«Закон ничего не регулирует»

Депутаты раскритиковали законодательную деятельность областного правительства

Заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного собрания Иркутской области в минувший вторник проходило в изрядно напряженной атмосфере. Во время обсуждения самых наболевших вопросов — о незаконной вырубке древесины и поддержке местных сельхозпроизводителей — прозвучали критические замечания о том, что соответствующие законы исполняются недостаточно, что ситуация если не кризисная, то сложная и требующая, возможно, принятия каких-то более кардинальных мер.

А нужен ли закон о развитии АПК?

В повестке комитета значились сразу три вопроса, связанных с развитием сельского хозяйства. В частности, депутаты обсудили изменения в законе Иркутской области «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области», в областной государственной программе «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции» и проект закона Иркутской области «О развитии агропромышленного комплекса Иркутской области», разработанный по инициативе губернатора региона Дмитрия Мезенцева.

В вопросе поддержки сельхозпроизводителей депутаты не согласились с представителями правительства. В предложенных изменениях говорилось, что финансирование нужно увеличить на 18,8 млн рублей, однако при этом снять 63 млн рублей со статьи расходов на техническую модернизацию (лизинг) и направить их на другие цели. Однако депутаты выступили с поправкой к изменениям в программу, посчитав, что деньги, предусмотренные на лизинг, не должны быть сняты. В связи с этим члены комитета проголосовали за увеличение финансирования рассмотренной программы не на изначально запланированные 18,8 млн рублей, а на 81 млн рублей.

Кроме того, депутаты раскритиковали проект закона Иркутской области «О развитии агропромышленного комплекса Иркутской области», разработанный по инициативе губернатора региона Дмитрия Мезенцева. По мнению депутатов, он состоит из общих фраз и лозунгов, в нем не заложено конкретных механизмов помощи в развитии АПК.

— Вы можете обижаться, но этот закон не регулирует ничего. Если раньше постоянно все говорили о том, что сельское хозяйство нужно развивать и поддерживать сельхозпроизводителя, то сейчас об этом написали в законе. При таком громком названии в 15 страницах текста нет ни одной нормы, регулирующей развитие сельского хозяйства, — заявил председатель комитета Юрий Фалейчик.

К тому же, по мнению представителей прокуратуры, размытые формулировки и слишком широкие рамки для принятия решений, заложенные в законе, могут стать коррупциогенными факторами. Однако кроме замечаний народные избранники высказали и ряд предложений.

«Я считаю, что в этот закон нужно внести три ключевых момента, — сказал Юрий Фалейчик. — Первый — установить для нашего региона предел финансовой поддержки для сельского хозяйства в процентном отношении, то есть минимальный предел субсидий из областного бюджета, ниже которого нельзя будет опускаться. К примеру, один, пять, десять процентов... Такая норма, кстати, есть во многих регионах. Второе — четко прописать правила субсидирования, и третье — в законе должны быть обозначены способы государственного регулирования качества сельхозпродукции. В последнее время нас захлестнула волна контрафактной, низкопробной продукции, и эту проблему нам тоже нужно решать».

Депутат также предложил провести круглый стол, чтобы обсудить эти предложения и узнать мнение коллег, насколько необходим этот закон. К обсуждению темы подключился и член комитета Геннадий Нестерович. Он отметил, что одна из статей закона говорит об устойчивом развитии сельских территорий.

— В таком случае нам нужно либо два закона принимать — один о развитии сельского хозяйства, другой о социальном развитии села, — либо разрабатывать один большой закон, потому что пока это всего лишь фраза. К тому же в этом законе ничего не говорится о личных подсобных хозяйствах, как их собираются развивать и поддерживать.

Рубить лес незаконно стали больше

Второй ключевой темой заседания комитета стал закон «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области». Министр лесного комплекса области Николай Пенюшкин предоставил отчет, состоящий из множества цифр — интересных и не очень. Едва министр закончил доклад, завязалась дискуссия. Депутаты посчитали, что после принятия законопроекта ситуация с незаконной вырубкой леса не разрешилась, а, напротив, ухудшилась. Представители правительства в свою очередь утверждали, что прошел небольшой период со дня принятия закона, поэтому пока рано делать выводы.

В результате дискуссия приобретала все более жесткую направленность. Юрий Фалейчик, обращаясь к первому заместителю председателя правительства Иркутской области Владимиру Пашкову, заявил:

— За 2011 год, за период действия закона, объемы заготовки древесины даже увеличились. Значит, закон не работает. Люди спрашивают, почему не привлекли мэров муниципальных образований, чтобы они регулировали работу пунктов приема и отгрузки древесины. Я в течение полутора лет предлагать сделать анализ потоков древесины, и ничего не делается, а объемы незаконной вырубки растут, народ жалуется.

— Давайте от эмоций перейдем к рациональному разговору, — ответил Владимир Пашков. — Во-первых, мэров никто не лишал права регулировать процесс с приемом и отгрузкой древесины. Во-вторых, по поводу увеличения незаконной вырубки я бы поспорил. Здесь нужно смотреть статистику. Дело в том, что в 2011 году увеличились объемы законной вырубки древесины, соответственно увеличились и показатели по незаконной вырубке. А что касается высказывания, что закон не работает, то хотя он был принят год назад, реестр пунктов приема и отгрузки был создан только во втором полугодии прошлого года.

Посовещавшись, депутаты и члены правительства решили обсудить исполнение закона и ситуацию в сфере заготовки леса на сессии 21 марта.

Загрузка...