В Байкальске строят корабли

В «горячей точке» области соскучились по настоящей мужской работе

Многострадальный Байкальск, где вся жизнь завязана на БЦБК, начинает, кажется, осознавать бесперспективность такого положения. Пока наверху ломают копья, пытаясь что-нибудь решить, байкальчане ищут способы выживания. Рыба и ягода по-прежнему остаются в приоритете, хотя больше рассматриваются как женский вариант заработка — ягоду надо вырастить, рыбу — закоптить и продать. Мужчины все еще надеются на большое производство, не видя иных перспектив. А пока кочуют с вахты на вахту, гоняясь за теперь уже не «длинным» рублем по северам. И все же мужская работа в самом Байкальске потихоньку появляется. Год назад здесь начали строить корабли. Первый в июле должен уже сойти со стапелей. Тренер высшей категории по боксу Николай Никаноров собрал из байкальчан судостроительную бригаду.

Из боксеров в судостроители

— Ну, губернатор губернатором, а что президент скажет... — многозначительно
говорит Николай Иванович на наше утверждение, что новый губернатор хочет первым
делом заняться комбинатом и, само собой, по конкретной необходимости —
Байкальском.

О судьбе комбината здесь не любят говорить — надоело и наболело. Люди
понимают, что на дядю, как бы высоко он ни сидел, надеяться не стоит, пока
разберутся. Поэтому те, кто занялся строительством кораблей в Байкальске,
держатся даже не столько за производство, которое только формируется, сколько за
саму идею — встать на ноги самостоятельно, не зависеть от градообразующего
предприятия. Бригада начала работать не так давно, первый корабль пока еще
только готовятся спустить на воду.

— Я думал один катер построить. А мужики захотели и дальше в этом направлении
работать. Навык приобрели, хотят применять...

— Уговорили, выходит, вас?

— Уговорили.

Тренер высшей категории по боксу, воспитатель чемпионов, неожиданно для себя
ставший строителем кораблей, родился в Слюдянке, вырос в Иркутске, а жил долгое
время в Хабаровске. В Байкальске он лет десять, еще при СССР, тренировал
боксеров и теперь приехал на жительство именно сюда.

— А в Хабаровск я отсюда и уехал. Потому что квартиру дали и работа
интересная была — в центре олимпийской подготовки. Друг у меня там старшим
тренером... А потом СССР не стало. Какое-то время в Мурманске работал, в частном
клубе. Потом в Иркутскую область вернулся.

Его боксерское прошлое — впрочем, тренерскую работу он не оставил и по сей
день — помогло ему взять заказ на первый корабль. Заказчиком стал его
воспитанник, уроженец Железногорска. Он занимался у Николая Ивановича боксом,
окончил в Хабаровске институт, а сегодня руководит крупной компанией.

— У него бабушка с дедушкой в Энхалуке живут. Родственников здесь вообще
много.

Корабли строить — не трубы варить

Работники нашлись сразу. Дело с кораблями некоторые имели — есть те, кто их
ремонтировал, есть те, кто на них ходил. Когда мы приехали на место, на берег,
здесь работала бригада сварщиков. Многие из них — бывшие работники БЦБК. Вообще,
в Байкальске, как считается, традиционно много хороших сварщиков, и когда завод
работал, они были в почете и нарасхват. Но с той поры времени море утекло, они у
себя в Байкальске всякое видали. — К примеру, в ЖКХ работали. Времена были тогда
тяжелые, директор летом зарплату вообще не выдавал, говорил: «На ягоде
проживете». И жили, а что делать. Ягода выручала. И сейчас выручает, —
вспоминает сварщик Александр Губин. — Закрыть завод сейчас не получ

тся. Там тысячи полторы человек сейчас работает. А чтобы из кризиса город
вывести, нужно большое производство. Вот, помнится, был слушок, что собираются
открыть завод по сборке автомобилей. Но так и не открыли, — припоминают мужчины.

— На нашей стороне нету ни одного предприятия, которое этим занималось бы. А
это же азарт какой — построить корабль! Из ничего собрать — и он стоит,
красуется, — мнение Сергея Швырева, старпома, охотника, сварщика, вполне
разделяют и товарищи.

Особенный восторг у мужчин вызывает то, что требования к постройке корабля
такие же, как к постройке самолета — все должно быть супернадежно. Очень
ответственная работа. Многие работники принимали участие в ремонте заводского
катера, но ремонтировать заводской — это не то же, что с нуля свой построить.
Азарт на строительной площадке процветает мальчишеский.

— Только сварки километров десять выходит!

— Нужно проварить и внутри, и снаружи, вдоль и поперек!

— Иваныч, а сколько электродов на сварку у нас ушло?!

Начинают считать, и выходит, что две тонны. Настоящая мужская работа! —
Надоело трубы варить и сантехникой заниматься. А тут видишь реальные результаты
труда.

Все назвали «Бригантиной»

Земля, на которой работает бригада — берег возле насосной станции, где берут
вожу для пожарных целей, — принадлежит комбинату. Судостроители надеются, что им
удастся заключить долгосрочный договор аренды, для того чтобы развивать
судостроение на этом берегу Байкала. Дело стоящее, считают они. Раньше здесь, на
этом же заводском берегу, располагались и другие катера, теперь на берегу стоит
только один большой катер, принадлежащий комбинату и готовый к навигации.

Теперь флота на Байкале почти не осталось. Катера нужны. Особенно учитывая
туризм, вокруг которого на Байкале только и теплится жизнь. — В Усть-Баргузине
корабли стоят гниют. А в Хабаровске в свое время знаете сколько кораблей
порезали! — говорит Никаноров. На волне энтузиазма, которая поднялась в
небольшом коллективе, пару месяцев назад оформили документы — на создание
акционерного общества. В число акционеров вошли сами работники. Назвались
«Бригантиной» — согласуясь с одноименной песней Юрия Визбора, которого Николай
Иванович очень уважает. В юности он, подобно другим мальчишкам, мечтал о море и
еще тогда полюбил эту песню. И первый корабль решили — на удачу — назвать так
же, «Бригантиной». Если удастся утрясти все дела с арендой земли, а также
бюрократические формальности, можно будет брать серьезные заказы и расширять
производство.

— Тогда цех можно будет поставить. Пока довольствуются условным помещением —
стальными гаражами, которые используют как мастерские. Рядом с гаражами — почти
готовое первое судно.

Трудоустроить можно сто человек

Катер, на основе которого собрали новый корабль, — бывший морской буксир
КЖ-3, гнивший на берегу. Его переделали до неузнаваемости, оставив в работу лишь
крепкий остов. Будущая «Бригантина» почти готова. Есть даже ноу-хау — особенные
рулевые перья. Сейчас ждут бронированные окна, заказанные в Иркутске. Да в
двигатель надо поставить парочку деталей. Как окна придут, начнется отделка. В
июле катер должен быть на воде. И тогда речь пойдет о следующем заказе.

— Сколько людей можно трудоустроить на таком предприятии? Оказалось, что
теоретически, если замахнуться на будущее, трудоустроить на корабельном
предприятии небольшого масштаба можно до ста человек. Работают здесь бригадами:
бригада сварщиков, отделочников, покрасочников и так далее — так и наберется.
Чтобы построить даже небольшой корабль, требуется много рабочих рук. Те десять
человек, которые сейчас трудятся на стройплощадке, боятся даже загадывать о
таком. Но все вроде складывается, жизнь улучшается. Возникает дружба. Зимой,
например, коллективно занимаются спортом — под руководством тренера, то есть
своего начальника, боксируют в местном спорткомплексе. Берут с собой детей,
знакомых. Николай Иванович насаждает здоровый образ жизни.

Спортивные мечты

У него есть больная тема — как раз местный спорткомплекс. Его большое желание
— чтобы этот комплекс, принадлежащий курорту «Гора Соболиная», работал в полную
силу. Тренер Никаноров — из тех, кого раньше называли энтузиастами. Он сам в
молодости волонтером, бескорыстно, помогал на строительстве, а потом работал
здесь тренером. Комплекс, конечно, функционирует, есть две спортивные секции, в
том числе бокса, есть бассейн. Зал бокса, говорит тренер, считается лучшим в
области. Но нужно привлекать сюда людей, открывать новые секции. Нынешние
владельцы молодцы, что не дают комплексу погибнуть, поддерживают. Но хотят ли,
имеют ли интерес развивать его?

— Это же все-таки не частное, а государственное дело. Хорошо, если бы его
областное правительство выкупило. Может быть, спорткомитет контролировал бы его.
Здесь и соревнования серьезные проводить можно...

И параллельно с судостроительством Николай Иванович «выхаживает»
спорткомплекс. Он мечтает, чтобы собственником байкальского Дворца спорта было
сделано предложение о приобретении комплекса в государственную собственность.
Внушительный дворец может стать спортивным центром не только города, не только
района, но и области. — Смотрите, какие перспективы! — азартно говорит тренер. И
везет нас показывать «лучший в области зал бокса»...

Метки:
baikalpress_id:  16 646