь и февраль, когда открываются так называемые
зимники. Кто контролирует их движение, неизвестно, об этом даже не знают
сотрудники ГИБДД.

Отдельную нишу в этой цепи занимают черные лесорубы. Для них законы не
писаны. Лесовозы то и дело выезжают со всех сторон и уголков зеленого массива на
трассу. Кроме своего деревянного груза они выносят на проезжую часть большие
слои глины и грязи, присохшие к колесам. По дороге они отваливаются и
складываются аккуратными грязными кучками. Путь следования машин можно
определить по этим коричневым следам на трассе. Дорожные службы пытаются
бороться с ними, например перекапывают съезды к лесу грейдерами. Однако те в
свою очередь пользуются еще более мощной техникой.

Все это вместе накладывает свой «неизгладимый» след на состояние дороги
«Вилюй». Как отметил Сергей Тен, депутат Государственной думы РФ, несмотря на то
что сегодня дороги ремонтируются, их сохранность при этом не обеспечена. Нет
решения ни по грузоподъемному транспорту, ни по контролю за дорогами.

Решать проблемы будут все

Большой критике руководство областной дорожной службы подвергло и участок
дороги от Братска до Усть-Кута. Одна из его частей состоит из глиняной
поверхности. В сухую погоду все придорожные елочки неизменно приобретают красный
оттенок, а в дождь дорога раскисает и превращается в каток. Передвигаться по
такому шоссе водители вынуждены, не превышая девяноста километров в час,
автобусы и того меньше.

Большую головную боль добавляют и нерадивые подрядчики. Так, на одном из
участков трассы по их вине образовались так называемые пучины. При разрушении
асфальтового покрытия и при отсутствии водоотвода вода проникает в глину,
которая со временем начинает набухать и поднимается наверх, образуя бугры. В
другом месте, наоборот, дорожное по- крытие проваливается, поскольку
недобросовестно сделано основание. Замечаний во время поездки у надзорных служб
набралось немало. Высветилась масса вопросов, которые нужно решать.

— Вопросов, конечно, много. Но дорога — это наша жизнь, и все заинтересованы
в решении этих проблем. Нужно правильно строить дороги, — отметил Олег Шандрук,
начальник ФКУ «Управление автодороги Красноярск — Иркутск Федерального дорожного
агентства».

Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments