«За родину обидно!»

Лишь пятая часть байкальских сувениров — местного производства

Иностранные туристы в качестве сувенира из России обычно привозят домой русскую матрешку. Этот российский бренд прочно вписался в сознание многих людей, вместе с водкой, балалайкой и валенками. Туристы же, приезжающие отдыхать на Байкал, приобретают в сувенирных лавках и магазинчиках самые разнообразные произведения местных умельцев. Это может быть все что угодно — от открыток и магнитов с видами Байкала до туесков с кедровыми орешками или омулем. Единого бренда у сувенирной байкальской продукции нет. А нужен ли он Байкальскому региону и какова в целом ситуация с сувенирной продукцией в Иркутской области — об этом мы поговорили с мастерами, художниками, представителями сувенирных компаний.

Царя поместили в кристалл

Одно из немногих иркутских предприятий, осваивающих нелегкий рынок сувенирной продукции, — компания «АКС». Ее ассортимент отличается приятным разнообразием: здесь и открытки, и магниты, и наклейки, и изделия из стекла, скульптуры из полимерных смол, медали, ордена, знаки, значки и бизнес-сувениры. Байкальские сувениры компания предлагает в различном ценовом диапазоне — от 45 рублей до 3 тыс. рублей, а то и выше.

— Мы уже работаем на рынке более пяти лет, — говорит директор компании «АКС» Игорь Додонов. — Все сувениры придумываем сами. У нас очень хорошие дизайнеры, художники, которые разрабатывают эскизы сувениров.

В офисе компании — байкальские сувениры из самого разного сырья: из металла, кристалла, камня и других материалов. В последнее время у мастеров очень популярна двухкомпонентная смола, или полистоун. Этот материал, как хамелеон, может имитировать и дерево, и пластик, и камень.

— Это более дешевый материал, — объясняет Игорь Додонов. — Например, керамика или дерево — это сырье в основном для штучных сувениров, а полистоун позволяет делать изделия серийно. Конечно, есть талантливые мастера, работающие в народных промыслах, но их продукция — это штучный товар. А здесь можно поставить изделия на поток.

Из последних сувениров, наверно, самыми яркими и необычными можно назвать те, что были изготовлены к 350-летию Иркутска. Игорь Додонов с гордостью показывает макет шпиля на иркутской набережной, на месте которого сейчас стоит памятник Александру III. Это наш ответ индустрии копий Эйфелевой башни, популярного французского сувенира. Шпиль сделан в форме кристалла, а внутри размещена фигурка Александра III, созданная при помощи объемной графики. Название сувенира отражает его содержание: «Объединяя поколения, создаем будущее». Очень креативная вещица. Специально для юбилея города АКС выпустила и серию сувениров первооткрывателям Сибири, и забавную валюту — монету «один бабр».

Нужен единый бренд?

Если компаний, которые работают в сфере изготовления байкальских сувениров, очень немного, то непосредственно художников, дизайнеров, ювелиров, мастеров народных ремесел в Иркутске и ближайших городах области, наверно, больше, чем в других регионах. Например, известный иркутский ювелир Аркадий Лодянов имеет самое непосредственное отношение к брендам региона и байкальским сувенирам. В частности, в 2006 году он сделал из нефрита герб города Иркутска, который был установлен в городе-побратиме Шэньяне. Супружеская пара Елена и Игорь Таволжанские, наверно, самые популярные мастера глиняной игрушки в Иркутске. Их байкальские сувениры покупают туристы со всего мира. Даже термин «тальцинская игрушка» появился во многом благодаря Таволжанским. Долгое время их гончарная мастерская и одновременно магазин в этнографическом музее «Тальцы» была самым популярным местом для приобретения сувениров у гостей города.

Многие художники и дизайнеры уверены: нашему региону нужен сувенир, который стал бы единым брендом, неким аналогом русской матрешки. Причем, говорят мастера, придумать такой брендовый сувенир несложно — это может быть, к примеру, бабр или нерпа. Но вот сделать его таким же популярным, как матрешка, сложно, потому что в регионе по большому счету нет развитой индустрии сувенирной продукции, как была в советские годы. По словам Аркадия Лодянова, сувениров много, но 80% произведены в Китае:

— Для туристов это неплохо, а вот за Родину обидно. На Байкале летом отдыхает больше россиян, чем иностранцев, среди которых много людей со средним достатком, поэтому дешевые китайские сувениры их более чем устраивают. Туристы в основном покупают сувениры стоимостью от 50 до 200 рублей. Нам, для того чтобы продавать байкальские сувениры по таким ценам, необходимо развитое промышленное производство, использующее высокие технологии, нужны высокообразованные, знающие свое дело художники, хорошо обученные мастера, богатая сырьевая база. Одним словом, необходима развитая индустрия сувенирной продукции. Байкальский сувенир, по мнению мастеров, должен не только символизировать знаковые места и достопримечательности озера, но также отражать историю, культуру, этнографию этой местности. Ведь в первую очередь туристы едут за экзотикой, чем-то уникальным, необычным.

Известная художница Анжелика Алсаткина, создающая декоративные произведения по мотивам легенд и обрядов бурятской культуры и шаманизма, уверена, что байкальский сувенир обязательно должен быть с национальным и этнографическим колоритом. — Например, у бурят каждая местность имеет своего хозяина, покровителя, шамана, то есть сказочную, мифологическую основу. Все обожествленное, одухотворенное — любое дерево, камень — везде есть некое ощущение чуда. Это же благодатная тема для местных сувениров и развития туризма на Байкале! Нужно вчитываться в этнографию, ведь там сюжеты — пышным цветом, десятка жизней не хватит, чтобы реализовать все эти творческие идеи, переплавить через себя и что-то новое создать.

Загрузка...