Мужчину поразило током в 110 киловольт

Стрела крана приблизилась на недопустимо близкое расстояние к проводам высоковольтной линии электропередачи

К сожалению, далеко не все жители Приангарья догадываются, насколько серьезную опасность для жизни несут высоковольтные линии электропередачи (ВЛ). Подтверждением тому стал трагический случай, произошедший в садоводстве «Березка», расположенном в пригороде Иркутска, сразу за микрорайоном Юбилейным. Садоводство активно застраивается, многие люди проживают там круглогодично. Исторически сложилось, что значительная часть земельных участков под дачные постройки была выделена в так называемых охранных зонах проходящих там двух двухцепных ВЛ-110 кВ: Иркутская ГЭС — Шелехов, А, Б, и Иркутская ГЭС — Шелехов, В, Г.

Любые работы с применением подъемного крана в охранной зоне ВЛ чреваты для людей смертельными травмами. Так, 20 марта во время погрузки легкового автомобиля в кузов грузовика с помощью крана-манипулятора серьезно пострадал его владелец, получивший сильные ожоги электрической дугой напряжением 110 киловольт. Согласно действующим правилам устройства электроустановок, расстояние от земли до провода ВЛ в населенной местности должно быть не менее 7 метров, в «Березке» в месте установки крана это расстояние было 9,7 метра. Однако высота подъема стрелы кранов-манипуляторов значительно превышает эту цифру, потому работа кранов вблизи действующей линии электропередачи не допускается. Опасность представляет не только соприкосновение, но и приближение к проводам на недопустимое расстояние.

Однако крановщик Александр Адеев либо забыл об этом правиле, либо о нем даже не догадывался. Когда он приехал в садоводство, чтобы погрузить в грузовик автомобиль, принадлежащий 32-летнему Николаю Свиридову, при установке крана не обратил внимания на проходящие прямо над краном провода ВЛ-110 кВ и при подъеме стрелы приблизил ее к проводам 110 кВ.

По словам свидетелей, провода он не задел, но стрела оказалась слишком близко к проводу. Этого было достаточно, чтобы произошел пробой воздушного промежутка. Электрический ток прошел через стрелу, трос, подвешенный на нем автомобиль и через его владельца, который в тот момент держался за машину. Крановщик находился в кабине крана и тоже пострадал, но не настолько значительно, как Николай Свиридов. Адеев получил небольшие ожоги и от медицинской помощи отказался.

Николай Свиридов получил 60% ожогов тела — у него сильно повреждены кисти рук, шея, лицо, туловище и нижние конечности. Молодой мужчина был доставлен в ожоговое отделение 3-й Кировской больницы. Сейчас он находится в реанимации, состояние его тяжелое. В 2010 году на территории находящегося неподалеку дачного поселка Энергетик уже произошел инцидент с участием крана-манипулятора. По счастью, тогда его владелец отделался сравнительно легкими травмами — ожогами 25% площади тела. Кран не был заземлен, но его металлические опоры стояли на земле. Владелец управлял краном с помощью выносных рычагов, и когда стрела крана приблизилась к проводам ВЛ-220 кВ и произошел электрический разряд, ток ушел в землю через опоры крана с противоположной стороны, что и спасло человеку жизнь.

По словам Александра Васильева, начальника службы охраны труда и пожарной безопасности Южных электрических сетей ОАО «Иркутская электросетевая компания», существуют жесткие и понятные правила, определяющие проведение работ вблизи ВЛ с помощью грузоподъемных механизмов. Так, согласно требованиям Ростехнадзора, при работах на расстоянии менее 30 м от ближайшего провода ВЛ должны выполняться условия:

— работы должны проводиться под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

— работы должны проводиться с письменного разрешения организации — владельца линии;

— работы должны проводиться по наряду-допуску, выдаваемому организацией — владелицей ВЛ;

— при работах в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи. При этом работники должны иметь отчетливое представление об опасности электрического тока, опасности приближения к токоведущим частям — иными словами, иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже II.

Понятно, что в большинстве своем владельцы кранов-манипуляторов и не подозревают об этих требованиях, а те, кто об этом знает, зачастую считают их выдумками бюрократов и вымогателей. Дело в том, что приведенные выше требования безопасности официально распространяются только на грузоподъемные машины и механизмы, подконтрольные органам Ростехнадзора. Подавляющая же масса приобретаемых и эксплуатируемых частными лицами кранов-манипуляторов имеет грузоподъемность менее 3 тонн, в Ростехнадзоре не регистрируется. Соответственно, владельцы этих кранов о требованиях безопасности ничего не знают. И принудить таких владельцев к изучению и усвоению требований безопасности практически невозможно. А цена одна — жизнь.

Метки:
baikalpress_id:  24 533