Развить интеллект, расширить кругозор

В иркутской библиотеке проводятся бесплатные публичные лекции

Вокруг так много соблазнов, столько развлечений: 3D-кино, ночные клубы, рестораны со всевозможной кухней, шопинг... Но почему-то ни одно из них не вызывает былого энтузиазма. В кино редко идет что-то стоящее, в ночных клубах накурено, тесно и пьяно; шопинг быстро утомляет, вытягивая деньги на ненужные вещи. Мы ловим себя на мысли, что хочется заняться чем-то стоящим и по-настоящему интересным. Для тех, кто хочет проводить время с пользой, и было изобретено «умное» развлечение — публичные лекции, которые уже давно и успешно проводятся в Москве, Санкт-Петербурге и других городах нашей страны. Не так давно лекции начали читать и в Иркутске. Их аудитория растет. В этом нет ничего удивительного — в отличие от студенческих времен, теперь мы сами вольны выбирать тему лекции. Да и скучать на таких мероприятиях нам не придется — в лекториях выступают специалисты-практики, талантливые ученые, прекрасные ораторы.

Учитывалось мнение иркутян

Бесплатные лекции для всех желающих начали проводить в январе прошлого года. Инициатива их проведения принадлежит заместителю директора библиотеки им. Молчанова-Сибирского Наталье Суховой, которая почерпнула идею публичных лекций у Российской государственной библиотеки.

— На нас вышли члены организации «Теории и практики Иркут- ска», — рассказывает Ольга Еремина, заведующая читальным залом библиотеки. — Они тоже проводили лекции в нашем городе, мы начали с ними сотрудничать. Дали нашему лекторию название «Человек, общество, наука». Поскольку прошлый год был посвящен астрономии, первые лекции проводил директор астрономической обсерватории Иркутского государственного университета Сергей Язев. Лекции по астрономии чередовались с мероприятиями совершенно разной тематики. Лекторы — ученые из Института земной коры, Лимнологического института, СИФИБРа — выступали два, четыре раза в месяц. В летний период, когда люди разъезжаются в отпуска, лекторий прекращал свою работу.

В прошлом году среди читателей библиотеки было проведено анкетирование, чтобы выяснить, какие темы им наиболее интересны. Прежде всего жителей Иркутска интересует Байкал (ученых, читавших лекции о Славном море, слушатели буквально засыпают вопросами), поэтому цикл «Байкал в меняющемся мире», который проводился в прошлом году, продолжится и в этом. Еще потенциальную аудиторию очень интересует психология, так появился цикл «Человек и его возможности». Также в этом году запланированы циклы «От- крывая Вселенную», «Наше прошлое и настоящее». Помимо лекций, входящих в цикл, будут проводиться внеплановые мероприятия. Темы для них подбираются с учетом пожеланий слушателей.

Сначала лекция, потом книга

Что интересно, во время лекций человек не только может узнать что-то новое, но и получить определенные практические навыки, поучаствовав в лекции-практикуме или мастер-классе. К примеру, на этой неделе опытный селекционер проводил занятие для садоводов-огородников.

— Лекция рассчитана на 1 час 20 минут. В основном люди приходят к нам после рабочего дня, и мы стараемся не перегружать их информацией, — дополняет Ольга Еремина. — Наша аудитория очень широкая: это и школьники, и пенсионеры, и люди среднего возраста с высшим образованием.

Если человека очень заинтересовала тема лекции и он жаждет узнать побольше информации, то можно воспользоваться подборкой книг, которую библиотекари специально готовят к каждому мероприятию.

Истребление стереотипов

Многие скептики могут недоуменно пожать плечами: дескать, зачем ходить на лекции, если всю информацию сегодня можно найти в Интернете. Но, как мы знаем, Всемирная сеть — это большая свалка. Знания, почерпнутые здесь, не всегда достоверны и систематизированы. На лекциях вы получаете информацию в доступной, интересной форме, можете задать любой интересующий вас вопрос и получить на него профессиональный ответ.

Мы побывали на лекции «Управление конфликтом», которую проводил Игорь Бринько, признанный специалист в области конфликтологии, кандидат психологических наук, доцент кафедры сервиса и сервисных технологий ИГУ. Перемежая свое выступление анекдотами, примерами из своей практики, Игорь Иванович превратил свое выступление в увлекательное повествование, из которого каждый слушатель почерпнул для себя что-то полезное.

В ходе философского обоснования природы конфликта Игорь Бринько объяснил, почему распадаются семьи, созданные по великой любви. — Допустим, вы влюбились. Скажите, есть ли в этом человеке хоть один недостаток? Нет, он идеален. Если вам на что-то указывают, вы говорите: «Врете, завидуете». Но от любви до ненависти, как говорится, один шаг. Прошло время. И вы этого человека ненавидите. И теперь более уместен вопрос: а есть ли у него хоть одно достоинство? Но ведь это один и тот же человек, изменилось только наше видение ситуации. Сначала мы идеализировали его и закрывали глаза на отрицательные стороны. И в любви, и в ненависти мы не видели его объективно, в совокупности плохого и хорошего. Вот почему, кстати, говорят, что браки по любви самые недолговечные. И статистика это подтверждает: 86% браков, заключенных по любви, заканчиваются разводом. Так происходит, потому что люди объединяются с иллюзией, с картинкой.

Мы привыкли думать, что конфликт — это однозначно плохо, это стресс и переживания. Но, к удивлению слушателей, у этой формы человеческих коммуникаций есть и положительные стороны. — Это разрядка и снятие напряжения. Взять, скажем, семейные отношения. Как правило, ссоры между супругами приводят к резкому скачку сексуальности. Да и в наших русских традициях обычно как — подрались, потом помирились. Каждый человек, скорее всего, помнит свои ощущения. Когда вы с кем-то поругались, выплеснули все отрицательное, вам становится легче.

Кроме того, в процессе конфликта мы получаем информацию не только о другом человеке, но и о себе любимом. Все мы с вами существуем в этом мире в определенных масках, которые сейчас называются имиджем. Мы выстраиваем свое поведение в зависимости от ситуации. Маска всегда контролируется сознанием. Конфликт же всегда сопровождается эмоциональным возбуждением, которое автоматически блокирует рациональный процесс. Проще говоря, мы перестаем контролировать свое поведение. Именно в конфликте можно увидеть истинное лицо человека.

— Еще один интересный момент — конфликт является мощным объединяющим фактором. Помните знаменитую фразу актрисы Раевской, которая, видя, как шушукаются две актрисы, громко спросила: «Против кого дружим, девочки?» — продолжает Игорь Бринько. — Мне по ходу работы часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в молодой семье резко возрастает конфликтность — только потому, что супруги наконец стали жить одни. Пока они жили с родителями, было против кого объединяться, а когда воевать стало не с кем, начали воевать друг с другом.

Следующий плюс конфликтов — привлечение внимания к проблемам. Если человек чем-то недоволен и молчит, мы не узнаем, что его что-то не устраивает. Конфликт помогает нам определить наболевшие точки, которые надо исправлять. — Наши нереализованные конфликты переходят на другие объекты, — говорит Игорь Бринько. — Есть такая карикатура: начальник ругает своего подчиненного, подчиненный — жену, жена — ребенка, ребенок — собаку, собака кусает начальника, а тот снова срывается на подчиненного. Чаще игнорирование конфликта связано не столько с нашим стремлением сохранить мир, сколько с нашим страхом перед оппонентом, с боязнью проигрыша. Как же вести себя при конфликте?

— Самое главное — эмоционально не входить в вербальную агрессию. Она направлена не на вас. Если идет дождь — он идет не на вас, он просто идет, просто вы оказались на улице в этот момент. Это порой очень трудно, но эмоционально возбужденному человеку всегда надо дать возможность выпустить пар. Разговаривать с ним можно только после этого. Всегда давайте возможность оппоненту объяснить причину его поведения, — советует Игорь Бринько. — Начинайте конфликт с психологических подарков. Признайте свою вину. Если произошла ссора — значит, грехи водятся за каждым оппонентом. Извинитесь, но не за свою позицию, которую вы считаете правой, а за поведение. Это действие, как правило, провоцирует ответное извинение. Можно сказать «Ты в этой ситуации поступил не очень этично», и можно сказать «Ты поступил как идиот». В обоих случаях вы выражаете свое недовольство, но обратная реакция будет разной. Конфликты — это объективное явление нашей жизни. От них не убежать, и нужно учиться с этим жить. Не загонять на задворки, не прятаться, а решать.

— Было очень интересно, — отметила после окончания мероприятия слушательница Ольга. — Прежде всего лектору удалось разрушить многие мои стереотипы. Оказывается, в конфликтах я вела себя с точностью до наоборот, часто переживала, что трушу, не отстаивая свою позицию перед людьми постарше и помудрее. А теперь я вижу ситуацию конфликта иначе. Появилось понимание, как нужно действовать.

Расписание ближайших лекций

15 февраля, среда, 17.00 — цикл «Человек и его возможности». Лекция «Техники развития памяти».

29 февраля, среда, 17.00 — цикл «Наше прошлое и настоящее». Лекция «Захоронения жертв масcовых репрессий в Сибири и за рубежом».

Метки:
baikalpress_id:  16 071