Независимость, импровизация, красота

В Иркутске набирает популярность необычное танцевальное направление — трайбл

Если у вас появилось желание научиться танцевать, то тут может возникнуть лишь одна проблема — какое направление выбрать. В нашем городе работает великое множество хорео-графических школ, которые обучают едва ли не всем возможным видам танца — современным, народным, соблазняющим. Но совсем недавно появилось нечто новое — направление трайбл, в котором смешались танцы разных народов — беллиданс, латино, индийские танцы и хип-хоп. Жительницы нашего города с энтузиазмом окунулись в новое течение и уже не раз выступали на сцене.

С оттенком мистики

Первой в Иркутске диковинным танцем начала заниматься хореограф Светлана Перец, сегодня она является официальным представителем Российской федерации трайбла и уже второй год преподает танец все желающим. Хореографией Светлана занималась с детства. Несколько лет назад увлеклась восточными танцами. Однажды ей попалось на глаза видео, где девушки танцуют трайбл. Поначалу Светлане показалось, что это подвид беллиданса (танца живота. — Прим. авт.), только с оттенком мистики. Невиданный доселе танец так заворожил, что хореограф начала искать всевозможную о нем информацию.

— Меня поразили костюмы, украшения, в целом как ярко и необычно выглядели девушки, — рассказывает Светлана. — Ежегодно я участвовала в фестивале «Фитнес-стиль», который проводят во Дворце спорта. Мне сразу представилось, как мы большим коллективом танцуем там трайбл и видим изумленные лица зрителей. Но прежде чем изумлять, Светлана старательно училась — получать базу отправилась в Москву. После официального знакомства со стилем продолжила самообразование с помощью Интернета, вышла на Российскую федерацию трайбла. Впоследствии хореограф прошла несколько обучающих курсов.

Немного истории

В переводе с английского трайбл (tribal) означает «племенной танец». Как уже говорилось выше, танцевальные элементы этого направления были взяты у разных народов.

— Выделяются две ветки трайбла — АТS (American Trible Stile) и трайбл-фьюжн, — объясняет Светлана Перец. — АТS считается азбукой, здесь используется групповая синхронная импровизация. Лидер с помощью специальных знаков — ключей — дает сигнал остальным, какая связка будет следующей. Все что не является АТС называется просто трайбл или Трайбл-фьюжн. Это более динамичный вариант, исполняется под современную музыку, может включать постановки, солономера.

Довольно любопытна история появления трайбла. Его праотцом был танец живота. В определенный момент восточный танец, который появился в США гораздо раньше, чем в России, превратился во что-то похожее на стриптиз. Его даже называли кабаре-стилем. Сверкающие полупрозрачные костюмы, состоящие из короткого лифа, юбки с поясом — это атрибуты американского беллиданса, целомудренные арабские женщины в таких нарядах никогда не танцевали. В 60-е годы американка Джамила Салимпур захотела вернуть американизированный восточный танец к его истокам. Ориентируясь на египетских танцовщиц, она добавила элементы марокканских, цыганских, индийских и индейских танцев, изменила костюмы. Одна из учениц Джамилы, Маша Арчер, стала преподавать трайбл сама. Основная заслуга Маши заключалась в том, что она смешала в костюмах танцовщиц различные элементы и создала многослойнось в нарядах. Преемницей Маши Арчер была Каролина Нериккио, которая и стала основоположницей одной из разновидностей трайбла — American Tribal Style, или ATS. Именно Каролина разработала универсальную систему импровизации и даже написала библию трайбла. Несмотря на солидный возраст, Каролина до сих великолепно танцует. И сейчас все уважающие себя трайбл-танцовщицы учатся у нее. В Москве существует Систер-студио формата Каролины Нериккио, именно там проходила обучение Светлана Перец.

Не заигрываем, но и не воюем

Занятия по трайблу проходят два раза в неделю. Первый этап урока — это разминка, в которой присутствуют силовые упражнения. — Специфика танца такова, что нужно укреплять некоторые группы мышц, — рассказывает Светлана, — в танце очень много движений с руками выше горизонтали. Поначалу многим тяжеловато. Еще нужно стучать сагатами (металлические тарелочки, которые надеваются на пальцы. — Прим. авт.) После разминки мы учим связки. Движения в трайбле в основном почерпнуты из арабского фольклора. Если в осовремененном восточном танце главная задача привлечь к себе внимание, то в трайбле женщине неважно, смотрит ли на нее зритель. Изначально в этом танце даже не было поклона. Танцовщицы не заигрывают со зрителем, тут работает такой принцип: «Мы станцевали, а вы были допущены на это посмотреть».

— Но все-таки в первую очередь этот танец, как и любой другой, доносит до зрителей красоту и грацию женщины, — объясняет Светлана, — никакой агрессии в нем нет. Недавно я где-то прочитала, что трайбл — танец воительниц. Это совсем не так. Ну, разве что его можно назвать танцем феминисток, поскольку мы с мужчинами не заигрываем.

В коллективе должна быть хорошая скорость реакции, ведь главная задача танцовщиц — сделать все максимально синхронно. Танец выглядит как отрепетированная постановка, хотя перед ним звучит объявление «импровизация». Зрителю не совсем понятно, что заключено в это понятие, поскольку он не видит, как незаметно общаются между собой танцовщицы.

— Выступающие девушки сами порой не знают, в каком месте сцены они окажутся через минуту, какое движение им предстоит выполнить, — продолжает Светлана, — в одно мгновение можно стать лидером, и на тебя ляжет большая ответственность — ты должен будешь четко и вовремя показывать ключи.

Костюмы для всей группы Светлана создает сама, иногда помогает мама. Наряд шьется из натуральных тканей. — Облачившись в трайбл-костюм, чувствуешь себя довольно защищенной, никаких откровенных элементов тут нет, — объясняет хореограф. — Надевается чоли — индийская кофта с открытой спиной и рукавами, сверху бра. Нижняя часть — шаровары и две юбки, сверху пояс с помпонами.

Юбки у танцовщиц довольно пышные — только на одну уходит 20 метров ситца. Американки выступают в совершенно разных по цвету костюмах, у наших танцовщиц наблюдается некая общность.

— Например, во время одного выступления мы надеваем классические черные чоли, лиф, расшитый монетами и ракушками, одна юбка должна быть черной, шаровары, как и вторая юбка, могут быть любого цвета. Волосы всегда собраны, допускается украшение в виде цветка, шиньонов, кос, но шея обязательно должна быть открыта. Приветствуются крупные украшения. Пояса у всех должны быть разными, во время танца поясные помпоны кружатся и создают дополнительный объем движениям. Трайбл танцуется босиком, но если есть опасность занозить ноги, девушки надевают балетки. Иркутский трайбл-коллектив часто можно увидеть на сцене. Однако соревнований эти девушки не признают.

— Трайбл-философия конкурса не предполагает, соревнования убивают командный дух, — говорит Светлана Перец. — Руководители федерации считают, что в нашей стране конкурсная система уже испортила один танец — беллиданс, превратив его в спорт. Я сама не очень люблю конкурсы, порой номера оцениваются довольно субъективно. Главная задача трайбл-движения в настоящее время — объединяться и танцевать.

Метки:
baikalpress_id:  16 105