Право на обращение

Консультирует специалист Управления Росреестра по ИО Евгений Татуев.

Любой из нас обращается в соответствующее учреждение с верой в то, что именно он будет внимательно выслушан, понят, что его обращение будет справедливо рассмотрено. Однако далеко не всегда наши просьбы находят отклик в сердцах тех, кто по долгу своей службы обязан рассмотреть обращение, вникнуть в его суть, вовремя ответить. И гражданин снова берется за перо в надежде на помощь.

За каждым письмом стоит живой человек. Вот почему очень важно, чтобы с обращениями граждан работали профессиональные, отзывчивые, компетентные люди, с искренним желанием помочь человеку.

Именно сейчас граждане страны нуждаются в защите своих прав и законных интересов, особенно в праве на труд, на выплату заработной платы. Также общество нуждается в выработке системы взаимоотношений руководителей предприятий с представителями различных ветвей власти.

Далее, в зависимости от характера и специфики обращения, заявления или жалобы, материалы направляются в отдел, к компетенции которого относится рассмотрение указанных обращений, заявлений и жалоб.

— Кто может подать обращение?

— Граждане РФ, а также — обратите внимание, раньше этого не было — иностранные граждане и лица без гражданства.

— Установлены ли сроки регистрации письменного обращения и ответа на него?

— Да, в течение трех дней с момента поступления. Если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа или должностного лица, то в течение 7 дней после регистрации оно должно быть переадресовано, с уведомлением автора обращения. Ответ должен быть дан через 30 дней со дня регистрации. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен еще на 30 дней, с уведомлением подавшего заявление. Обращения, заявителями по которым являются пенсионеры, инвалиды, ветераны ВОВ, рассматриваются в течение 15 дней со дня их регистрации.

— Раньше бывало, что жалобы граждан попадали как раз в тот государственный орган или к человеку, на которого и жаловались.

— Теперь, в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (в дальнейшем Закон. — Прим.) запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, органы местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие/бездействие которых обжалуется.

— Что говорит закон об устных обращениях?

— Они, как и письменные, регистрируются путем занесения в карточку личного приема — порядок личного приема граждан также регламентируется этим законом. Если вопрос решен устно, то решение заносится в карточку. Но возможен и письменный ответ.

— А как поступают с анонимками?

— Если не указаны фамилия гражданина, почтовый адрес, то ответ не дается. Но если в анонимном обращении есть сведения о противоправном деянии, то его направят в соответствующий государственный орган.

— Обращения обязательно приносить лично или можно направлять, например, по электронной почте?

— И не только по электронной, но и по простой, а также по факсу — по любой информационной системе. Ответ направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

— А какие еще права предусмотрены?

— Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Представлять дополнительные документы либо обращаться с просьбой об их востребовании. А также обращаться с просьбой прекратить рассмотрение обращения или с жалобой на принятое по обращению решение.

— Имеются какие-либо исключения или ограничения?

— Да, статьей 11 закона определен порядок рассмотрения отдельных обращений. В частности, не даются ответы по существу вопросов, если не указаны фамилия гражданина, написавшего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; текст обращения не поддается прочтению; в обращении содержится вопрос, на который гражданину многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства; ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

— Может ли подавший обращение твердо рассчитывать на ответ?

— Да. Раньше чиновника практически невозможно было наказать за плохую работу с обращениями граждан. Теперь же, согласно статье 15 закона, они несут ответственность за нарушение данного закона. Гражданин имеет право знать, как продвигается работа по его обращению. И если он не удовлетворен результатами, то по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного действием или бездействием государственного органа или должностного лица. Остается надеяться, что работа с обращениями граждан станет более эффективной.

— В отдел по контролю и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций физические лица обращаются?

— Да, конечно.

— Если не секрет, какого характера обращения граждан поступают на рассмотрение к вам в отдел?

— В большей степени к нам обращаются граждане с обращениями и жалобами на конкурсных управляющих с проблемой по невыплате им задолженности по заработной плате.

— Какой результат по итогам рассмотрения этих жалоб?

— В основном мы даем ответ-разъяснение. Дело в том, что задолженность по заработной плате своим работникам допускает бывшее руководство предприятия, а не конкурсный управляющий.

По материалам Управления Росреестра по ИОПодготовила Татьяна Мегельбей.

Метки:
baikalpress_id:  42 913