Советский фарфор: успевайте покупать

Последний тренд в антиквариате — статуэтки и посуда ушедшей эпохи

В мире антиквариата, как и в любой другой сфере, существуют свои модные течения. Была мода на иконы, подсвечники, самовары и прочие предметы быта. Сегодня один из основных трендов — это фарфоровые статуэтки и посуда эпохи СССР, с 50-х годов по 80-е включительно. Советская символика, высокое качество самого фарфора, изящество и хрупкость предметов, эксклюзивность — совокупность именно этих параметров вынесла фарфор на пик антикварной и собирательской моды. Если вас интересует это течение, если есть желание вложить деньги в вечные ценности либо есть намерение окружить себя экологически безопасными изделиями, то спешите покупать старый фарфор — этих изделий осталось не так уж и много. Внимательно разберите бабушкино наследство — может, среди хлама и ветоши найдутся поистине ценные вещи. Пионер с горном в руках, изящная балерина, забавный козленок — такой фарфор сегодня на пике моды. Он очень востребован и стоит приличных денег.

Рожденные в СССР

Когда началась мода на фарфор? Ответить на этот вопрос наверняка трудно. Наверное, тогда, когда появился сам фарфор. По крайней мере в этом убеждена Юлия Дубровина, коллекционер из Иркутска:

— Как только появился фарфор, нашлись и любители, и собиратели, и ценители. Еще в древние времена в той же Японии фарфоровые изделия очень ценились. И когда они ломались, их скрепляли золотыми пружинками, скобами. То есть золото ценилось меньше, чем фарфор. Поэтому история собирательства фарфора почти такая же древняя, как и история человечества. Что же касается советского фарфора, то, как только началась перестройка и ушла в прошлое огромная эпоха, сразу же возникла и ностальгия по прошлому. Все рожденные в СССР помнят то время, кто-то отчаянно скучает по нему, идеализируя советское прошлое. Наше личное собирательство фарфора началось с 90-х годов, когда все только начинало рушиться, когда закрывались фарфоровые заводы и масштаб бедствия еще никто не мог себе представить. Хотя и в советские времена фарфора было не так уж и много. Из всех наших знакомых фарфоровые статуэтки были лишь в одной квартире. Это были матросик и тигренок. Все! То есть дефицит фарфора наблюдался даже в советские годы, когда работали заводы. И до наших дней не так уж много предметов дожило, особенно если учесть хрупкость этого материала.

В Советской России работало около 300 фарфоровых, фаянсовых, майоликовых заводов, в том числе и знаменитый ЛФЗ — Ленинградский фарфоровый завод, (бывший Императорский фарфоровый завод), и ЗИК — завод имени Калинина. При каждом заводе был свой музей, где хранились все формы и изделия, которые когда-либо выпускались на заводе. На этих коллекциях училась работать молодежь, у большинства заводов были свои профтехучилища. Ученик, подмастерье мог сравнить образцы: то, как получается изделие у него, и то, как это делали старые мастера с золотыми руками. Старики передавали свои секреты, хотя какие-то тайны фарфорового искусства можно постичь только через опыт, ведь глина — материал живой, пластичный, даже немного капризный. Словом, фарфор можно смело отнести к высокому искусству, причем даже тогда, когда выпуск фарфоровых статуэток и посуды был поставлен на поток.

В Приангарье тоже был свой фарфоровый завод — знаменитая Хайта. Хайту называли настоящей жемчужиной России, хайтинский фарфор ценился наравне с кузнецовским и гарднеровским. Но Хайтинскому фарфоровому заводу не удалось избежать участи своих собратьев со всей России — он разорился. В музее насчитывалось 37 тысяч фарфоровых изделий, в том числе и фарфор из-за рубежа, который купец Перевалов, владелец завода, привозил из своих поездок в Китай и Японию.

— Как ни пыталась Хайта выжить, ей это не удалось. Прошлым летом мы ездили туда, посмотрели на выбитые окна в цехах, побывали на свалке, покопались в черепках... — вспоминает Юлия Дубровина. — Все это очень печально.

Советский фарфор делится на несколько категорий. В 20—30-е годы выпускался агитационный фарфор, но он сразу разошелся по коллекциям, в основном иностранным. Сегодня его купить нереально. До Великой Отечественной войны, во время ее или вскоре после Великой Победы было не до фарфора. И только с 50-х годов началось возрождение советского фарфора — в 50-е, 60-е и, конечно, 70-е, когда был самый расцвет фарфоровой промышленности. В 80-е годы производство начало угасать, что в первую очередь сказалось на качестве. В советские годы за качеством следили очень тщательно. За любой огрех могли запросто расстрелять, поэтому фарфор тех лет практически идеален. Сегодня и за качество, и за индивидуальность, и за одухотворенность предметов особенно ценится фарфор именно 50-х годов.

Фарфор советских лет интересен потому, что несет не только художественную, но и социальную и идеологическую ценность. По этому фарфору можно прочувствовать время — по одежде, прическам, сопроводительной атрибутике и аксессуарам. Фарфор в Советской России обычно выпускали сериями, самые известные — «Наши профессии», «Счастливое детство», «Национальные костюмы». Одну и ту же серию могли выпускать разные заводы, поэтому чисто визуально в коллекциях можно было найти отличия — в оттенках цветов, выражении лиц, в каких-то мелких деталях. Самой востребованной, дорогой, редкой является детская серия — фарфоровые ребятишки создавались с вниманием и любовью, и нынешние ангелы, прямо скажем, очень порочно выглядят на фоне советских детей.

Современного фарфора просто нет

Еще одно достоинство советского фарфора — экологичность. Коллекционеры утверждают: то, что сегодня под видом фарфора продается в магазинах, — это подделка, ненастоящий фарфор, даже если на этикетках пишут обратное. Фарфор получают путем высокотемпературного обжига смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Продаваемое в современных магазинах — это, скорее, стеклофарфор, в который намешано много дешевого кварца. Простой тест на подлинность изделия: фарфором порезаться невозможно, изделиями из стеклофарфора — запросто.

Главная опасность такой посуды — это невылежанная глина и химические краски. Чтобы из глины ушли тяжелые металлы, ртуть и прочие вредные примеси, после карьера глина должна отлежаться, созреть. На это надо 30—40 лет. Данную технологию сейчас почти никто не соблюдает. Ну а про современные краски даже и говорить не надо, настолько они вредны для человеческого организма. Если раньше для росписи изделий использовались украинские природные краски, то сегодня сплошь китайские — химические, ненатуральные.

— Все, кто осознал ценность здорового образа жизни, пьют чай, едят исключительно из старой фарфоровой посуды. Особенно это показано тем, у кого больной желудок, кишечник, а также детям и пожилым людям. Про хайтинский фарфор всегда говорили так: его нельзя испортить, окрасить, ввести в него вредную примесь, его можно только разбить. Каолин, содержащийся в хайтинском фарфоре, дающий белизну, прозрачность, легкость, химически нейтрален. Он не вступает в реакцию с пищей, с горячим, то есть абсолютно безвреден. Он ничего не дает от себя и ничего не принимает. Мы сами пользуемся только хайтинским фарфором. Если купить столько фарфоровой посуды на всю семью не получится, то нужно перейти хотя бы на стекло, но обязательно ничем не окрашенное.

Для коллекционеров времена благодатные

Современный рынок антиквариата, увы, не сможет насытить потребность людей в экологической посуде. А вот в смысле собирательства сейчас самое благодатное время.

— Фарфоровый рынок уже устоялся, — заключает Юлия Дубровина. — Самое ценное давно разошлось по самым богатым рукам, более распространенные вещи коллекционеры сейчас активно покупают. Когда при Свердловском рынке работал блошиный рынок, там продавалось много интересных вещей, разного старья. Сейчас фарфор в Иркутске можно купить в антикварных лавочках, но часто бывает и так, что самые интересные экземпляры прямым ходом едут в Москву.

Стоимость фарфоровых изделий зависит от нескольких факторов: от возраста, сохранности и тиража. Особую ценность представляют так называемые трудно сохраняемые статуэтки — те, что имеют много выступающих деталей. Царапины и сколы, конечно, несколько снижают ценность, но старая, редкая вещь, даже склеенная, имеет большую цену.

Если вас заинтересовала тема советского фарфора, имеет смысл разобрать бабушкино или дедушкино наследство. Одна из наших читательниц переехала в квартиру своей умершей родственницы и сразу же вычистила ее от хлама. Но среди хлама было много старинных вещей, в том числе и советского фарфора, столь востребованного сегодня на рынке антиквариата. Девушка кусала локти, но вернуть уже ничего было нельзя — судьба фарфоровых голубков и куколок, вынесенных на помойку, скорее всего, печальна. А ведь среди них наверняка были и кузнецовские тарелки, и чашки бывшего Императорского фарфорового завода, и кое-что от Хайтинского фарфорового и Ангарского керамического заводов. Да-да, этот завод когда-то выпускал не только унитазы, но и статуэтки, правда очень небольшими партиями.

Загрузка...