Я б в кондукторы пошел...

Корреспондент газеты на один день стал кондуктором трамвая

Они просыпаются глубокой ночью, когда за окном совсем темно; идут на работу, когда еще не ходит общественный транспорт. Главные особенности их ежедневного труда — выносливость, большое терпение и умение общаться с людьми. Такова работа простого и порой незаметного кондуктора трамвая. Сегодня многие считают эту профессию непрестижной, низкооплачиваемой и совсем неинтересной. Выяснить, так ли это на самом деле, и познать на себе все премудрости этого ремесла вызвалась корреспондент газеты «СМ Номер один», перевоплотившись на один день в кондуктора трамвая.

Главное — говорить и улыбаться

Первый и единственный рабочий день на новом поприще я решила начать настолько рано, насколько это мне показалось возможным. Однако, прибыв на пункт своего нового назначения в 7.00, уже опоздала на работу на два часа. Почти все трамваи со своими водителями и кондукторами покинули депо, работники приступили к своим прямым обязанностям. Начальник смены кондукторов радушно пригласила к себе в кабинет, для того чтобы провести небольшой инструктаж, выдать необходимое снаряжение и заполнить наряд контролера — обязательный документ для работы в трамвае.

— Сколько планируете у нас поработать? Пока не устанете? — улыбаясь, спросила Ирина Гильманурова, начальник смены. Как выяснилось, кондукторы работают в две смены, по 8—9 часов. Однако зачастую им приходится трудиться и по 12 часов. Одна из причин — нехватка кадров, вторая — желание самих кондукторов. Как рассказала Ирина Гильманурова, она сама начинала работать кондуктором и до сих пор именно эта профессия привлекает ее больше всего.

— Я люблю общаться с людьми, разговаривать с ними. Начинала работать в троллейбусах и никогда не думала, что придется трудиться и в трамваях. Мне казалось это сложным: непривычные деревянные сиденья, стук, грохот, потрясывание. Однако привыкла довольно быстро. И все устраивает, — рассказывает она. — Конечно, не все гладко, пассажиры все со своим характером, к каждому нужно найти подход. Я стараюсь избегать конфликтов, где-то предпочитаю промолчать, отойти, а с кем-то приятно побеседовать. Многих, кто постоянно ездит в трамвае, уже узнаешь в лицо. Главные обязанности кондуктора — обслужить пассажиров: взять деньги, выдать билет или проверить проездные документы. И непременно улыбаться и разговаривать. В первую очередь мне продемонстрировали, как обращаться с главным оружием кондуктора — чекопечатающей машинкой. Какие кнопочки нажать, чтобы его включить, как получить билетик и выключить. Кроме этого аппарата каждому работнику полагается сумка для денег с множеством кармашков. Крупные купюры — ближе к сердцу; десятки, двушки отдельно — для сдачи пассажирам. К обмундированию мне выдали документ, где указано, когда я приступила к работе, время обеда и окончание трудового дня.

Со всем своим новым снаряжением я двинулась к медкабинету. Здесь каждый кондуктор бывает два раза — в начале и конце рабочей смены. Врач оценивает внешний вид, измеряет давление, а при необходимости может провести тест на алкоголь. Для этого в кабинете есть и необходимый аппарат. Самые частые заболевания у кондукторов, скорее уже профессиональные, — простуда и гипертония. Простуда — из-за того, что зимой трамваи холодные и тепло из-за открытых дверей быстро улетучивается; летом же властвуют сквозняки. Второе заболевание больше связано со спецификой работы. Довольно часто кондукторам приходится выслушивать оскорбления, ругань, что и сказывается негативно на их центральной нервной системе.

«Пожалуйста, приготовьте плату за проезд»

Наконец все формальности соблюдены, меня провожают в мою первую поездку. Трамвай, в котором мне и выпала честь поработать, двигался по маршруту № 3 Центральный рынок — «Волжская». Как мне сказали по секрету, этот маршрут не очень любят кондукторы, поскольку у работающих на нем самый маленький обед — всего полчаса. За это время кондуктор успевает только перекусить и сдать деньги в кассу. На то, чтобы просто передохнуть и немного посидеть, практически не остается времени. Напарницей и одновременно моим начальником стала девушка по имени Алена. Несмотря на свой молодой возраст, в своей профессии она уже трудится шесть лет. И работой довольна.

— Я стажировку не проходила, сразу стала кондуктором. Сначала, конечно, страшно, волнуешься, а затем уже спокойно, уверенно себя чувствуешь. Время быстро летит, незаметно, — рассказывает Алена.

Однако даже ее слова не могли спасти меня от страха, который уверенно рос во мне по мере заполнения трамвая пассажирами. «Приготовьте, пожалуйста, плату за проезд» — первое и единственное в тот момент, что я произнесла вслух. И пошла по рядам. Почти сразу случился первый стресс: группа молодых людей в качестве оплаты за проезд выдала купюру в 1000 рублей.

Такой номинал, кстати, в общественном транспорте не редкость, и главное в этом случае — распознать фальшивку. Как рассказывают опытные работники трамваев, такое случается довольно часто, поэтому необходимо быть предельно внимательным. Правда, в тот момент я не была в состоянии даже отсчитать 12 рублей: руки немного тряслись, мысли были заняты только тем, чтобы выбить чек и дать сдачу. Поэтому первые несколько остановок я практически полагалась на совесть пассажиров. Надо сказать, что большинство все же старались дать без сдачи и старательно отсчитывали каждый рубль. Некоторые просто пытались избавиться от скопившейся мелочи и дотошно выискивали все 10- и 50-копеечные монеты.

Не обошлось и без зайцев. Кто-то старательно отводил глаза и принимал спокойный и безразличный вид. Только когда звучал вопрос напрямую: «У вас что, проездной?», неохотно засовывал руки в карманы и, тяжело вздыхая, вынимал купюры.

— А можно я вам 10 рублей заплачу, а билет брать не буду? — спросил молодой человек родом из ближнего зарубежья. Однако его просьба оказалась не удовлетворена, и ему пришлось заплатить по полной. По словам Алены, именно приезжие чаще всего обращаются с такой просьбой.

Те, кто постоянно ездит по одному маршруту, многих кондукторов знают в лицо. Особых любимчиков пожилые люди подчас благодарят за службу баночкой соленья или варенья. К слову, большая часть пожилых людей всегда покупают проездные билеты и добросовестно ждут кондуктора, когда он дойдет до их площадки, чтобы показать ему свой билет.

Мокрая голова и броская одежда

Согласно инструкции, обход пассажиров принято начинать с первой площадки, однако это не является обязательным условием. Для того чтобы лучше рассмотреть своих пассажиров, некоторые предпочитают начинать с задней площадки. Да и по моим наблюдениям вышло, что больше всего пассажиров заходит именно в последнюю дверь. Определить всех вошедших сложно, но у опытных кондукторов есть свои особые приметы. Так, например, многих пассажиров, кого уже обслужили, работники трамвая запоминают по броской одежде или необычной прическе. Хорошо выявлять еще не оплативших пассажиров в дождь и снег, поскольку одежда и волосы не успели обсохнуть и с головой выдают вошедших. Здесь уже не спрятаться и не утаиться.

Во время моего дежурства не обошлось и без встречи с так называемыми маргиналами. Трое мужчин бомжеватого вида отказались платить за проезд и попросили прокатиться две остановки. Однако уже на следующей им пришлось указать на дверь, припугнув контролерами. Несмотря на это, мужчины высказали свое «спасибо».

Проехав несколько остановок, я почувствовала, что страх уже от- ступил, ему на смену пришла некоторая уверенность и даже удовольствие от поездки. Плюс пассажиры мне попались в основном доброжелательные и позитивные. При виде двух кондукторов они улыбались и шутливо спрашивали, не придется ли им платить два раза и как мы будем делить выручку.

— Надо же, вас уже по двое ставят, — озадачилась одна из бабушек. — Как у вас в организации штаты раздули!

На самом деле ситуация на предприятии противоположная — кондукторов не хватает. В 2006 году в трамваях по европейским стандартам были установлены компостеры, часть кондукторов стали контролерами, кого-то сократили. Затем кондукторов вновь стали при-влекать к работе в пассажирском транспорте. В июне прошлого года они трудились уже на всех маршрутах. Но сформировать полный штат до сих пор не получается.

График по душе

Многие считают эту профессию второсортной, низкооплачиваемой, слишком простой. Казалось бы — чего сложного: собирай деньги и выдавай чеки. Между тем, как мне пришлось убедиться, работа эта непростая, ответственная, для особо выносливых, терпеливых и коммуникабельных. За несколько часов работы ноги у меня уже болели от постоянного хождения по трамваю, руки узнали, что такое грязные деньги в прямом смысле. Отдохнуть кондукторы могут только в пробке. Довольно часто на линии трамваев попадают в аварию машины или их просто отставляют на путях. Вот только шишки опять летят в сторону кондуктора. Некоторые жалуются на царящий в городе беспорядок, кто-то требует вернуть деньги за проезд. Тем не менее, несмотря на все минусы, многие работают кондукторами не один десяток лет.

— Конечно, большой плюс в том, что каждый выбирает себе график по душе: те, кто любит поспать, хочет сделать срочные дела утром, выходит только во вторую смену. Для других лучшая смена — утренняя: встать с утра пораньше, отработать и в обед уже освободиться, — говорит Ирина Гильманурова, начальник смены кондукторов. — Кроме того, и заработная плата неплохая. Все ведь всегда зависит от человека, от его отношения к работе. Если он не захочет, у него ничего не получится, а при большом желании можно и горы свернуть.

А мой рабочий день в должности кондуктора трамвая закончился. Конечно, ноги болели от усталости, болела голова от постоянного шума, однако настроение было отличное, и еще остались силы для дальнейшего продолжения рабочего дня — теперь уже в качестве журналиста.

Метки:
baikalpress_id:  16 380