Маршрутки: так жить нельзя

В мэрии в очередной раз поговорили о пассажирских перевозках, но ничего не решили

Рабочее совещание в мэрии Иркутска с участием представителей МЧС, ГИБДД, УФМС и Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) началось с просмотра телесюжетов: «Микроавтобус сбил женщину на пешеходном переходе, у пострадавшей перелом руки», «В рамках акции был задержан водитель маршрутки — наркоман. Водитель кавказской национальности употребил наркотики опийной группы», «На Байкальской перевернулась маршрутка: погибла женщина, четверо пассажиров попали в больницу с серьезными переломами». Последнее происшествие вызвало большой резонанс в Иркутске. Да и в целом картина с коммерческими пассажирскими перевозками в Иркутске складывается удручающая. Представители власти собрались обсудить одну из самых злободневных проблем города и найти пути ее решения.

За год пострадало 70 пассажиров

В начале мероприятия Вячеслав Жилкин, начальник ГИБДД УМВД России по г. Иркутску, привел данные статистики. В прошлом году по вине водителей маршрутных такси произошло 50 ДТП с пострадавшими: 3 человека погибли, 67 получили травмы.

Чиновники признают: основной проблемой по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок является несовершенство нормативно-правовой базы. Приказ № 2, которым руководствуются перевозчики, был издан еще в 1997 году и уже давно морально устарел. Документа, который позволил бы ужесточить работу в направлении пассажирских перевозок, на сегодняшний день не существует. Штрафы, которые накладываются на водителей маршрутных такси, незначительны. Они не способны решить проблему, которая существует не только в нашем городе и регионе, но и в стране.

Не все перевозчики добросовестно выполняют условия лицензирования. Сотрудники ГИБДД неоднократно выявляли факты наличия у водителей чистых путевых листов уже с отметками врача и механика.

На сегодняшний день выход подвижного состава на маршруты города носит уведомительный характер для администрации, а в некоторых случаях автобусы выходят на маршруты, открытые перевозчиками самовольно.

— Ежедневно в отдел транспорта поступает более 10 жалоб от населения, — говорит Виктор Берсенев, начальник отдела транспорта и связи комитета по ЖКХ администрации г. Иркутска. — Люди жалуются на отсутствие автобусов в вечернее время, невозможность уехать в часы пик, плохое техническое состояние транспортных средств. Сегодня с утра поступило пять жалоб на отсутствие тепла в маршрутных такси (на улице стоял 30-градусный мороз — Прим. авт.). Большинство коммерческих автобусов, чтобы получить максимальную прибыль, работают исключительно в часы пик. Из-за большого количества транспортных средств у водителей возникает конкуренция, начинаются гонки на маршрутах, борьба за пассажиров. Последствия всего этого — аварии.

Нужен новый закон?

Как бороться со всеми этими негативными явлениями — вопрос чрезвычайно сложный, требующий детальной проработки. И одними проверками тут не обойтись. «Этим мы лишь бьем по хвостам», — признаются представители Госавтоинспекции.

В конце 2011 года стартовал конкурс для перевозчиков. Но его условия показались перевозчикам неприемлемыми, они пригрозили транспортным коллапсом и подали заявление в УФАС. В итоге антимонопольная служба приостановила проведение конкурса до внесения изменений в документацию.

— Выход я вижу в создании расписания с учетом нашей сети дорог, с учетом требований по безопасности дорожного движения, — говорит Валентина Заморина, руководитель УФАС.

— Понятно одно: дальше так жить нельзя. Ситуация будет только ухудшаться. Нам нужно определиться с условиями работы для перевозчиков, — резюмировал Дмитрий Разумов, вице-мэр администрации Иркутска. — В любом случае должен проводиться конкурс. На входе в рынок у всех перевозчиков должны быть равные условия. После того как предприниматель выиграл конкурс, заключил договор, он должен исполнять договорные обязательства перед муниципалитетом, где четко прописаны состояние транспортного средства и расписание движения.

Перевозчики уйдут в тень

Легальные перевозчики согласны с мнением жителей города и властей, что ситуация, сложившаяся на рынке внутригород- ских пассажирских перевозок, глубоко нездорова, но в концепции развития городского транспорта, представленной город- ской администрацией, видят свою гибель.

— Транспортники видят решение проблемы в повышении цены на проезд, что позволило бы сформировать привлекательные условия для работы водителей, а значит, в итоге повысить культуру и качество обслуживания, — говорит юрист Олег Байдацкий, представляющий интересы нескольких иркутских перевозчиков. — Также повышение тарифов позволило бы частникам заменить подвижной состав на более современный и комфортабельный.

Невозможность уложиться в расписание перевозчики объясняют следующими проблемами: движение в условиях дорожных заторов, отсутствие выделенных полос для движения общественного транспорта, плохое состояние дорог в условиях отсутствия снегоуборочной техники, извечные автомобильные пробки в центральной части города и крупных транспортных развязках, загромождающие остановки общественного транспорта машины личного пользования, а также недостаток подвижного состава и водителей.

— Администрация предлагает: пусть два водителя работают в две смены. Все правильно. Но где взять квалифицированных водителей на зарплату от 5 до 15 тысяч рублей в месяц? Это в лучшем случае при максимально допустимой выработке.

Решение проблемы исключительно в административном ключе серьезно усугубит проблему, уверен Олег Байдацкий. Загнанные в угол и оставшиеся без работы перевозчики будут уходить из легальной сферы в тень.

— Многие из легальных перевозчиков готовы на сегодняшний день покинуть данный вид деятельности, — говорит Олег Байдацкий. — Но решит ли это проблему?..

Загрузка...