Эмоциональное выгорание учителей

Такому явлению подвержено большинство педагогов старше 40 лет

Никто не будет спорить с тем, что профессия учителя — одна из самых нужных, важных и трудных. Работа с людьми всегда сложна, работа с детьми —тем более. Как показывают различные исследования, одна из серьезнейших проблем современной школы — эмоциональное выгорание педагогов. Этому явлению подвержены чаще всего специалисты старше 35—40 лет. То есть, с одной стороны, они уже приобрели достаточный и весомый педагогический опыт, создали свои семьи, довели до относительной самостоятельности собственных детей, казалось бы — самое время для карьерного роста, подъема в профессиональной сфере, а у педагогов, напротив, происходит общий спад. Это проявляется как заметное снижение энтузиазма в работе, нарастание общей усталости и негативизма. Педагог, который буквально горел на работе, словно выдыхается и не имеет сил идти дальше по профессиональной дороге. Если эту проблему на данном жизненном этапе не решить, то учитель будет работать на автомате, без творчества и огонька в глазах, либо вовсе станет профнепригодным. Иногда эмоционально выгоревшие учителя, не нашедшие выхода из тупика, сами уходят из школы и всю оставшуюся жизнь скучают по работе с детьми. Об этой сложной проблеме мы говорим с Людмилой Урбанович, педагогом-психологом школы № 24 города Иркутска.

Учитель. Кто он?

— Педагогов видно сразу и везде — по мимике и выражению лица, по манере одеваться и вести беседу, по одежде классического образца, по старомодной вместительной немаркой расцветки сумке, — уверена Людмила Урбанович. — Всегда и всюду учителя говорят про школу, им обязательно нужно выговориться, поделиться пережитыми эмоциями, происходящим в школе. Мало кто умеет выйти из школы, повернуться к ней спиной, сказать «спасибо», отбросить все проблемы, выдохнуть «как хорошо» и забыть про школу до следующего рабочего дня.

Как и у любой профессии, у педагогов есть свои отличительные черты. Это властность, командирские нотки в голосе. Ведь учитель должен уметь в одну секунду перевести внимание на себя, собрать учеников, заставить слушать себя, мотивировать работать. Даже самые сильные люди испытывают потребность в гиперопеке, хотят быть опекаемыми, хотя скрывают это даже от самих себя. К другим чертам личности относятся высокая тревожность, неустойчивость к стрессам. Конфликты в школе были и будут всегда, надо просто уметь из них выходить. Мало кто из учителей обладает этим навыком, вот и ходят они по отрицательному эмоциональному кругу. Характерна также недостаточная независимость мысли. Порой учитель боится быть обиженным и оскорбленным. Ситуация «аргумент был слаб, хотелось его усилить голосом» в школе присутствует постоянно. Чувство ответственности у педагогов гипертрофировано. В то же время в работе учителя всегда присутствует творчество.

— По степени рефлексии на первом месте стоят актеры, они мгновенно входят в репрезентацию другого человека, принимают его и в соответствии с этим выстраивают свою линию поведения c собеседником. На втором месте врачи, ну а на третьем — учителя, — продолжает Людмила Урбанович. — Они способны глубоко войти в человека, почувствовать его, правильно спланировать поведение и помочь в общении. У учителей высоко развита эмпатия — то есть способность понять другого человека, чтобы правильно построить взаимоотношения.

Трудно было всегда

— Можем ли мы говорить о том, что именно сегодня работа в школе особенно трудна? Современные школьники много говорят о своих правах, порой забывая об обязанностях, иногда они выходят и за рамки разумного поведения.

— В старой картине «Это мы не проходили» героиня Татьяны Пельтцер, руководитель практики, преподаватель педагогического института, говорит своим ученикам: «Учить детей всегда было трудно, а сейчас, как вы сами знаете, совсем невозможно. Мне вас очень-очень жаль. Как видите, я уже плачу». Этому высказыванию уже лет 40, а школа как стояла, так и стоит. Хотя сегодня и учить, и учиться стало труднее — происходят бесконечные реформы и изменения в сфере образования. Но здесь есть только два пути: ты либо любишь свою работу, либо пришел в школу случайно. Нельзя не отметить, что работа учителей начальных классов и средней школы серьезно различается.

— Если в начальной школе у детей преобладает состояние возбуждения, то есть в поведении учеников есть еще много детского, им нужно побегать, поскакать, то есть выплеснуть свою энергию, а учитель — это царь и бог, большой авторитет, то в 5-м классе ситуация меняется. Образуются референтные группы, учитель перестает пользоваться непререкаемым авторитетом. Для ученика в этом возрасте важно сохранить лицо в своей значимой группе, учеба может отходить на задний план, и разумность приходит лишь в старших классах, тогда и учителя снова возвращают свои утраченные позиции. Конечно, в начальной школе в психологическом плане легче и проще. Есть просто уникальные учителя начальной школы, например нашей, № 24, не зря родители со всего города стремятся записать своих детей именно к нам. Они на 100% выполняют свой профессиональный долг, владеют образовательными методиками, разумно любят детей, с которыми работают, плюс сложился интересный творческий коллектив. И с родителями учеников конфликтов почти не бывает. Но в старшей школе труднее работать, здесь возникают проблемы другого качества. Особенно нелегко с подростками, у которых физиологические изменения в организме рождают сложности в учебе, а учить их все равно надо.

— Есть и третья категория педагогов — учителя сельских школ. Им, наверное, приходится сложнее всего?

— И да, и нет. В селе, в деревне все друг друга знают. Деревенская школа понемногу меняется, но доверительность сельская остается. И авторитет учителя там был высок всегда, пиетет перед профессией остается. Трудно представить, что школьного учителя будут обсуждать за его спиной. Плюс к этому часто один и тот же учитель воспитывает людей целыми поколениями. Жизнь учителя в деревне часто связана с бытовыми сложностями — нужно обеспечить коров сеном, а двор — дровами на зиму. Учителям бывает трудно в деревне из-за невозможности удовлетворить потребность в культурном развитии — там нет театров, музеев, в библиотеки нечасто привозят свежие книги.

Деформация профессией

Термин «профессиональная деформация» появился не так давно, это новое, находящееся в стадии становления явление. Если говорить широко, то это след, который профессиональная деятельность накладывает на человека. Чаще всего профессиональная деформация происходит с теми людьми, которые работают в сфере «человек — человек». Поэтому так часто от нее страдают именно учителя. Основные симптомы эмоционального выгорания — потеря удовольствия от собственного труда и способности к переживанию успеха, снижение профессиональной самооценки, субъективный взгляд на окружающих и на окружающий мир.

Что же такое профессиональное выгорание? Это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и обычно приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Различают несколько стадий эмоционального выгорания. Первая стадия характеризуется приглушением эмоций, почти полным исчезновением положительных эмоций. Исчезают свежесть и острота чувств, доминирует ощущение тоски, апатии, вялости и скуки на душе. Может появиться некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи, часто возникает желание остаться одному. Порой состояние сопровождается тревожностью и неудовлетворенностью. Во время второй стадии могут возникнуть разноплановые недоразумения с учениками и родителями, которые могут проявляться и как антипатия, и как вспышки неконтролируемого раздражения. Возможны конфликты в коллективе. Подобное поведение — это неосознаваемое проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Третья стадия — сама тяжелая, человек живет как будто на автомате, жизненные ценности словно стираются, среди преобладающих эмоций — равнодушие и безразличие.

У учителей, в отличие от людей других специальностей, профессиональная деформация может агрессивно оборачиваться против других людей. Это непосредственно связано с глубинным знанием «как жить». Учитель обязан выдавать правильные рецепты, к этому его вынуждают ученики и их родители.

Что делать? Где искать выход из проблемы, которую рождает работа «человек — человек»? Самое лучшее — это обратиться к профессиональному психологу, но такой культуры у нас нет, и появится она нескоро. Приходить с данной проблемой к школьному психологу также рискнет далеко не каждый учитель, хотя профессионал подсказал бы новые пункты для мотивации в профессии и обучил бы методикам расслабления и выхода из стресса. Что может каждый из вас сделать сам для себя в ситуации эмоционального сгорания?

Очень хорошо заняться своим здоровьем, высыпайтесь, не пренебрегайте спортом, свежим воздухом, прогулками, плаванием. Хорошо снимают стресс регулярные занятия йогой и дыхательной гимнастикой по Стрельниковой. Врач-невролог может прописать некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, иглоукалывание. Научитесь медитировать (20 минут ежедневной медитации в день творят чудеса), занимайтесь аутотренингами, найдите хобби по душе, это очень обогащает и украшает жизнь. Не скрывайте своих чувств ни от себя, ни от других, говорите о своих переживаниях. Не думайте, что такое тяжелое состояние пройдет само по себе.

— Конечно, настоящее спасение для учителя — это лето. Все педагоги с нетерпением ждут лета, когда общение становится более интимным. Но и в течение года нужно находить маленькие радости, — заключает Людмила Урбанович. — Нужно ходить в театр — мировая культура предлагает нам много возможностей для психологической разгрузки. Учителя наконец-то стали ездить — набирают группу учеников, а педагог едет в путешествие бесплатно как сопровождающий. Поменять картинку — лучше этого ничего нет. Конечно, в идеале, чтобы не возникало эмоционального выгорания, нужен благоприятный психологический климат в коллективе, хорошая заплата и мало часов, тогда и творчество в профессии в большом объеме появится.

Метки:
baikalpress_id:  16 107
Загрузка...