Иркутск накрыла волна мошенничества

Люди продолжают попадаться на старые схемы лохотронщиков

Так повелось, что активность мошенников переживает подъемы и спады, хотя единичные эпизоды фиксируются оперативниками едва ли не каждый день. В последнее время жителей Приангарья атакуют жулики разных специализаций — телефонные разводилы, продавцы сомнительных аппаратов, подозрительные агенты информационного центра. Относительно новый вид мошенничества — кредитные кидалы.

«Какая у тебя фамилия, сынок?»

С начала года в правоохранительные органы Иркутской области обратилось более 20 человек, пострадавших от действий телефонных мошенников. О схемах развода мы писали неоднократно, но жертвы мошенников все равно попадаются на удочку. Когда дело касается родного человека, его здоровья и безопасности, многие теряют способность к анализу ситуации. У человека, которого жулики застали врасплох, возникает только одно желание — помочь.

Разберем ситуацию на конкретном примере. Пожилого жителя Октябрьского района ночью разбудил звонок. Поздняя ночь или ранее утро — излюбленное время телефонных разводил. Еще не отойдя от сна, жертва медленнее соображает и порой не может дозвониться до родственника, якобы попавшего в беду. Когда пенсионер взял трубку, то услышал взволнованный голос: «Папа, я сбил женщину, она в больнице, а меня забрали в полицию. Прошу, помоги». Услышав быструю, сбивчивую речь, человеку трудно понять, кому принадлежит голос на самом деле. Иногда звонящий может пойти и на такую уловку: «Мама, я в полиции, меня били, губа разбита, поэтому так говорю». Перепуганные родители безоговорочно верят.

Затем трубку берет псевдоследователь и строгим, внушительным голосом сообщает, что дело можно замять. В нашем случае аферист пообещал, что родные женщины пойдут на уступки, цена их сговорчивости — 250 тысяч рублей. На все про все пенсионеру давалось два часа. Пожилой мужчина принялся судорожно соображать, где сможет достать крупную сумму. По словам жертв телефонных мошенников, в этот страшный миг они начинают размышлять о продаже квартиры и машины.

— Главная задача аферистов — не дать человеку опомниться. Чем больше у него будет времени, тем больше возможностей прийти в себя, позвонить родственникам, — комментируют представители пресс-службы УВД г. Иркутска. — Бывали случаи, когда мошенники держали человека на связи до тех пор, пока он не доходил до круглосуточного супермаркета и с помощью банкомата не переводил деньги на нужный счет.

Между тем проверить мошенников достаточно легко. Можно последовать примеру одной иркутянки, которая, услышав испуганный голос в трубке, спросила: «А как твоя фамилия, сынок?» «Ну что ты, мама, не до шуток сейчас», — стушевался мошенник и в итоге положил трубку.

Пенсионеру из Октябрьского района, можно сказать, повезло — 250 тысяч рублей у него не было. Когда дедушка сообщил о состоянии своих финансовых дел, мошенники потеряли к нему интерес и отключились. А вот две пожилые иркутянки, купившись на ту же самую схему, расстались со 180 и 60 тысячами рублей.

Многих интересует, откуда у мошенников данные о семье человека, о том, что у его сына имеется автомобиль. По словам представителей правоохранительных органов, таких данных у мошенников нет, они звонят наобум. Бывает, что нарываются на молодых, у которых не может быть взрослых детей, но случается, что попадают в яблочко. Телефонным разводом обычно занимаются осужденные, имеющие большой запас времени. Они могут набирать номера телефонов наугад — достаточно посмотреть в Интернете первые цифры мобильных телефонов региона. Иногда используют газеты и ресурсы с объявлениями, где люди оставляют номера своих сотовых. По некоторым данным, утечка информации происходит от операторов сотовой связи. Пробив номера, оперативники выяснили, что звонки жителям Октябрьского района, среди которых наш пенсионер и две женщины, потерявшие деньги, поступали из Красноярского края и Новосибирской области. Собственно говоря, телефонные мошенники именно из этих двух регионов чаще всего разводят жителей Приангарья.

Собрания в подъездах

Принципиально новых схем развода за последнее время не появлялось, в основном мошенники идут по обкатанным путям. К примеру, продажа чудо-аппаратов, которые лечат все заболевания. Не так давно в нескольких микрорайонах нашего города девушка-блондинка в сопровождении двух молодых людей устраивала собрания. Молодая особа представлялась сотрудницей соцзащиты, однако от предоставления удостоверения увиливала, стараясь заговорить людей. «Вас обманывают, — внушала девушка, — президент подписал указ выдавать в поликлиниках специальные приборы, но медики их зажимают. И только сегодня у вас есть возможность приобрести аппарат с грандиозной скидкой». Для большей правдоподобности торговка добавила: «Всем желающим приборов не хватит, получить его смогут только участники Великой Отечественной войны и инвалиды».

Пожелавшие приобрести прибор «Невотон — мобильный спасатель» за 10 500 рублей нашлись. Однако никому из них пластмассовая коробочка с красными излучателями не помогла. Блондинка и ее группа поддержки гастролируют по всей стране. Люди, ставшие свидетелями их выступлений, записали мошенников на видео, которое есть в Интернете. Однако проект с «мобильным спасателем» все равно успешен. Пенсионеры, словно попадая под гипноз, расстаются со своими сбережениями. Беда в том, что привлечь к ответственности этих «спасателей» практически невозможно, они слишком хорошо защищены юридически. Прибор человек покупает по доброй воле, а если он не помог, мошенники все списывают на противопоказания.

По сообщению Иркутского отделения Пенсионного фонда РФ, в настоящее время подозрительные граждане массово навещают детей войны. По любимой традиции мошенников в подъезде устраиваются собрания. Некие граждане представляются сотрудниками информационного центра (еще одна любимая тема жуликов), созданного при участии пенсионного фонда.

Представителей «центра» интересуют только дети войны. Группа молодых людей рассказывает пенсионерам, что в связи с изменениями в пенсионном законодательстве им полагается денежная выплата в размере 630 рублей. Кроме того, людям обещают карты для посещения поликлиники и массу других льгот. Чтобы помощь дошла адресно, молодые люди просят сообщить персональные данные (ФИО, адрес, возраст, состав семьи, контактный телефон). Для чего им нужна эта информация на самом деле, пока непонятно. Возможно, ясность появится ближе к Дню Победы. Не исключено, что эти люди пока прощупывают почву, чтобы впоследствии осуществить свои преступные замыслы. К Пенсионному фонду РФ они не имеют никакого отношения. Представители этой структуры официально заявляют, что для такой категории граждан, как дети войны, в этом году никаких новых льгот не предусмотрено.

Еще одна — не самая популярная, но довольно действенная — схема телефонного мошенничества тоже рассчитана на пожилых людей. В прошлом году жительница Иркутска пенсионного возраста несколько месяцев подряд перечисляла мошенникам деньги. Родственники остановили бабушку, когда сумма дошла до 200 тысяч рублей. Традиционно все началось со звонка, в трубке пожилая женщина услышала: «Помните, некоторое время назад вы приобрели прибор?» Пенсионерка действительно что-то когда-то приобретала. Мошенники так выстроили беседу, что бабушка сама рассказала, какой был прибор и когда покупался. «Этот прибор признан опасным, — огорошили ее, — но в качестве компенсации вам полагается денежная выплата». Деньги бабушка могла получить лишь после погашения комиссии. В течение нескольких месяцев жулики кормили пенсионерку байками: то не прошла внесенная сумма, то увеличилась комиссия. Пожилую женщину обработали так, что она заплатила сумму, в 6 раз превышающую стоимость аппарата.

Книга вместо ноутбука

Нашли мошенники подход и к менее доверчивым и, казалось бы, хорошо ориентирующимся в информационном пространстве гражданам молодого и среднего возраста. Сегодня в Иркутске насчитывается несколько десятков жертв кредитных кидал. И это не предел. Сотрудники правоохранительных органов просят всех пострадавших от действий кредиторов-обманщиков обращаться в полицию.

— История всех жертв кредитных мошенников начинается одинаково, — рассказывает Алексей Рудых, руководитель отделения «К» ГУ МВД РФ по Иркутской области. — Человеку нужно взять кредит, но в банках ему отказывают из-за плохой кредитной истории, или его не устраивают сроки. В поисках денег он находит объявления, которых сейчас много в Интернете и газетах. Текст объявления выглядит примерно так: «Кредит под выгодный процент. Минимум документов». Оформление такого кредита проходит гладко. Заемщику приходят договор, график выплат и банковская карта. Письмо якобы из московского банка, но если обратить внимание на почтовые штампы, то можно увидеть, что у послания иркутский отправитель.

Пин-кода в конверте нет, для его получения нужно перевести сумму на счет банка, в зависимости от размера кредита она составляла от 2500 до 5000 рублей. После перевода денег со стороны кредиторов начинается упорное игнорирование. И только тогда заемщик замечает, что магнитная полоса на карте — просто коричневая краска. Также сотрудники отделения по борьбе с компьютерными преступлениями рекомендуют проявлять бдительность во время покупок через Интернет. Бывали случаи, когда человек переводил деньги, а товар к нему не приходил. Или заказал ноутбук, оплатил посылку на почте, а распечатав коробку, обнаружил книгу. Конечно, лучше совершать покупки при помощи проверенных ресурсов, но если вы приобретаете товар у малоизвестного продавца, соберите о нем побольше информации. Обычно пользователи щедро делятся сведениями о мошенниках на форумах.

— Добросовестный продавец указывает банковский счет, имеет номер стационарного телефона, — говорит Алексей Рудых. — Мошенники часто избегают разговоров по телефону, общаются лишь при помощи электронной почты, деньги предлагают перевести на электронный кошелек. В любом случае сохраняйте переписку, адреса, квитанции. Опираясь на эти данные, впоследствии легче вычислить злоумышленников.

Метки:
baikalpress_id:  24 401