Что с туалетами?

Согласно СанПиНу количество уборных на улицах Иркутска должно быть по меньшей мере в 15 раз больше

Не так давно прогрессивная часть человечества отметила Всемирный день туалетов, а Международная организация объединенных наций даже выступила с посланием, призвав правительства стран — членов ООН уделять большее внимания проблеме доступа к уборным. А как обстоят дела с общественными туалетами на улицах Иркутска? По итогам праздника, пусть и невеликого, мы озадачились столь деликатным вопросом.

Вместо шестисот лишь сорок

Итак, что мы имеем? Два широко известных в народе муниципальных туалета на бульваре Гагарина и на улице Пролетарской, третий год находящихся на реконструкции. Стандартные кабинки биотуалетов, готовые принимать клиентов только летом. Модули-павильоны, чьи двери в большинстве своем, увы, всегда закрыты. И новичок в лице муниципального стационарного туалета, который появился год назад возле здания городской администрации. Плюс уборные локального значения — в зданиях аэропорта и железнодорожного вокзала, в крупных торговых центрах, во Дворце спорта. Прямо скажем: не разгуляешься.

А нормативы вместе с тем достаточно суровы. Так, согласно правилам СанПиНа, которые были установлены в далеком 72-м году, на тысячу горожан полагается один туалет. Путем нехитрых арифметических действий несложно подсчитать: по-хорошему, на улицах Иркутска должно стоять порядка шестисот общественных уборных. Сейчас, по информации администрации Иркутска, в общей сложности таковых порядка сорока. Причем зимой из них работают далеко не все.

— Да, проблема есть, мы о ней знаем. Однако вплотную заняться данным вопросом — организацией туалетного обслуживания населения — мы сможем, думаю, не ранее 2013 года, — комментирует ситуацию Вячеслав Чупров, заместитель начальника отдела санитарного состояния администрации Иркутска. — На сегодняшний день в Иркутске есть ряд первостепенных проблем, которые требуют незамедлительных решений. Работая планомерно, поэтапно, мы обязательно доберемся и до этого вопроса.

Закон суров: платите штраф!

Однако если в самом центре города вопрос с туалетами худо-бедно решается, то за его пределами проблема стоит остро. Так, например, на все Ново-Ленино нет ни одной общественной уборной. Отсутствуют уличные туалеты на Байкальской, на Советской, на улице Декабрьских Событий... Отсюда возникает закономерный вопрос: а что же делать, коль приспичит?

По сути выхода лишь два: либо, полагаясь на гостеприимство, стучаться в двери офисных центров или, скажем, госучреждений, либо же искать укромный уголок. Последнее, впрочем, не сулит хорошего. Мало того что вас могут застигнуть врасплох, так еще могут наказать. Недаром в областном законе об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка столь деликатному вопросу посвящена статья под номером 7 — «Отправление естественных надобностей человека в общественных местах». Нарушение предусматривает наказание в виде штрафа от 300 до 500 рублей.

Так, с начала года только в административную комиссию по Кировскому и Куйбышевскому районам города поступило 1608 протоколов по той самой статье под номером 7. Правда, по оценке ответственного секретаря Андрея Маркелова, лишь 5% от общего количества подобных нарушений можно отнести к разряду фатальных случайностей. В остальном же бескультурье и банальное хулиганство. — Да, я согласен, туалетов на улицах Иркутска не хватает. Но другой вопрос в том, что и менталитет российского человека зачастую не позволяет прибегать к платным туалетам, тогда как можно и по старинке. Увы, но культура населения оставляет желать лучшего.

Право на туалет

Между тем отсутствие общественных туалетов можно трактовать и как нарушение прав человека. И есть прецеденты, когда вместо штрафов за подобные вольности люди получали компенсацию.

— В данном случае речь идет о 21-й статье Конституции РФ, которая говорит о том, что достоинство личности охраняется государством: ничто не может быть основанием для его умаления, — комментирует Владимир Ковалев, начальник информационно-правового отдела аппарата уполномоченного по правам человека Иркутской области. — Наличие такого права означает, что государство, в том числе и муниципальные органы, должно принимать все меры к тому, чтобы ничто не давало повода для умаления личности гражданина. Тот факт, что человек не имеет возможности цивилизованным путем справлять свои естественные надобности, — это, безусловно, унижение его человеческого достоинства. Каждый, кому приходилось искать укромное местечко, стыдливо оглядываясь по сторонам, с такой постановкой вопроса согласится.

«Ну а что, мы не люди?»

Искать укромное местечко приходится и водителям маршруток и автобусов, причем ежедневно. Отсутствие туалетов на конечных остановках общественного транспорта ставит их в весьма щекотливое положение.

— Нет, ну это безобразие! — жалуется одна из жительниц дома № 4 микрорайона Первомайского. — У меня окна выходят на остановку, и я всякий раз вижу, как водители справляют нужду без всякого стеснения. Когда за автобус спрячутся, а когда и у ограды школы стоят.

Сами же водители лишь разводят руками: мол, мы бы и рады, да только где?

— Ну а что мы, не люди? Нам что, извините, по нужде-то не надо? — задается риторическим вопросом водитель автобуса № 24 по имени Иван. — Да, нехорошо. Ну а как иначе-то?

Надо подождать

О бедственном положении водителей и не менее бедственном положении людей, живущих в непосредственной близости от злополучной остановки, в администрации Иркутска известно давно. Более того, чуть более года назад в ответ на возмущенное письмо жителей дома № 4, опубликованное на страницах нашей газеты, представители городских властей заверили: работы по благоустройству конечной остановки непременно будут сделаны. В частности, организуют места для отдыха водителей, озеленят территорию и поставят биотуалеты, на что предусмотрено 3 миллиона рублей. Однако в итоге воз и ныне там.

— Ну и где эти туалеты? — удивляются жители. — Водители как ходили, так и ходят...

— Да, пока, к сожалению, это остается проблемой, — подтверждает Алексей Колмаков, заместитель председателя Ассоциации автотранспортных предприятий Иркутска. — Нет выстроенной системы, нет отлаженного механизма. В частности, так, например, и неясно, кто и за чей счет должен ставить туалеты. А дело это между тем недешевое — обслуживание лишь одной кабинки обходится в 18 тысяч рублей ежемесячно.

— Проблема, безусловно, требует комплексного решения. Пока, к сожалению, взять на себя установку и обслуживание туалетов на остановках города бюджет просто не в силах, — добавляет Вячеслав Чупров, заместитель начальника отдела санитарного состояния администрации Иркутска. — Думаю, в 2013 году, когда мы вплотную возьмемся за решение вопроса, система будет выстроена. А пока водителям и местным жителям не остается ничего другого, как немножко подождать. До 2013 года.

Между тем

Несколько лет назад попытку отстоять право на туалет предпринял один из водителей автобуса в Екатеринбурге. Невозможность пользоваться уборными из-за отсутствия таковых на конечных остановках он счел как оскорбление чести и достоинства. В итоге водитель подал иск на автопредприятие, потребовав установки туалетов. Арбитражный суд иск удовлетворил, а федеральный отменил. В итоге за защитой прав водитель обратился в Страсбургский суд по правам человека. Правда, чем дело кончилось, так и неизвестно.

Загрузка...