«Невозможно уехать!»

В Иркутске значительно уменьшилось количество маршруток

Жители отдаленных районов Иркутска уже давно обратили внимание на то, что в утренние и вечерние часы практически невозможно выехать в центр. Надо простоять час, а то и полтора в очереди, выдержать битву за место в маршрутке — и это еще не самое худшее. Есть и такие районы, где маршрутки начинают ходить только с 10 утра, а работать прекращают в восемь-девять вечера.

Битва за место

Сейчас проблем с транспортом, наверное, нет только в центре города и ближайших районах. На нехватку маршруток и долгое ожидание транспорта в часы пик жалуются жители Синюшиной Горы, Университетского, Ново-Ленино и Иркутска II. Сложно уехать из центра в Жилкино, в микрорайоны Топкинский, Зеленый.

К примеру, жители микрорайона Синюшина Гора в будние дни по утрам наблюдают одну и ту же безрадостную картину. Вначале огромная толпа людей очень долго, в течение получаса, а то и часа, ждет маршрутку. Когда микроавтобус появляется на остановке, начинается жуткая давка.

— Практически невозможно в 8—9 утра уехать в город. Это катастрофа! — говорит Наталья Николаевна, жительница Синюшиной Горы. — Поэтому мы встаем очень рано. В 7 утра еще можно уехать, а потом все, бесполезно.

Аналогичная ситуация в Университетском и Первомайском. — У нас из Университетского невозможно уехать, — говорит жительница этого микрорайона, Ольга. — Рано утром и поздно вечером на 61-ю маршрутку выстраивается огромная очередь. Стоим по часу в ней. Маршрутки просто не хотят утром ездить. Как только утро морозное, они уже все, не выходят на маршрут. Начинают нормально ходить только с 10—11 часов. У нас люди жаловались, но толку никакого. Им ответили, что очень много 61-х маршруток в Университетском зарегистрировано, больше 50 машин. Но их у нас нет! Они не ходят. Поэтому у нас невозможно сесть ни на 61-ю, ни на 84-ю, чтобы утром уехать. Из-за этого мы каждый день опаздываем на работу.

По словам жителей Университетского, такая ситуация возникла после того, как примерно три или четыре года назад с этого направления убрали маршрутки № 4. Посчитали, что этот маршрут будет неэкономичным. Теперь, как говорится, пожинают плоды. А в целом за нынешний и прошлый годы в городе прекратили перевозку пассажиров по нескольким маршрутам, количество машин на многих направлениях уменьшили. К примеру, все в той же Синюшиной Горе года два-три назад было 60 маршруток № 10, сейчас их 32. Для многих жителей микрорайона выход один: брать такси. Но каждый день на них не наездишься. Дорого все-таки.

Уходят из профессии

Как рассказали руководители транспортных предприятий, нездоровая ситуация с общественным транспортом, в частности с маршрутками, возникла из-за резкого снижения их количества. В последнее время все больше водителей маршруток уходит из профессии. Прежде всего это связано с невысокой оплатой труда и отсутствием нормальных условий для работы.

— В среднем маршрутчики получают от 15 до 20 тыс. рублей в месяц. Это, конечно, примерно. Если проработал больше часов — получил немного больше. Почти у всех водителей есть семья, дети, квартиры снимают. Как можно на эти 15—20 тысяч прожить? — говорит Сергей Черепанов, директор ООО «Бригада».

Повысить зарплаты водителям руководители не могут, потому что зарплата водителей зависит от выручки. А она, в свою очередь, напрямую связана с ценой на проезд, которая в Иркутске, несмотря на инфляцию, в том числе на рост цен на бензин, не меняется в течение трех лет и составляет 12 рублей. Стоимость проезда совершенно не окупает затраты на перевоз пассажиров, утверждают транспортники. Одним словом, коммерческие перевозки пассажиров становятся нерентабельным бизнесом.

«Поднять стоимость и продлить часы работы»

Алексей Колмаков, заместитель председателя Ассоциации автотранспортных предприятий Иркутска, депутат думы города, считает, что проблему может решить повышением стоимости проезда. Однако сделать это непросто.

— Если бизнес не поспевает за инфляцией, то он умирает. Несколько лет назад глава города регулировал стоимость коммерческих перевозок в соответствии с инфляцией, сегодня — служба по тарифам. Нежелание властей поднимать цены на проезд можно понять. На изменения ценовой политики в общественном транспорте люди очень болезненно реагируют, даже больше, чем при повышении стоимости продуктов, бензина. Власти опасаются народного негодования, социального напряжения, — говорит Алексей Колмаков. По его словам, чтобы уменьшить социальное напряжение, можно сделать гибкую ценовую политику и увеличить стоимость проезда только в вечерние часы. К примеру, поднять цены до 20—25 рублей. В таком случае у маршрутчиков будет стимул работать после 9 часов вечера. Сегодня рабочее время водителей микроавтобусов заканчивается в 21.00 или 21.30.

— Если не повышать стоимость проезда, а просто увеличить время работы маршруток, то предприятия просто понесут большие убытки, и такие примеры у нас уже есть, — отметил депутат.

Еще два года назад депутаты города предлагали повысить стоимость проезда в общественном транспорте до 15 рублей — согласно себестоимости затрат на перевозку пассажиров, однако информация о предполагаемом повышении дошла до населения, которое восприняло ее очень негативно.

Алексей Колмаков рассказал, что в декабре нынешнего года дума планирует принять концепцию развития общественного транспорта Иркутска.

— Мы надеемся навести порядок в сфере общественного транспорта, в том числе в коммерческих перевозках. В частности, планируем перевести большую часть транспорта на автобусы большой вместимости. Маршрутки останутся, но они будут больше по своим габаритам, станут более вместительными. Предполагается также сделать систему коммерческих перевозок более эффективной, на менее заполняемых направлениях уменьшить число транспорта, а на более рентабельных увеличить. Рассматривается также вопрос выделения дотаций из бюджета коммерческим транспортным предприятиям для обновления парка и в целом для улучшения качества перевозки пассажиров, — сообщил депутат.

Метки:
baikalpress_id:  24 408