Фидель уехал, а голос остался

В фонотеке иркутского преподавателя собрано около 40 тысяч записей

Уникальную коллекцию собрал за сорок лет преподаватель Иркутского государственного университета Игорь Петров. В ней более 15 тысяч голосов. Это аудиозаписи знаменитых политиков, ученых, культурных деятелей, а также малоизвестных широкой общественности людей, которых когда-то свела судьба с коллекционером. По сути это звуковая летопись Приангарья, охватывающая период с 30-х годов прошлого века до настоящего времени. Среди экспонатов, например, — интервью с Фиделем Кастро, которое он дал во время поездки в Братск. И таких уникальных записей в коллекции множество. Наверное, поэтому к его звуковому архиву часто обращаются журналисты, историки, писатели.

Людей нет, а голоса живут

— Как возникла идея собирать голоса людей?

— Все произошло само собой, случайно. А потом затянуло, стало своеобразным
наркотиком. Помню, еще студентом филологического факультета, в 50-е годы, я
начал собирать грампластинки. Мне нравилось все, что было связано со
звукозаписью, и я начал работать внештатником на радио. В 1955 году меня приняли
в штат областного радио, дали магнитофон «Днепр-11» — деревянный, массивный. На
него я начал записывать первые передачи, которые делал на радио. Просто как-то
возник интерес к живым голосам. Часто к нам приезжали знаменитые люди. Я их,
конечно, записывал. Потом все это переросло в маленькую летопись, которая сейчас
уже стала большой. Сегодня в ней как минимум 30 тысяч небольших передач,
сюжетов, репортажей с радио и телевидения длительностью от 3—4 до 30 минут, но в
виде звуковой записи. Материала накопилось так много, что пришлось даже сделать
картотеку — один ящик, второй, третий... Сейчас в ней уже 36 ящиков и более 60
тысяч карточек.

Сегодня у меня в фонотеке 6 тысяч бобин, 4 тысячи грампластинок, огромное
количество аудиокассет, дисков. Лет 10 назад я стал выпускать аудиосборники,
аудиокниги. Уже записал десятка два сборников. Вот, к примеру, я делал к Дню
Победы аудиокнигу на DVD. Там 400 сюжетов, 60 часов записи. Всего 600 голосов,
из них 400 — участников войны и тружеников тыла. Представляете: человек уже ушел
из жизни, он воевал в Польше, штурмовал Берлин, а остался его рассказ...

— Почему вы решили собирать аудиозаписи, а не видео? Вы же много лет
проработали на телевидении.

— Звукозапись — это звуковой срез времени. Она позволяет сохранить голоса
прошлого, шумы исторических событий, живую речь людей — свидетелей прошлых лет.
Известный теле- и радиоведущий Ираклий Андроников говорил, что звуковая запись
дает полет воображению, а не заковывает человека в уже готовый образ, как это
происходит при просмотре видео. С помощью звуковых записей больше развивается
воображение, особенно это полезно для детей.

Пластинка висела как портрет

— Расскажите об уникальных записях. Наверное, таких много в вашей коллекции?

— Я думаю, они почти все уникальны, потому что многие из них есть только в
моей фонотеке. Некоторые мне особенно дороги. Например, голос Фиделя Кастро. Я
нашел черновой материал одного из наших радиожурналистов, который с кубинским
политиком ехал в поезде из Иркутска в Братск. С ними еще были двое известных
людей — писатель Борис Костюковский и легендарный советский оператор Роман
Кармен. Поезд ехал по сибирской тайге, Фидель Кастро восхищался просторами нашей
земли. В то время Борис Костюковский писал книгу о Юрии Гагарине и Фиделе Кастро
«Земные братья» и, собственно, во время работы над книгой встречался с Фиделем
Кастро. В итоге получился сборник — две кассеты, на них три часа. Не так давно
сделал аудиокнигу поэзии Евгения Евтушенко, она где-то часов на 15. Поэт почти
каждый год приезжал в Иркутск. Я собрал записи всех его выступлений за 40
последних лет. Он даже тысячу экземпляров увез в Америку.

В моей фонотеке также есть редкие записи нашего известного российского поэта
Николая Рубцова — около 20 его стихотворений, который он сам читает. Всего в
аудиосборнике примерно 217 сюжетов. Это и поэзия, и песни на его стихи.

Есть голос знаменитого иркутянина — поэта и журналиста Джека Алтаузена. Это
редкая пластинка, и досталась она мне непросто. Его голос записала вдова поэта.
Когда он погиб под Ростовом, его жена нашла на радио запись его голоса с
демонстрации 1934 года во время встречи челюскинцев, где он читает стихи. Один
экземпляр оставила у себя, второй передала в Иркутск племяннику поэта Борису
Алтаузену. Эта запись была сделана на рентгеновском снимке — раньше писали
звуковые письма на таких пленках. На пленку она приклеила фотопортрет Джека
Алтаузена в военной форме. Так вот родственники взяли эту пластинку и повесили в
гостиной как портрет. Ее надо было запечатать в пакет, а она двадцать лет
провисела на стене. Об этом узнал наш критик Евгений Раппопорт, о чем и написал
в одной из своих книг, которую подарил мне.

Естественно, эту пластинку тогда отреставрировали, сделали дубликат для
радио, но потом этот дубликат списали. Прошло еще 30 лет, и ко мне обратился
иркутский писатель Виталий Диксон, чтобы я отреставрировал одну запись. Слышу:
это ж голос Алтаузена! Та самая пленка, которая висела у родственников на стене.
Но она уже такая старенькая, что игла проигрывателя на ней скачет. Оказывается,
она еще 30 лет провисела на той стене, и Диксон как-то об этом узнал. Я ее
отреставрировал, включил — и зазвучал голос. Конечно, с шипением, но это
действительно говорил Джек Алтаузен. Я, конечно, сразу ему записал на кассету,
дал оригинал на радио. Второй экземпляр, говорят, был в Музее истории Советской
армии, но сохранился он или нет, никто не знает. Вот такая редкая запись.

Тысяча голосов Приангарья

— А над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас я работаю над звуковым журналом «Куранты». Он выходит уже несколько
лет. На нем 80 минут звукозаписи, и рассказывает он о жизни факультета
журналистики. Выступают преподаватели, студенты, выпускники, гости. Там и
передачи, и репортажи. Уже вышло более 80 выпусков. Я посчитал, туда вошли 1100
голосов за семь лет. Это, можно сказать, история факультета. По-моему, это
первый звуковой вузовский журнал.

— У вас такая огромная фонотека! Не было желания создать, например, музей
звукозаписи?

— Да, была такая идея. В Музее истории города Иркутска хотели сделать большой
отдел звукозаписи. Но, к сожалению, так и не создали. И еще недавно я подал
заявку к 75-летию Иркутской области о создании аудиокниги «Тысяча голосов
Приангарья». Это будет небольшая звуковая летопись региона. Я, конечно, могу
набрать и больше голосов, но решил пока сделать такой проект. Я верю, что такая
летопись нужна, потому что пройдут годы, пройдет время, а голоса останутся. И
люди смогут не только понять, но и почувствовать нерв времени, услышать, о чем
думали, о чем мечтали те, кто живет в наше время.

Метки:
baikalpress_id:  16 533
Загрузка...