На что жалуетесь?

В отделе по защите прав потребителей принимают до 30 звонков в день

Почти четыре тысячи обращений в год поступило в отдел по защите прав потребителей и бытового обслуживания администрации Иркутска за 2011 год. Горожане жалуются на некачественные товары и услуги и почти всегда оказываются правы. Однако есть и жалобщики-профессионалы. Они действуют из корыстных побуждений в надежде извлечь для себя какую-то выгоду. Многих в отделе правовой защиты знают в лицо и между собой называют экстремистами.

Почти 40% жалоб приходится на некачественные мобильные телефоны и бытовые приборы. Как отметил Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей и бытового обслуживания администрации г. Иркутска, в связи с изменениями перечня технически сложных товаров ситуация на рынке услуг изменилась. Если раньше такую технику, как телевизоры, ноутбуки, фотокамеры, телефоны с сенсорным дисплеем, из-за неисправности разрешалось заменить новым товаром или продавец возвращал деньги, то теперь ее можно лишь отдать на ремонт по гарантии.

— Потребители пока мало знают об этих изменениях и поэтому по-прежнему требуют от продавцов вернуть деньги. Когда им отказывают, они приходят к нам — но лишь для того, чтобы убедиться в правомерности отказа продавца, — говорит Виктор Низовцев.

За 2011 год в комитет поступило 3826 обращений. За один день специалисты принимают до 30 звонков. Практически во всех случаях, в 90%, потребители оказываются правы.

Однако среди них встречаются и так называемые потребители-экстремисты. Они действуют из корыстных побуждений: заведомо зная, что не правы, они тем не менее пытаются доказать обратное, надеясь извлечь выгоду. Как правило, это люди с юридическим образованием или достаточно осведомленные о своих правах. В отделе есть даже список таких экстремистов.

По-прежнему очень много обращений поступает на транспортных перевозчиков. Иркутяне жалуются на грубость, хамское поведение, нецензурную брань и т. д. Был случай, когда водитель маршрутного такси, повздорив с пассажиркой, просто высадил ее посередине трассы. Однако, по словам начальника отдела по защите прав потребителей, в этой сфере есть серьезные обстоятельства, которые мешают эффективно соблюдать права граждан. Как правило, любой инцидент нужно доказывать при наличии чека, а его в частном транспорте не дают. Также следует записывать свидетелей происшествия, о чем пострадавшие забывают. Даже с одним свидетелем можно идти в суд и требовать возмещения морального, а подчас и материального вреда. Правда, отвечать за свершившееся будет не водитель, а перевозчик — фирма, оказывающая эти услуги. То же самое относится и к муниципальному общественному транспорту. Был случай, когда водитель троллейбуса, стараясь избежать ДТП, резко затормозил и находившаяся в салоне женщина упала, повредив при этом позвонок. Она обратилась в правовой отдел за помощью, и специалисты помогли ей составить претензию в отношении автопредприятия на компенсацию материального и морального вреда.

Как отметил Виктор Низовцев, множество примеров нарушения прав происходит от элементарного незнания законов. Мало кто, прежде чем приобрести товар, читает документы. Или люди невнимательно изучают условия договора.

Так, например, в одном случае при покупке мебели изготовитель прописал в договоре о том, что цена выполнения работ стоит 9 копеек. Заказчик не обратил на это внимания. При этом, когда он потребовал возместить неустойку за просрочку выполнения работ, предполагая, что ему выплатят процент от стоимости заказа, то неприятно удивился, получив всего лишь сумму в размере 3% от этих копеек, то есть от суммы выполнения работ. Как оказалось, помочь ему было нечем, поскольку он сам, не задумываясь, подробно не ознакомившись с условиями договора, подписал документ.

— Иркутяне обращаются по совершенно разным поводам. На- пример, одна бабушка пожаловалась, что в одном из магазинов покупателей регулярно обсчитывают. Свои претензии она высказала продавцам в присутствии своего мужа. В ответ они просто отказались ее обслуживать. Конечно, они были не правы. И бабушка справедливо может потребовать возместить нанесенный ей моральный вред. Да и сам по себе факт обсчета должен быть проверен соответствующими органами, — рассказывает Виктор Низовцев.

В другом случае в комитет обратилась женщина, которая требовала компенсировать материальный ущерб со своей управляющей компании. На новогодние праздники иркутянка уехала из города на 10 дней. Управляющая компания поставила елочку и подключила ее к щитку. Через некоторое время электрик отключил ее, при этом выключил рубильник в квартире у этой женщины. В результате вернувшаяся хозяйка квартиры обнаружила дома полный холодильник испортившихся продуктов: мясо, рыба, молочные продукты... Управляющая компания отказалась нести ответственность, и иркутянка обратилась за помощью в отдел по защите прав потребителей и бытового обслуживания.

Сотрудники отдела напоминают: если вы считаете, что ваши права нарушены, — обращайтесь за консультацией. Для этого необходимо позвонить по телефону 520-207 или задать свой вопрос в Интернете.

Метки:
baikalpress_id:  43 156