Новичок за рулем

Водитель без стажа обычно более аккуратен

Как известно, получение водительского удостоверения — это лишь первый шаг на пути к заветной мечте стать автомобилистом. Второй важный шаг — покупка машины, ну а третий — освоение своей машины, изучение ее и, конечно же, расширение навыков практического вождения. Одно дело — двигаться по автодрому или по городской дороге, но с инструктором. Другое — самостоятельно выехать на сложную городскую дорогу, проделать маршрут от дома до работы и обратно, пересечь сложный перекресток, удачно поставить машину на переполненной парковке. Обычно все водители свои первые дни за рулем вспоминают как некий кошмар. Это абсолютно нормально, и такие эмоции испытывают почти все автовладельцы. Более подробно о таком явлении, как новичок за рулем, мы говорим с Алексеем Балобановым, старшим преподавателем-методистом автошколы ДОСААФ России.

Новичка видно сразу

— Обучаясь в школе, кандидат в водители получает лишь первоначальные навыки, а основной опыт приобретается уже самостоятельно. Новичка за рулем видно сразу — и не только по специальному знаку «!» на стекле, но и по манере движения по дороге. Например, во время обучения вождению мастера-инструкторы требуют объезжать ямки, и новички за рулем старательно объезжают их уже и после получения удостоверения. Новичков видно по неуверенному поведению на перекрестках, они не всегда правильно занимают положение на проезжей части, не всегда успевают вовремя сориентироваться и перестроиться. Чувствуется, что человек учился ездить на одной машине, потом пересел на другую, а к габаритам этой машины еще не привык, только осваивает ее. Плюс свои сложности создает обстановка на дорогах да и сами наши дороги, — считает Алексей Балобанов.

Отдельно стоит поговорить о знаке «!», которым, согласно закону, любой водитель-новичок должен обозначать свою машину в течение первых двух лет управления транспортным средством. Это действительно очень нужный знак; возможно, в трудной ситуации вы получите снисхождение или уступку на дороге:

— Иметь такой знак на машине — это разумно, но менталитет российский очень своеобразный. И бывает так, что опытному водителю при виде автомобильчика со знаком «!» почему-то сразу хочется показать свою крутость и лихость. Культура поведения на наших дорогах очень сильно страдает, и все анекдоты на эту тему построены на основе реальной жизни. Например: «Если вы едете по дороге и навстречу вам попадается автомобиль с буквой У, включите неожиданно звуковую и световую сигнализацию, новички так прикольно прыгают в кювет!» Поэтому новичкам за рулем нужно закалять в себе характер, эмоциональную устойчивость к такому бытовому хамству на дорогах. Зачастую владельцы больших по габаритам и дорогих машин ведут себя на дорогах ужасающе, с непонятным чувством превосходства, мол, моя машина дороже и круче, твоя меньше и дешевле, ты никто на дороге, а я здесь царь и бог.

Вождение и практика

Сколько же обычно длится период адаптации у новичка за рулем? Естественно, здесь нет единых параметров, все индивидуально: — Один человек может выезжать на дорогу в течение двух лет раз десять, не больше, другой из-за служебной необходимости или горячего личного желания — ежедневно, и, естественно, второй водитель опыт и навыки приобретет гораздо быстрее. Кто-то вообще будет ездить лишь до дачи и обратно, причем в то время, когда дороги почти пустые. Постепенно опыт в управлении транспортным средством приобретут все, но навыков поведения и действий в автомобильной среде не будет. Все когда-то были новичками, и единственный выход из этого статуса — вождение и практика. Нужно уметь сочетать знание правил дорожного движения с реальной обстановкой и реальным дорожным движением, вкупе это дает положительный результат. Если человек ежедневно пользуется автомобилем, то он гораздо быстрее вольется в общие ряды. Главное, чтобы постепенно водительская уверенность в себе не переросла в самоуверенность. По статистике, первые годы почти все ездят аккуратно, не забывая о своем малом опыте. Затем постепенно начинают нарушать, превышать скорость, но при этом еще достаточных навыков, чтобы справиться со сложной обстановкой, не хватает. В итоге скользкая дорога, дождь, туман могут обернуться неприятностями. Хотя неумолимая статистика говорит, что у новичков аварии не такие сложные по травматизму и причинению ущерба транспортному средству, как у опытных водителей. А вот самоуверенность часто приводит к печальным последствиям.

Кстати, кандидаты в водители, обучающиеся в одной из иркутских школ, провели как-то такой эксперимент: они предложили водителям со стажем ответить на экзаменационные билеты. И большинство из них сделало кучу ошибок! Причина проста: во-первых, правила дорожного движения время от времени нужно освежать в памяти. Во-вторых, водители со стажем часто рассматривают экзаменационные билеты с точки зрения своего опыта управления, того, как они сами ездят на дорогах. Бывают такие ситуации, когда водители готовы ездить по правилам, но другие участники дорожного движения своим поведением не дают им этого делать. Так постепенно формируется привычка мелких нарушений правил дорожного движения, причем часто в ущерб закону приходится идти, чтобы предотвратить ДТП. Такая вот странная логика существует на наших российских дорогах.

— К вопросу о культуре поведения на дороге и взаимной вежливости. Своим ученикам я предлагаю провести на дороге такой эксперимент, — рассказывает Алексей Балобанов. — Допустим, вы едете по главной и у вас есть преимущество. А на второстепенной дороге стоят машины, которые безуспешно пытаются выехать на главную. Пропустите одну из них, даже если у вас есть преимущество. С одной стороны, приятно, когда вам посигналят аварийными огнями в знак благодарности. С другой — вы ведь не потеряете много времени, а пример-то обычно заразителен, и, возможно, следующие за вами машины сделают то же самое. Так со временем и появится культура взаимовежливости на наших дорогах.

Женщина за рулем

Отдельно стоит поговорить о женщинах за рулем и о тех людях, кому в принципе сидеть за рулем противопоказано. — Часто женщины-водители испытывают на дороге проявления мужского шовинизма во всей своей красе. А если к тому же женщина водит маленькую аккуратную дамскую машинку (такие в народе обзывают «витаминками» и «таблетками»), то ей вообще приходится непросто.

— Многим мужчинам почему-то до сих пор кажется, что управление транспортным средством — это чисто мужская работа. Вроде как женщины брюки у мужчин отняли, а теперь и за машины принялись. Мужской пол это часто раздражает, большинство мужчин считают, что женщина за рулем — это все равно что обезьяна с гранатой. Но это устаревшие понятия. Потому что даже по опыту нашей автошколы я могу сказать, что правила дорожного движения лучше и быстрее понимают и запоминают девушки. У молодых людей практика вождения лучше идет, а теория заметно хромает. Но одно без другого на дороге невозможно: если ты даже умеешь управлять автомобилем, то без знания правил это может обернуться трагическими последствиями. Девушки же в большинстве своем — это будущие матери, или они уже имеют детей, словом, стремление заботиться о ком-то, осторожность заложены у них в крови. Им проще пропустить на дороге машину, чем рваться в бой. А мужчины это воспринимают как слабость, отсюда и хамство по отношению к женщинам, когда их начинают обгонять, сигналить и т. д., словом, проверять женщин-автомобилистов на мастерство и реакцию. Поэтому всем женщинам за рулем прежде всего хочется пожелать терпения. Очень важная категория людей — те, кто просто не может водить машину.

— Мы обсуждали этот вопрос с психологами, такие люди действительно есть. Но выявить их не так-то просто. Конечно, все кандидаты в водители проходят медкомиссию. Но пока нет таких тестов, что могли бы на 99% определить способность ученика к самостоятельному управлению транспортным средством. Тем не менее наш опыт показывает: есть те, кто водить автомобиль все же не может. Можно научить такого человека ездить по прямой или главной дороге, но любая сложная дорожная ситуация просто введет его в ступор, он не сможет ни разъехаться, ни среагировать. Поэтому это действительно так — грамотно управлять транспортным средством, то есть уметь ориентироваться в дорожной обстановке, чтобы и самому двигаться к намеченной цели, и не мешать другими участникам дорожного движения могут не все люди. Причем к мужчинам это относится тоже, не только к женщинам.

Наши советы

Какие же простые, но ценные советы можно дать новичкам за рулем? — Нельзя забывать, что автомобиль — это средство повышенной опасности. Поэтому наша задача не просто научиться ездить, а научиться управлять машиной. То есть уметь сочетать правила дорожного движения с дорожной обстановкой, с возможностями своими и своего транспортного средства, с состоянием дорог и климатическими условиями.

— В идеале новичку любую поездку нужно планировать. Лучше стараться составить маршрут таким образом, чтобы объехать наиболее сложные места. Желательно избегать тех мест, где всегда бывают пробки, а также непростых перекрестков и участков дороги с повышенной опасностью. Первое время вообще лучше ездить по одному и тому же маршруту, чтобы понять, запомнить и оценить все нюансы этого маршрута. Когда водитель-новичок привыкнет оценивать дорожную обстановку быстро, научится более-менее проезжать перекрестки, то постепенно можно делать отклонения от первоначального маршрута. Такая последовательность действий дает положительный эффект. Так постепенно и опыт наработается, и собственный автомобиль водитель научится чувствовать, и любая дорога будет уже не так страшна.

— Чтобы лучше понять свой автомобиль, его физику, можно пройти курсы водительского мастерства в Иркутском центре высшего водительского мастерства, который располагается в здании нашей автошколы. Они дают более углубленное понимание поведения личного автомобиля в любой дорожной обстановке, плюс оценка своих физических возможностей, постижение той грани, которую нельзя перешагнуть ни водителю, ни автомобилю. Прибавьте сюда отработку навыков действия в экстренных ситуациях. Система подготовки на этих курсах такова, что знания закладываются в подсознание, отрабатывается моторика. То есть в сложной дорожной обстановке водитель, не задумываясь, механически, на автомате мгновенно примет верное решение и осуществит его. Опыт и практика ИЦВВМ показывают, что после этих курсов 90% выпускников становятся более внимательными и аккуратными в управлении. При этом всегда умеют найти правильный выход из любой сложившейся ситуации. Эти курсы проводятся на тренажерах и на личных автомобилях водителей. — Основные ошибки новичков за рулем — расположение машины на проезжей части и проезд перекрестков. Отрабатывайте именно эти моменты. Перекресток — едва ли не самое сложное место на дороге даже для опытного водителя.

— На территории Сибири и тем более Дальнего Востока очень распространены праворульные машины. При этом движение у нас левостороннее. В помощь будет комплект зеркал перископического типа, которые дают возможность оценить обстановку более детально. По карману такая покупка не бьет, а лишней не будет. — Ни в коем случае не покупайте права и не делайте таких подарков! В лучшем случае это будет стоить жизни водителю, в худшем — принесет горе еще кому-то. Покупка прав без обучения — это знак пренебрежения и к себе, и к другим участникам дорожного движения. Отучитесь честно, это может сохранить жизнь вам, вашим близким и другим участникам дорожного движения.

Метки:
baikalpress_id:  16 446