КальмаРы, Рыбы и Раки за Речку устРоили дРаку...

Логопедические проблемы не стоит запускать

Умение правильно говорить, общаться — один из наиболее важных аспектов, помогающих ребенку адаптироваться в окружающем мире. Отсутствие же речи или неправильная речь часто приводит к нарушениям, как в интеллектуальном, так и в психическом развитии. В речь ребенка входят не только слова и предложения, но и доречевой период: гуление, агуканье, лепет. Каждый из этих этапов должен быть. Заметили отклонение — не пускайте на самотек, потому что застарелые дефекты речи исправить гораздо труднее. И не слушайте советы типа «наш тоже молчал, но потом сам разговорился».

Поэтапно и своевременно

Выделяют этапы развития речи:

2—3 месяца: гуление («а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г»).

7—9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «па-па-па»).

9—11 месяцев: подражание звукам речи взрослых. 11—13 месяцев: первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («мама», «папа»).

2—3 года: первые предложения. В современной психологии различают два типа детей, нормально развивающихся с точки зрения речи: говоруны и молчуны. Гиперактивные говоруны проявляют большой интерес к окружающему миру. Засыпают вопросами, охотно рассказывают, легко приспосабливаются к новой обстановке. Порой начинают говорить раньше сверстников. Молчуны, напротив, склонны к созерцанию. К новому окружению привыкают долго. Говорить могут начать поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны старательно отвечать на их вопросы. Но если молчун не начал разговаривать к 2—3 годам, то обратитесь за профессиональной помощью. Точную причину нарушения речи может установить только педиатр. Вот несколько возможных причин:

— Негативные факторы в период беременности и родов.

— Педагогическая запущенность — ребенок по разным причинам не получает должного внимания. Речь идет не только о регулярных занятиях, но и об общении в целом. — Различные поражения головного мозга до, во время или после родов. — Частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет. — Наследственные факторы. — Снижение слуха. — Анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата. — Сосание пальца.

В чем же соль?

Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение (оканье, геканье), а также возрастные особенности детской речи в период ее становления. Дефектом (нарушением) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не исправляется самостоятельно. Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться: в пропуске трудного звука (каета, гоилла, касивая), замене одного звука другим (ладость, лозовый, лыдать) и дефектном произношении звука (гортанное «эр»).

Самое распространенное нарушение — это дислалия. У ребенка — хороший словарный запас. Он правильно согласовывает слова и строит предложения, но некоторые звуки произносит с дефектом. Более сложное нарушение называется дизартрия. Вызвано недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой. При дизартрии страдают все звуки. Словарный запас беден, речь смазана и невнятна. Нарушены голосообразование, ритм, интонация и темп речи. В возрасте 2—2,5 лет может случиться заикание — нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата. Нужно взять во внимание профилактические меры:

— Речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой.

 — Не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке.

 — Избегайте психических и физических травм, особенно головы.

— Не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями.

— Не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда.

— Не запугивайте страшными сказками и негативными героями.

— Не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении и не бейте.

Порой родителей умиляет, когда ребенок болтает на свой лад, картавя, гнусавя или шепелявя. Однако если к пяти годам у малыша в алфавите вместо 33 букв всего 20—25, то помощь логопеда неизбежна. И не стоит дожидаться критического возраста. С трехлетним ребенком следует придерживаться нескольких правил. К примеру, при разговоре с ним не повторяйте неправильные слова и предложения, а произносите их четко и правильно. Кроме того, плодотворно будет общение с детьми (возможно, даже старшего возраста), у которых уже правильно поставлена речь.

Когда следует насторожиться

Есть явные признаки нарушений речи. К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением. К концу 4-го месяца не улыбается и не гулит, когда с ним говорят. К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке. К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации. К концу 9-го месяца не лепечет и не повторяет за взрослыми звукосочетания и слоги. К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания. К году ребенок не может произнести ни слова и выполнить простые просьбы (дай, покажи, принеси). К году и 4-м месяцам не может назвать маму мамой, а папу папой. К году и 9 месяцам не может произнести 5—6 осмысленных слов. К 2 годам не показывает части тела, которые ему показывают.

Не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях. К 2 с половиной годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький». В 3 года не может рассказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, и не может сказать, как его имя и фамилия. Не употребляет в предложении простые предлоги (в, под, за, из, с, на) и союзы (если, когда, потому что). В 4 года не знает названий цветов, не может рассказать ни одного стихотворения, не способен изъясняться сложными предложениями. К этому возрасту в речи должны появиться свистящие (з, с, ц), чуть позднее — шипящие (ч, щ, ш, ж). В 5 лет малыш полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (фрукты, одежда, животные). Сонорные звуки (р, л), как правило, выговариваются у него к 5 — 5 с половиной годам. Наиболее благоприятный период в плане развития речи — 2—3 года. Если к 2 с половиной годам у малыша не формируется элементарная фразовая речи, можно говорить о том, что темп речевого развития отстает от нормы.

Самая изнуРительная

Редкие счастливчики не сталкиваются с проблемами произношения разных звуков. Но самая большая трудность случается с буквой «р». Она усваивается детьми последней. Не стоит волноваться, когда ваш 3-летний кроха не выговаривает этот звук. Обычно это временный период, когда речь только развивается. Наиболее оптимальный вариант для полного усвоения буквы «р» — 5—6 лет. До этого возраста специальное лечение и особые тренировки не требуются. Вот дальше уже есть опасение, что дефект останется на всю жизнь. Тогда проконсультируйтесь с логопедом. Он определит, почему звук не удается произнести правильно. Иногда малыши вместо «р» говорят «л».

Глотают «р» в окончаниях или произносят только в некоторых словах, чаще в середине слова. А порой произносят при помощи гортани. Этот вариант — один из первых признаков беспокойства. Другая причина может скрываться в слабом развитии дыхания или артикуляционного аппарата. Но самая важная цель похода к логопеду — выявить серьезные отклонения на ранней стадии. Ведь неправильное произношение буквы «р» может быть следствием нарушений, при которых возможно поражение коры головного мозга. Поэтому такие нарушения лучше обнаружить на начальных стадиях.

ИнтеРесная игРа

Ежедневно выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику — простые упражнения для тренировки язычка. Причем ребенок должен видеть не только лицо взрослого, но и свое. Для этого воспользуйтесь зеркалом.

— Большой пальчик ребенок кладет под язык и начинает двигать им вправо-влево. Получается эдакое «заведение моторчика».

 — Растянуть губки в улыбку и начать чистить кончиком языка заднюю сторону верхних зубов. При этом важно не двигать нижней челюстью.

— Цокать язычком, изображая лошадку.

— Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение.

— Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается на нижние зубы.

— Рот широко открыт. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д».

После того как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуйте вызвать звук «р». Только не спешите, чтобы не вышел горловой «р». Упражнения укрепят мышцы артикуляционного аппарата и помогут ребенку в дальнейшем легко выучить букву «р» самостоятельно. Когда начнут получаться правильные звуки «р», то отрепетируйте их в разных сочетаниях и слогах. Например, повыговаривайте букву «р» с твердыми согласными «тр, др», затем в открытом слоге «ра, ро». В качестве слов-примеров давайте только знакомые слова. И вот когда вы разучили этот сложный звук, тогда приступайте к закреплению результатов. Пусть малыш почаще рычит, каркает, а потом проговаривает скороговорки. К примеру:

— Крекер, круассан, икорка — накрыта к завтраку скатерка.

 — Рысь, ягуар, тигр, Багира, леопард и гепард — из кошачьего мира.

— Краб с креветкою кружили не гопак, крыжачок и краковяк. — Спиральки, вермишелька, рожки — жарит Жора макарошки. Подружку кормит Кирочку трубочками в дырочку.

— Кровать укрывало покрывало, а кресло в ответ — накрахмаленный плед.

— Кефир, простокваша, сырок, йогурт, ряженка и творожок — не овощи, не фрукты, а молочные продукты.

— Крокодил-крикун, крыса-кривляка, крольчиха — красотка и забияка.

— Крот-крепыш кропотливо крыльцо красил красиво и крышу в красный — получилось прекрасно.

Метки:
Загрузка...