Жить для других людей

В XIX веке жить в Иркутске и не быть членом благотворительного общества считалось дурным тоном

На днях родилась благотворительная организация — иркутский областной общественный фонд «Милосердие». Об его особенностях и направлениях работы рассказывают председатель фонда Татьяна Казакова, руководитель ассоциации «Байкальская Виза», и члены попечительского совета фонда — отец Сергий, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери г. Иркутска, и известный ученый-историк, доцент Иркутского госуниверситета Вадим Шахеров.

— Татьяна Васильевна, не так давно на страницах нашей газеты состоялась
презентация историко-мемориального благотворительного проекта «Вернувшийся
полк», инициатором которого выступил ваш супруг, Дмитрий Геннадьевич Матвеев. И
в его проекте, и в том, который вы представляете сегодня, принимают участие ваши
взрослые дети. Это реализация каких-то семейных планов?

— Скорее, результат осмысления прожитого. Хотя это действительно наше
совместное решение, которое продиктовано самой жизнью и нашим отношением к ней.
Ведь важен-то, скорее, не сам вопрос, который задала нам жизнь. Важен ответ.
Очевидно, для каждого наступает время, когда следует остановиться и начать
приводить все, что сделал, в согласие с тем, что тебя окружает; с теми, кто
рядом. Мы решили в бизнесе главное внимание уделять его качеству. А в
общественной деятельности, в частности благотворительной, мы намерены выстроить
систему адресной помощи, понятную нашим единомышленникам и тем, кому мы помогаем
и будем помогать. Ведь не секрет, что помощь тысяч граждан, отдельных
предприятий, коллективов порой не доходит по назначению. У нас немало
милосердных людей, но многие из них даже не знают, куда, как и кому в первую
очередь помощь необходимо направить. Думаю, многие разделяют мою точку зрения о
том, что бизнес, институты власти и гражданского общества пока еще не
сформировали благоприятную среду для проявления меценатства и
благотворительности, чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, как это и было
когда-то в России. Вы только представьте себе, что два века назад, по
утверждению историков, жить в Иркутске и не быть членом благотворительного
общества считалось дурным тоном. Вот над этими и другими вопросами развития
меценатства и благотворительности и будет работать наш фонд.

— Значит, столь масштабный замысел имеет свою сверхзадачу, решение которой
требует само время? Скажите, уважаемый отец Сергий, вы полностью разделяете
точку зрения Татьяны Васильевны или у вас свой взгляд на проблемы меценатства и
благотворительности в контексте дня сегодняшнего?

— Начну с того, что главная жизненная задача каждого человека состоит в том,
чтобы жить не столько для себя, сколько для других людей. Только так можно жить
в ладу с собой, с Богом в душе. С Татьяной Васильевной мы знакомы давно. Я знаю,
что она никогда не обходит вниманием детей-сирот, инвалидов, стариков и тех, кто
попадает в трудные ситуации. Благодаря ее участию восстановлен и действует
прекрасный храм в Усть-Куде. Да только ли это!..

Предложение принять участие в работе фонда для меня не было неожиданным, как
и факт создания самого фонда. Татьяна Васильевна давно шла к этому. Лет 5—6 тому
назад у нее возникла идея о создании фонда. Это уже государственный взгляд на
дело благотворительности.

 Сегодня главной задачей нашего фонда будет именно объединение усилий
общества, власти, бизнеса и духовенства для возрождения на иркутской земле
замечательных традиций меценатства и благотворительности. И предшествовать этому
должен откровенный и предметный разговор, участниками которого могут стать и те,
кто уже не первый год занимается благотворительностью, и представители
депутатского корпуса, исполнительной власти, религиозных конфессий, а также
деятели науки, культуры.

— Дело в том, что благоприятную среду для меценатства не создать, если мы
станем игнорировать славные традиции прошлого земли иркутской. Только всем
вместе нам будет по плечу решение столь непростой и многогранной задачи.

Татьяна Казакова:

— Я немного конкретизирую сказанное. В этом году необходимо провести
областную конференцию, посвященную возрождению традиций меценатства и
благотворительности, о чем уже так образно сказал отец Сергий. С этой идей в
ближайшее время мы намерены обратиться к общественным благотворительным
организациям, руководителям профильных комитетов Законодательного собрания,
руководителям заинтересованных органов государственного управления. На
конференции мы предлагаем рассмотреть и обсудить три, на наш взгляд, важные
темы. Первая — это политические, экономические и социальные корни меценатства и
благотворительности как исторической традиции. Эту тему нам помогут раскрыть
наши иркутские ученые-историки. Вторая — анализ современного российского
законодательства с точки зрения его соответствия требованиям общества, которое
ищет пути оптимального решения острых социальных проблем. С этой темой, на мой
взгляд, блестяще, профессионально справятся депутаты профильных комитетов
Законодательного собрания и специалисты Института законодательства и правовой
информации им. М.М.Сперанского. И третья — поиск и обсуждение востребованных
временем эффективных форм частно-государственного партнерства в сфере поддержки
и адресной помощи социально уязвимым слоям населения. Вот здесь понадобится
осмысление и отечественного, и современного зарубежного опыта. Цель такой
дискуссии — сформировать постоянно действующую общественную площадку для со-
гласования интересов общества, власти и бизнеса в реализации совместных
социальных программ и проектов и для выработки конкретных мер по созданию в
нашем регионе благоприятной среды для развития меценатства и
благотворительности.

— Вадим Петрович, рефреном нашего разговора постоянно звучат слова об
историческом опыте и традициях меценатства. Что же именно имеется в виду в
данном случае?

— У каждого региона, города, села есть свои проблемы, в том числе и
социальные. Поселение — это прежде всего люди. И государство, каким бы оно ни
было, никогда не сможет решить все проблемы граждан и удовлетворить все их
потребности самостоятельно, в одиночку. Это мировая тенденция — везде и всюду
люди, общество так или иначе активно участвуют в решении социальных проблем. Для
того, собственно, и формируется гражданское общество, чтобы активно
взаимодействовать с властью, развивать социум, решать его проблемы, создавать и
укреплять нравственные ценности и устои.

Примечательно, что в Сибири — здесь, на иркутской земле — в XVII—XIX веках
власть в процессе строительства учреждений и решении многих социальных городских
вопросов практически не участвовала. Справедливости ради заметим, что в конце
XVIII века был создан Приказ общественного призрения — государственный орган,
который должен был заниматься решением социально-общественных задач. Но средств
и полномочий у него было немного. И помощь, которую он оказывал нуждающимся в
ней, была ограниченной. Поэтому сами граждане, прежде всего состоятельные, а в
то время это было купечество, брали на себя инициативы по социальной поддержке
общества.

К примеру, в Иркутске первая каменная больница была построена купцом
Чупаловым в начале XIX века (сейчас на этом месте находится здание областной
детской больницы, построенное также на купеческие деньги, именуемой в народе
Кузнецовской. — Прим.). Власть отреагировала на это должным образом: состоялась
большая служба в кафедральном соборе, прошел крестный ход с участием всех
горожан, включая высоких представителей духовенства и губернатора Николая
Трескина, затем — открытие самой больницы. В ее здании на видном месте был
установлен портрет благотворителя Чупалова, удостоенного золотой медали на ленте
в знак особого внимания властей — указом самого императора по ходатайству
иркутского губернатора. Кроме того, в первую печатную книгу — за всю историю
книгопечатания в Иркутске! — было занесено описание благородного деяния
купца-мецената со всеми церемониями. Во все уезды были направлены циркуляры с
описанием события и предписанием действовать «по примеру оного».

И это далеко не единичный пример. Всем знакомы многие славные имена иркутских
меценатов, оставивших после себя и больницы, и храмы, и приюты, и театры,
внесших свой вклад в науку, культуру, образование. Так, Михаил Сибиряков за
благотворительность и участие в городском самоуправлении был удостоен звания
«Именитый гражданин». Оно присваивалось до 1800 года за общественные инициативы.
Позднее, при Николае II, было введено звание «Потомственный почетный гражданин».
Им удостаивали купцов, проявивших себя на общественном поприще, и оно
распространялось на весь купеческий род. Это было некое значимое отличие,
которое еще и освобождало купцов от налогообложения. Все это, конечно же,
стимулировало рост общественного самосознания и гражданских инициатив.

— Татьяна Васильевна, каждый, кто будет приходить к вам в фонд в качестве
равноправного участника, наверное, будет предлагать свой проект. А у вас есть на
сей счет свои конкретные планы, задумки? — У меня есть давняя мечта, которую
можно осуществить как раз в рамках фонда. Более того, я считаю ее осуществление
одним из очень важных итогов своей жизни.

Я мечтаю создать семейный детский дом, причем совершенно иной по сравнению
с ныне существующими. Мы за все годы много помогали детским домам. Я видела и
вижу, что это не совсем то и не в тех масштабах, что действительно нужно. Дети
попадают в детские дома по разным причинам. Среди них есть способные, одаренные
ребята. Вот если взять таких маленьких ребятишек, пусть их будет для начала,
скажем, 50 человечков, собрать их под крышей особенного семейного детского дома
и создать все условия для их обучения и развития талантов и способностей.

Пусть этот дом станет по-настоящему родным для этих необласканных детишек.
Вырастить их, поставить на ноги, принять участие во всей их дальнейшей жизни
так, как это сделали бы хорошие родители; привлечь для этого многих людей — от
бизнеса, власти, науки, культуры, медицины... Представляете, как обогатится наше
общество, как это может по- влиять на будущее этих детей, да и не только их!
Вполне возможно, что у нас появятся новые Костины, Иванишины, Мацуевы... Хотя,
разумеется, наш фонд намерен столь же внимательно относиться и к другим
проектам.

Метки:
baikalpress_id:  24 606