Под охраной 13 божеств

В Усть-Ордынском округе провели забытый бурятский обряд «Ардын-Убгэд»

Поклонение самым сильным божествам — хранителям иркутской земли провели усть-ордынские ламы на священной горе Булен. Старинный обряд, который находился в забвении больше 80 лет, был возрожден благодаря счастливой случайности. На долгое время он был потерян, и только при тщательном просмотре архивных документов священнослужители обнаружили рукопись молебна и возродили его обряд. Ламы поблагодарили божества за покровительство и попросили у них здоровья, процветания и долголетия для всех жителей Прибайкалья.

Известно, что в начале XX века в Усть-Ордынском округе существовал Муринский
дацан. Построенный на пожертвования жителей Эхирит-Булагатского аймака, он
простоял недолго и в 30-х годах был закрыт. Спустя несколько десятилетий было
решено отстроить новый дацан.

— Когда мы приехали на усть-ордынскую землю, то в первую очередь обратились к
местным жителям с просьбой помочь в создании храма. Нашу идею поддержал шаман
Петр Хамаганов, представитель старейшего рода Харанут, а его молодое поколение
оказало активную помощь при строительстве. Возводили его всем миром, и, пройдя
через огонь и воду, преодолевая различные препятствия, нам удалось это сделать.
Затем получилось так, что когда я искал архивные данные, документы об истории
дацана в округе, то случайно наткнулся на текст священного обряда-почитания
«Ардын-Убгэд». Мы выяснили, что существует логическая связь между Муринским и
Усть-Ордынским дацанами и именно 13 сильнейших божеств-хранителей благословили
нас на строительство дацана. Их благословение проявилось в том, что жители
иркутской земли оказали посильную помощь в строительстве дацана. Сегодня мы
должны их отблагодарить, совершив старинный обряд «Ардын-Убгэд», — рассказывает
Саян-лама, настоятель усть-ордынского окружного дацана «Тубдэн Даржилин».

Сразу после обнаружения рукописи ламы приступили к подготовке молебна:
перевели текст с тибетского на русский язык, уточнили все детали обряда, собрали
дополнительную информацию.

Все действо происходило на горе Булен, которая испокон веков считается
священной для всех. Большое значение при совершении обряда играет местность. По
требованиям канона она обязательно должна быть живописной: красивая земля,
прозрачная река, летящие птицы, зеленые горы. Для начала ламы приглашают
старцев, делают подношения 13 божествам, просят прощения за грехи людей, молятся
и просят благословения для всех жителей иркутской земли: здоровья, процветания,
долголетия.

Непременным атрибутом этого обряда является скакун. Все участники молебна
вплетают ему в гриву и хвост разноцветные ленточки, шею обвязывают шарфами.
Затем поливают молоком, копыта обмазывают сливочным маслом и сметаной и
отпускают на волю. Согласно правилам, это символизирует удачу, счастливую жизнь,
свободу. Впоследствии этого коня нельзя убивать, он должен умереть своей
смертью.

Весь молебен проходил под звуки бурээ (морской раковины) и моринхуур. Как
призналась участница молебна Елена, на таком обряде она присутствует в первый
раз.

— Я всегда посещаю дацан, хотя в округе больше развит шаманизм. На протяжении
последних трех лет я углубленно занимаюсь буддизмом, получаю познания и уверена,
что смысл жизни состоит в гармонии с природой и самим собой.

По словам Саян-ламы, главная задача молебна — совершение подношения 13
великим божествам-хранителям, которые отвечают за всю территорию региона.
Поэтому молебен проводился для всех жителей Иркутской области.

— Изображений божеств пока нет, но они описаны в тексте: во что одеты, что
держат в руках, кто за что отвечает. У каждого из них есть своя территория. Одно
божество покровительствует Иркутску, второе Байкалу, третье Ольхону и т. д.
Также им подвластны стихии воды, огня. Считается, что здесь расположены крайние
земли бурятской земли. И все они находятся под охраной 13 божеств, — говорит
Саян-лама.

Священнослужитель уверен, что после проведения обряда жизнь жителей региона
должна измениться только к лучшему, а обряд решено сделать
ежегодным.

Метки:
baikalpress_id:  24 694