Уроки мастерства

«Электриками не рождаются, ими становятся» — так считают специалисты областной энергокомпании

Институт наставничества в недавнем советском прошлом был непременным элементом системы профессионального становления молодых специалистов на любом крупном предприятии. К сожалению, эта система введения в специальность новичков на производстве незаслуженно забыта. А ведь в этом социалистическом штампе содержится глубокий ментальный смысл: так естественно и понятно, когда неопытный специалист попадает под крыло зрелого, знающего не понаслышке о всех технологических и организационных тонкостях мастеру. Особенно это важно в энергетике, когда электричество в один момент может превратиться из полезного друга в смертельно опасного врага. В ОГУЭП «Облкоммунэнерго», в последние годы взявшего курс на модернизацию, не забывают о положительном опыте прошлого. Тем более что на предприятии трудится немало замечательных специалистов, которые умеют справляться с трудностями и обладают талантом передавать свое мастерство молодому поколению.

Стимулирует к повышению квалификации

Большинство сотрудников энергетического предприятия, с которыми нам удалось поговорить, начинали свою рабочую деятельность совсем юными. И каждый сохранил память о том, как невероятно трудно было постигать электросетевую науку, не имея за плечами ни малейшего опыта.

— Я никогда ничего не добился бы, если бы мне в свое время не помогли знающие люди, — признается Владимир Иванов, начальник Баяндаевской РЭС. — Я начал работать электромонтером сразу после школы. Понятно, что опыта никакого, но желание разобраться, как работают сети, присутствовало.

Стремление постичь премудрости профессии и грамотная помощь старших потихоньку вели Владимира Иванова по карьерной лестнице. Когда в 1984 году он заступил на должность начальника, его наставники отправились на пенсию, оставив участок в надежных руках. — Старые кадры ушли, а я остался с молодым коллективом. И, знаете, с ребятами мне повезло. Все, кого я обучал, остались работать. Текучки кадров у нас никогда не было, — вспоминает начальник участка.

Владимир Викторович оправдал доверие. Рьяно взявшись за дело, он совершил едва ли не подвиг. В сложное для страны время — в конце 80-х — начале 90-х — смог организовать ремонт ветхих баяндаевских сетей. Его сотрудники поменяли линии, установили 12 новых трансформаторных подстанций. И если до ремонта, когда сети выходили из строя, электричества у жителей не было помногу часов, то после ремонта люди сильно удивлялись, когда свет изредка пропадал на 15—20 минут.

— Наш Баяндай растет. Одновременно увеличивается потребность в электроэнергии, — продолжает Владимир Иванов. — Мы должны шагать в ногу со временем, ремонтировать изношенные сети, увеличивать мощности. У меня маленький коллектив, 12 человек, но очень дружный, слаженный.

В прошлом году за успешную работу Владимиру Викторовичу вручили почетную грамоту от губернатора. От районной администрации грамоты поступают каждый год. Мэр благодарит начальника РЭС за бесперебойное электроснабжение и недопущение аварий.

— Владимир Викторович всегда стремится к повышению квалификации, — рассказывает коллега Николай Ильич Невидимов, инженер по технике безопасности, — и свой персонал стимулирует к тому же. На нашем участке нет ни одного электромонтера 3-го разряда, у всех 4-й или 5-й. Каждый из них может заменить другого, если возникла авария. У нас нет такого — «Это не мой участок, я там ничего не понимаю». Любой наш электромонтер может пойти и все исправить. В результате аварии устраняются в кратчайшие сроки.

Добрые слова

Помогли тебе — помоги другим. Большинству сотрудников энергетического предприятия об этом не надо напоминать. Помощь молодым ребятам для них — естественный процесс. Инженер отдела развития Саянских электрических сетей Надежда Денисенко начинала свою рабочую деятельность с должности электромонтера. Когда, будучи молодой девушкой, Надежда Алексеевна пришла работать на подстанцию «Тяговая», то коллеги-мужчины отнеслись к ней без предвзятости и охотно научили всему, что знали сами.

— Особых подвигов мы не совершаем, но наша деятельность сегодня очень важна, — рассказывает инженер. — Работаем с населением, принимаем от людей жалобы о потерях напряжения в сетях. Сейчас ведь у граждан очень много бытовой техники, отопительных приборов. Электросети не рассчитаны на такую нагрузку. Они ведь раньше строились, если сказать условно, под лампочку Ильича. После обращения людей мы выезжаем на место, все исследуем, а потом решаем, какие меры нужно принять, чтобы исправить ситуацию. У Надежды Денисенко имеется немало грамот и благодарностей за многолетний и добросовестный труд. К специалисту с большим стажем работы часто посылают молодые кадры.

— Современная молодежь приходит к нам уже с базой знаний, у всех высшее техническое образование. Молодые все схватывают очень легко, быстро осваивают компьютерные программы, — говорит Надежда Алексеевна.

Знание — это одно. Но психологический комфорт и желание трудиться на новом месте тоже немаловажный фактор.

— В 2009 году вместе с мужем-военным я приехала в Сибирь издалека, — рассказывает Мария Людвиг, инженер ПТО. — На новом месте всегда тяжело, тем более если рядом нет ни друзей, ни родных. Надежда Алексеевна мне так помогла, что трудно оценить всю величину моей благодарности этому человеку. Когда встречаешь таких людей — добрых, чутких, позитивных, — они становятся роднее всех родных.

По мнению коллег, лучшего наставника, чем Надежда Алексеевна, быть не может. Она прошла путь от электромонтера до инженера, поэтому в электротехнике для нее нет темных пятен. Своими знаниями Надежда Алексеевна щедро делится с молодыми специалистами.

— Надежда Алексеевна всегда находила нужные слова, чтобы приободрить, — продолжает Мария Людвиг. — Работая под началом этого чудесного человека, я не хотела уходить, когда меня пригласили в другой филиал. Но Надежда Алексеевна сказала: «Иди, Маша, тебе нужно развиваться».

Заражает примером

В филиалах Облкоммунэнерго можно встретить людей, у которых есть чему поучиться не только молодежи, но и руководителям с многолетним стажем.

— В 22 года я неожиданно для себя был назначен начальником РЭС, — вспоминает Дмитрий Якимов, технический директор Черемховского филиала. — Было очень тяжело, но постепенно втянулся. В 2007 году был назначен главным инженером.

За 20 лет работы Дмитрию Якимову довелось обучать многих монтеров. Среди своих учеников он выделяет Вячеслава Зайцева, грамотного специалиста, которому нет цены во время аварий; Ивана Онищенко, пришедшего работать простым монтером, но благодаря своей старательности и исполнительности ставшего начальником Западного РЭС; начальника Свирского РЭС Сергея Татаринова, который начинал с контролера, потом стал мастером и в итоге вывел довольно слабый участок на достойный уровень.

— За 20 лет моей работы самая сложная авария произошла 29 апреля этого года во время неожиданной снежной бури, — продолжает Дмитрий Якимов. — Мы двое с половиной суток не ели и не спали. Весь район был обесточен. Люди трудились в тяжелых условиях. Снега, как вы помните, нападало тьма. Но аварию нам удалось ликвидировать, я считаю, настолько быстро, насколько было возможно в той ситуации.

За преодоление последствий чрезвычайной ситуации технический директор Черемховского филиала был награжден грамотой губернатора. Также у Дмитрия Андреевича имеется грамота от первого лица области за достижения в труде во благо Иркутской области. ОГУЭП «Облкоммунэнерго» неоднократно премировало ценного специалиста денежными премиями.

— Без Дмитрия Андреевича не проходит ни один прием на работу нового персонала, — рассказывает Маргарита Тищенко, начальник производственного отдела. — Он словно рентген — видит людей насквозь. Это наш главный генератор идей. Допустим, надо оптимизировать работу. Он соберет специалистов, выслушает все доводы и примет верное решение. Ему не зазорно надеть рабочую форму и вместе с монтерами претворять свои идеи в жизнь. Его энергия передается окружающим. Видя, как трудится руководитель, наши работники тоже стараются не ударить в грязь лицом.

Требователен, но справедлив

Некоторые сотрудники филиалов Облкоммунэнерго не признают понятия «заслуженный отдых». Да и как они могут уйти на пенсию, если внутри кипит энергия, а ценный опыт необходимо передавать молодому поколению, которому будет непросто справиться с новыми обязанности без крепкого плеча человека старой закалки. Главный инженер филиала «Тайшетские электрические сети» Вячеслав Иванович Ватулин работает с Облкоммунэнерго со дня его образования в 1969 году.

— Самый запоминающийся случай произошел лет пять-шесть назад, — вспоминает главный инженер. — В разгар зимы, когда температура доходила до -40 градусов, у нас вышла из строя трансформаторная подстанция. Вся южная часть города была обесточена. Была угроза размораживания системы отопления. Это только потом мы выяснили, что у одного из трансформаторов был заводской брак. А для того чтобы это узнать, нужно было его отправить в Иркутск на исследование. В то же время было необходимо что-то делать с электроснабжением Тайшета. Мы перераспределили мощности, подлатали старенький трансформатор, который исправно отслужил до появления нового. В результате серьезная авария прошла для города без тяжелых последствий.

Многолетний добросовестный труд и высокий профессионализм Вячеслава Ватулина были не раз отмечены директорами энергетического предприятия и представителями различных ведомств. В архиве главного инженера целая коллекция грамот и благодарственных писем от губернаторов, мэров и министерства жилищного хозяйства в разные годы.

Уже несколько десятков лет Вячеслав Иванович работает с молодыми специалистами и отмечает, что добросовестная молодежь, которая стремится к профессиональному росту, была и раньше, но не меньше ее и сейчас.

— У меня было много талантливых учеников, — рассказывает главный инженер. — Один из них, Виктор Анатольевич Платонов, стал начальником нашего филиала. Начинал он с работы на отдаленном участке в поселке Шиткино. Постигал всю специфику нашей работы на месте. Спокойный, исполнительный, он пытался вникнуть во все нюансы. Такое отношение к работе, я думаю, и является залогом успеха.

— На сегодняшний день это старейший работник предприятия, — рассказывает Александр Михайлович Заика, глава администрации г. Тайшета, бывший директор Тайшетских электрических сетей. — Такие люди, как Вячеслав Иванович, являются по-настоящему незаменимыми сотрудниками.

Сам Александр Михайлович пришел работать на предприятие в 27 лет и сразу попал под начало Вячеслава Ватулина.

— Вячеслав Иванович — требовательный наставник, — вспоминает бывший директор. — Но это мудрая требовательность, которая стимулирует твое желание трудиться и профессиональный рост. После общения с сотрудниками филиалов Облкоммунэнерго осталось светлое чувство. Отрадно, что о нашем энергоснабжении заботятся такие позитивные, ответственные люди. Свою любовь к профессии, блестящие знания они передают молодым специалистам. Кто-то учит строго и требовательно, а кто-то берет добротой и участием. Но есть у наших героев нечто общее. Это огромная благодарность учеников своим мудрым учителям.

Через месяц энергетики будут отмечать профессиональный праздник. Хочется поблагодарить их за воспитание достойной смены, за вклад в нашу повседневную жизнь, за терпение и героизм.

Метки:
baikalpress_id:  15 704