«Наши зайцы»

Недоучившиеся осужденные вновь садятся за парты

Здесь не услышишь звонкого смеха, не увидишь беготни по коридорам, детских скачек и всего того, что так привычно наблюдать в школах. В этом образовательном заведении учатся только взрослые. Осужденные. Они внимательно читают учебники, кропотливо пишут в тетрадях, задумчиво смотрят на классную доску, решая очередную задачу. За всеми передвижениями по школе четко следит дневальный. Так выглядит школа, а точнее учебно-консультационный центр в ИК-4 поселка Плишкино. Своих подопечных учителя ласково называют «наши зайцы».

Гранит науки

В 2006 году в исправительном учреждении ИК-4 был организован учебно-консультационный пункт. С каждым годом количество классов, равно как и число учащихся осужденных, неизменно растет. По закону все лица до 30 лет, оказавшиеся в местах лишения свободы, обязаны получить полное среднее образование. Остальные — по желанию. Сейчас в школе обучаются 180 человек, с 6-го по 12-й класс. Каждый день они садятся за парты и грызут гранит науки. Все учащиеся распределены по классам в зависимости от уровня знаний.

Преподаватели свою работу знают, к необычному контингенту давно привыкли и находят с ним взаимопонимание. Каждый год сохраняется тенденция — некоторые осужденные учатся с большим желанием, однако находятся и те, у кого наблюдается полное отсутствие тяги к знаниям. Правда, как показывает практика, так бывает только в первые недели учебы, затем учащиеся начинают входить во вкус, проявляют интерес и подтягиваются к остальным.

— Как правило, поступают осужденные из разных слоев населения. Кто-то в свое время периодически бросал школу, кто-то не учился вовсе, поэтому уровень у всех низкий. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы убедить осужденных в необходимости повышения образовательного уровня. Ведь без образования они не смогут в дальнейшем трудоустроиться и наладить свою жизнь, — говорит Николай Бардаханов, исполняющий обязанности начальника ИК-4. — В нашем исправительном учреждении около 20% всех осужденных получают образование в школе.

Включить мозги

Как отмечают педагоги, в отличие от простой школы здесь не бывает проблем с дисциплиной, поскольку контингент достаточно взрослый и серьезный. Осужденные внимательно слушают педагога, повторяют заученные фразы на английском языке, несмело отвечают на вопросы по истории, теряются при решении логических задач: какая вода стоячая, какое дерево не отбрасывает тени?..

Некоторые осужденные, похожие на обычных робких подростков, тихо просят учителя помочь в решении задачи. Однако послабления нет никому. Перед педагогом все равны.

Как отмечает Надежда Дубровина, заведующая УКЦ, в школе работает молодой, продвинутый, мобильный коллектив. Здесь каждый себя чувствует учителем в полном смысле этого слова.

— В основном осужденные приходят к нам педагогически запущенными. Кто два, кто 15 лет не был в школе. Они очень тяжело привыкают, приходится по нескольку раз повторять один и тот же материал. Это отличает их от обычных школьников. Дети, как губка, впитывают знания, а здесь ученики плохо усваивают, на следующий день могут и не вспомнить пройденный материал. Следует все разжевать, — рассказывает Надежда Дубровина. — В первое время расшевелить их было целое дело. Часто бывают истерики, плачут, не хотят заниматься, спрашивают, зачем им это нужно. А через неделю-другую втягиваются, включают мозги. Самое главное — расшевелить, направить, оживить, найти искру в каждом.

Как правильно завязать галстук

Школьникам не дают домашнего задания. Все тетради прошиты и пронумерованы. Начальники отрядов могут в любой момент проверить письменные принадлежности. Наказанием за плохую успеваемость служит двойной объем заданий, которые нужно решить. В школе есть компьютеры, виртуальная лаборатория (химические препараты давать в руки нельзя). На литературе вместо чтения книг смотрят фильмы по произведениям классиков. В учебном центре постоянно проводятся различные мероприятия — вечер романса, День учителя, юбилей учебного центра и др.

— Мы следим, чтобы ученики были чистыми, опрятными, стыдим их за неаккуратность, поскольку они являются лицом школы, — говорит Надежда Дубровина. — Даем им мастер-классы по эстетике и красоте, тренинги: как правильно завязать галстук, изменить походку, быть галантным, как составить резюме, различные заявки и прочее. Из замкнутых и холодных мы делаем нормальных, чувствительных людей.

Пока учишься, срок летит незаметно

Один из осужденных, Михаил Попов, учится в 11-м классе. В места лишения свободы он попал второй раз. В первый раз, в 2005 году, получил образование кочегара, закончил 9—10-й классы. Сейчас продолжил обучение в 11-м.

— Здесь контингент другой, взрослый, и условия другие. В обычной школе мы бегали, уходили с уроков. Здесь нельзя. Мне нравятся химия, русский язык, алгебра и история. Основная оценка — четверка, — говорит Михаил.

Другой ученик, Костя Миронов, нынче выпускник. 26-летний парень родом из Железногорска. Здесь он также находится на втором сроке. — Я сижу с 16 лет, то есть с 10-го класса. За это время успел здесь же, на курсах, получить профессию, связанную с менеджментом. Это было несколько лет назад. Тогда учителей было 2—3 человека, а сейчас много. Больше учебников, карты появились — географическая, политическая и др. Желание есть учиться, нравится разнообразие. Пока учишься, незаметно срок летит, — делится своими впечатлениями Костя. — На воле нет возможности устроиться на работу, а хотелось бы. Все, как только увидят отметку, что сидел, сразу отказывают. Хочу аттестат получить. Сейчас я хорошист. Очень нравятся русский язык и литература. Иногда успеваю читать, а так времени особо нет. Хорошо, что фильмы показывают по произведениям классиков. Например, «Идиот» Достоевского. Я его читал, интересно было посмотреть, как снято, сравнить с книгой. То же самое с «Войной и миром».

Загрузка...