Вернулась светлая жизнь

В трех поселках Иркутского района восстановлено напряжение в электросетя

Сегодня, когда в современном мире бурными темпами развиваются передовые технологии, довольно сложно представить свою жизнь без ежедневного общения посредством мобильного телефона, выхода в Интернет и остальных прелестей XXI века, не говоря уже о таких обыденных и привычных вещах, как наличие водоснабжения, света и тепла. Между тем такая комфортная жизнь оказалась доступной не каждому. Находясь всего в нескольких десятках километров от областного центра, жители населенных пунктов Поливаниха, Добролет и Горячий Ключ не могли позволить себе самые элементарные вещи: своевременно приготовить еду, посмотреть телевизор и многое другое. Из-за низкого напряжения в электросетях нередко отключался свет, не работали и подчас выходили из строя бытовые электроприборы, периодически останавливало свою работу деревоперерабатывающее предприятие. Местные жители пробовали само- стоятельно бороться с наболевшей проблемой. Для этого в каждом доме имелся стабилизатор тока, однако и эти усилия оказались напрасными. Улучшить качество электроснабжения в поселках взялась электросетевая компания «Облкоммунэнерго», и уже в конце прошлого года селяне получили настоящий новогодний подарок — бесперебойное энергоснабжение.

Напряжение в 140 вольт

Проблемы с электроснабжением в поселках начались несколько лет назад. Головная подстанция — единственный источник питания трех рядом расположенных селений Поливаниха, Добролет и Горячий Ключ — находится на достаточном расстоянии, в поселке Пивовариха. К тому же в последние два-три года Голоустненский тракт стал густо обрастать новыми дачными участками и жилыми домами, и как следствие — именно они стали поглощать большую часть электроэнергии. Остальные населенные пункты стали остро ощущать дефицит электроэнергии. Владелец подстанции — филиал ОАО «ИЭСК» «Восточные электрические сети» — пытался выйти из создавшегося положения, повышал напряжение до максимально возможных показателей. Однако у потребителей все равно оно достигало лишь 140—160 вольт. Немалую роль в этом, помимо многократно возросших нагрузок, сыграли электросети с 40-летним сроком службы, износ на которых составляет подчас до 85%. К таким дополнительным нагрузкам они оказались просто не готовы. Для жителей селений стало привычной нормой, когда напряжение достигало максимум 160 вольт. Однако электроприборы и бытовая техника под таким напряжением работать не хотели. Для увеличения мощностей селяне прикупили стабилизаторы тока. Тем не менее и они не особо облегчили их жизнь.

Как рассказывает Ирина Кобелева, жительница поселка Горячий Ключ, для того чтобы разогреть еду в микроволновке, приходилось отключать от электропитания все, что было подключено и мало-мальски работало. Семья обступала чудо-печку в ожидании: подогреет или нет. А у соседки микроволновка за ненадобностью и вовсе служила аптечкой для медикаментов.

Особенно тяжелыми становились предпраздничные вечера, когда хозяйки во всех домах принимались готовить угощение. В это время из-за перенапряжения электричество то и дело отключалось. Вся ответственность в это нелегкое время ложилась на плечи электромонтера Василия Белого, обслуживающего все три поселка. На своем «боевом» уазике он регулярно выезжал на аварийные участки в любое время суток и в любую погоду. Как признается Василий Николаевич, работы всегда было вдоволь. На то, чтобы найти и устранить неисправность, уходило достаточно много времени — линия-то протяженная.

Энергия жизни

Жизнь поселка Горячий Ключ с населением почти в тысячу человек в целом течет ровно, спокойно и неторопливо. Бюджетная инфраструктура здесь представлена в полном объеме: средняя школа, детский сад, ФАП, клуб, библиотека. Есть немного частных предпринимателей, занимающихся в основном торговой деятельностью. Единственное крупное хозяйство, на котором трудится около 150 человек, — деревообрабатывающее предприятие «Сибвуд». Как рассказывают селяне, в основном люди работают в городе, благо транспорт ходит регулярно: утром отвозит людей на работу, а вечером привозит домой.

Несмотря на то что подавляющее большинство населения составляют люди среднего возраста и пенсионеры, ребятишек тем не менее хватает. Каждый из них находит себе дело по душе. Дети занимаются танцами, поют в хоре или предпочитают активные виды спорта: биатлон, хоккей, лыжи. Сельский клуб, как водится, — центр свободного времяпрепровождения.

Ограничения из-за низкого напряжения повлияли и на работу центра досуга. Так, по словам Ирины Викторовны, директора клуба, всю необходимую документацию, отчетность ей необходимо выполнять на компьютере. Однако он в таком режиме работал только до 10 минут и самостоятельно выключался. Возникали перебои и с работой акустической системы, не хватало должного освещения. А о работе электрообогревателей и вовсе не шло речи.

Трудности с энергоснабжением мешали и стабильной производственной работе. Особенно остро вопрос перепадов напряжения сказывался на работе местного деревоперерабатывающего предприятия «Сибвуд». На 11 гектарах, принадлежавших бывшему леспромхозу, расположилась вся мастерская по обработке древесины: лесопильный цех, большие разгрузочные и погрузочные краны, пиломатериал и многое другое. Как отметил Александр Ткаченко, заместитель директора ООО «Сибвуд», предприятие уже на протяжении 36 лет занимается заготовкой и переработкой леса.

— Для качественной и быстрой работы предприятие требует постоянного, бесперебойного напряжения. Все оборудование работает на электричестве: козловой кран, электропилы, бревнотаска, лесопильный цех и многое другое, — рассказывает Александр Ткаченко. — Из-за низкого напряжения постоянно приходилось приспосабливаться, поэтому и работа про-двигалась медленными темпами. Приходилось отключать одно оборудование, для того чтобы работало другое. Так, например, для работы бревнотаски нам приходилось отключать другие приборы, а подчас и весь лесозавод. Учитывая, что четыре лесовоза каждый день выполняли по два рейса, получается восемь отключений в день.

Новый трансформатор установили за месяц

Областная электросетевая компания «Облкоммунэнерго», на чьем балансе находятся сети поселков, в 2011 году запланировала решить эту проблему, для чего было принято оригинальное техническое решение. Речь шла об установке на территории поселка Поливаниха специального технического сооружения, которое позволит повысить напряжение в электросети, — вольтодобавочного трансформатора. В течение одного месяца работники ОГУЭП «Облкоммунэнерго» провели все подготовительные работы, смонтировали устройство, приняли его в эксплуатацию. И в канун Нового года он был введен в работу. Свой вклад в ускорение этого важного процесса внесло письмо одного из жителей поселка Горячий Ключ. 73-летний пенсионер Леонид Гавритенко к решению вопроса подошел самым кардинальным образом и написал письмо губернатору области Дмитрию Мезенцеву. В нем он изложил суть проблемы и всю накипевшую за это время боль.

— Каждый ведь старается жить лучше. Сколько можно терпеть такие неудобства? Вот я и решил написать письмо губернатору, — словно оправдываясь, говорит Леонид Дмитриевич. — Ведь невозможно было сделать даже самые элементарные вещи, например побриться. Электробритва не тянула.

Благодаря слаженной работе сотрудников электросетевой компании «Облкоммунэнерго» в самые короткие сроки было улучшено качество электроснабжения во всех поселках.

Настоящие профессионалы

Изменения жители почувствовали сразу. Готовить завтраки, обеды и ужины теперь стали в два раза быстрее. Ничто не выключается, все работает одновременно. Как отметил Александр Ткаченко, даже на предприятии эффективность производства сразу увеличилась на 30%. Немало слов благодарности получили в свой адрес работники ОГУЭП «Облкоммунэнерго». Жители писали признательные письма, с радостью отмечали, как стало комфортно жить в новых условиях, и благодарили энергетиков за то, что они не забывают своих потребителей даже в таких маленьких, глубоко спрятанных «медвежьих» местах.

По словам Игоря Степанова, жителя поселка Добролет, он сам наблюдал, как специалисты предприятия и в 40-градусный мороз, и в ветер добросовестно, качественно выполняли свою работу.

— Это достойные люди и настоящие профессионалы. Несмотря ни на что, они четко выполняют свой долг. Даже в то время, когда у нас были постоянные сбои напряжения, мы с пониманием относились к их работе. Кроме плохого физического состояния электролиний, была еще проблема: наш ландшафт порой не позволял сразу обнаружить неисправность. Одним словом, тайга и болота... Сколько раз проезжал мимо и все время наблюдал, как они работают, — говорит Игорь Степанов. — Надо сказать, что я давно не испытывал такого чувства гордости и благодарности людям, которые отдают себя целиком своей профессии и самоотверженно выполняют свою работу.

Загрузка...