Легкая школа. Легкий бизнес?

Самая успешная языковая школа начиналась на голом энтузиазме

Мы возобновляем рубрику «Свое дело». Читатели нашей газеты смогут прочитать интервью с успешными бизнесменами Иркутска и узнать, как они начинали свой бизнес, какие препятствия пришлось преодолеть в период становления предприятия и в чем же секрет по-настоящему успешного и интересного дела. Сегодня мы расскажем вам о школе английского языка Easy Sсhool, которая работает в Иркутске уже более 10 лет. Easy Sсhool принципиально не дает рекламу, что не мешает ей быть самой крупной школой английского языка в Иркутске. Три тысячи учеников, безусловная лидерская позиция на рынке, несколько филиалов в разных районах Иркутска, школа в Красноярске — мог ли 20-летний студент иняза мыслить о таком успехе 11 лет назад? Вряд ли, ведь на тот момент ему хотелось лишь одного: обучать людей английскому языку и делать это легко, просто и изящно. Отсюда и родилось название Easy Sсhool («легкая школа» — перевод с англ.).

Ни денег, ни помещения, ни инвесторов

Уже давно никто, кроме родителей, не называет героя нашей публикации русским именем. Начав бизнес в сфере образовательных услуг, он сменил имя на английское, и теперь все зовут его Риком. Рик Уолкер. Одно из неукоснительных правил Easy Sсhool — иностранные имена, которые носят как учителя, так и ученики. Этот прием позволяет полностью погрузиться в языковую среду, поэтому учителей в школе зовут Спайк, Ви, Тони, Люси, Мел, Дин, и никто из учеников не знает имен и фамилий, под которыми они появились на свет.

— Как все началось 11 лет назад? Я так понимаю, у вас не было ничего, кроме знания английского языка? Ни денег, ни помещения, ни инвесторов?..

— Я скажу больше: у меня не было даже умения преподавать. Имелся лишь небольшой опыт репетиторства. Не было никакой материальной поддержки, но нужно было что-то делать, работать. Я к тому времени понял, что хорошо выучил английский язык, и мне было очень обидно за то, как ужасно преподают английский в школах и в других местах. Я начал думать, как сделать так, чтобы как можно проще донести до людей азбучные истины. Были попытки объяснять друзьям. У людей наступало просветление, они начинали разбираться во временах, в грамматике. Я мыслил так: нужно собрать небольшую группу людей и найти помещение, где мы могли бы заниматься. Поскольку денег на аренду не было, я решил пойти в школу в Первомайском, где я учился. Причем я чуть было не допустил грубую ошибку: я хотел подождать год и начать это в сентябре. Мне казалось, что я еще не готов. «Зачем ждать год и терять время?» — так звучал довод моего друга, за что я ему сегодня очень благодарен. Затягивать, если тобой владеет кураж, действительно не стоит. Чем быстрее ты начнешь, тем лучше. Помещение мне дали с большим трудом. Я придумал объявления, распечатал их у отца на работе, развешал по всему Первомайскому. На тот момент у меня не было даже компьютера.

— То есть начиналось все, как говорится, на голом энтузиазме?

— Была пара учебников, которые мне нравились и по которым я мог составить первые уроки. Я писал план занятий от руки, придумывал, как все объяснить, постепенно разрабатывал всю эту систему. Первая группа в 10 человек набралась сразу, я их прекрасно помню и по сей день. На тот момент у меня была маленькая задача: вложить в тех людей, которые мне поверили, как можно больше, сделать так, чтобы они действительно чему-то научились. Большинство из них привели своих друзей. Так набралась вторая группа. Первый год я работал один с двумя группами. У меня не было задачи набрать много групп, я был абсолютно не уверен в себе. Отсюда и смешная стоимость обучения — чуть ли не 100 рублей в месяц. Мне было просто неудобно брать с людей деньги за то, что я пока делаю не в совершенстве. Но ученики видели мое бесконечное желание им помочь и то, что я выкладывался по полной. Уроки я придумывал везде, где бы ни находился. Я мечтал сделать все очень классно. Я хотел, чтобы им понравилось. И им действительно нравилось. И я сразу начал получать абсолютное удовольствие от работы. Я мог бесплатно этим заниматься, настолько мне нравилось учить людей английскому.

— А присутствовал ли мотив разбогатеть, повысить свой материальный статус, если честно?..

— Мысль разбогатеть на преподавании — это как-то странно. Я никогда не думал, что могу на этом что-то зарабатывать. Мне просто хотелось работать. Официально школу я зарегистрировал лишь года через три. Первые пять лет масштабы школы были довольно скромными, у нас не было гонки за учениками. Я выверял учебную программу месяцами и годами, она оттачивалась постепенно. Только через пять лет после открытия школы у меня появилась программа на три года, за которую я мог отвечать. Тогда и появился размах.

— Система преподавания английского, придуманная вами, авторская и абсолютно уникальная. Такого действительно нигде больше нет. А каковы основные принципы, заложенные в программу?

— Первое — это простота. Все должно быть легко и просто. Второе — элементы шоу. На каждом уроке должно быть что-то интересное и необычное. Третье — быстрый результат. Это метеорская программа, она выстроена на максимуме того, как среднестатистический человек может воспринимать информацию, рассчитана на хорошиста, предполагает довольно высокий уровень сообразительности и способности к языкам. 20—30% людей не вытягивают нашу программу, не справляются, поэтому уходят. Мы ориентируемся на серединку, не можем идти слишком медленно или чересчур гнать. Кто до серединки не дотягивает, покидает наши ряды. Но если мы начнем тормозить, то попадем в болото. Учить английский можно всю жизнь — и ничего не знать. Это доказано. Поэтому нужно учиться и работать на пределе способностей. Время показало: результат есть, программа работает.

— Перспективное направление в бизнесе — дети. Родители обычно не скупятся на детское образование.

— Дети появились года через три после образования школы. Они просто приходили, и все. Но я никогда не работал с детьми. Детскую программу разрабатывали другие педагоги путем проб и ошибок. Это было непросто: она должна была не походить на программу для взрослых и существенно отличаться от школьной. Плюс с детьми сложнее в том плане, что всегда приходится учитывать возраст, общее развитие и уровень каждого ребенка. Детей не так уж и просто поделить на группы. Детских и тинейджерских уровней на сегодня семь, но программа до сих пор дорабатывается и оттачивается. Далеко не все учителя могут работать в этих группах. Здесь не так важен английский, как умение общаться с детьми, держать дисциплину, вызвать их симпатию, заинтересовывать и удерживать интерес.

Главное — это команда, где каждый победитель

— Постепенно школа росла. Появлялись новые ученики, требовались и новые учителя. Как ты решал этот вопрос? Easy Sсhool славится в первую очередь именно своими учителями. Все это люди с определенной энергетикой, очень позитивные, неординарные, неслучайные — словом, штучный товар.

— Иногда были большие проблемы с кадрами. Но чем больше становится коллектив, тем меньше с этим мороки. Сейчас в школе работает около 40 учителей. Обычно сами учителя приводят других преподавателей. К нам редко приходят с улицы, ниоткуда. К учителям много требований помимо свободного владения языком. Но нам уже удалось собрать отличную команду. Я убежден, что это главное. Должна быть команда, где каждый будет в чем-то хорош: один отлично танцует, другой поет, у третьего прекрасные организаторские способности и т. д. Люди здесь все разные. Каждый за что-то отвечает и делает свое дело хорошо. Хотя я и сейчас чувствую, что мы еще абсолютно не совершенны.

— Текучка кадров, которой славятся некоторые школы Иркутска, у вас наблюдается?

— Я никогда никого не увольнял. Люди уходят только потому, что уезжают в другие города и страны. На одну из первых моих учительниц родители долго и нудно давили, убеждали поменять работу на более высокооплачиваемую и с официальным трудоустройством. Она ушла в торговлю на полгода и все это время была очень несчастна. После этого вернулась со словами: «Это нужно было пережить, чтобы понять, насколько здесь хорошо». С тех пор я не забываю иногда напоминать учителям, как сильно им повезло здесь работать.

— Вы руководите довольно большим коллективом. Каковы ваши основные принципы как начальника?

— Главный принцип очень простой: все должны чувствовать себя победителями. Весь коллектив должен ощущать успех. Никогда успех одного человека не приведет к успеху всей компании. Я наблюдаю за своими приятелями-бизнесменами. Вижу, как они экономят на сотрудниках. У них хороший доход, но они не ощущают никакого счастья. Потому что только в деньгах счастья никакого нет, а вот в классном ощущении команды победителей оно есть. И я действительно делю успех со всеми учителями. Успешность нашей школы — это заслуга всех людей, кто здесь работает.

— Какая-то система поощрений и наказаний существует?

— У нас нет наказаний и штрафов. Мне как-то предложили ввести штрафы. Я ответил: «Только через мой труп! Я не хочу никого наказывать деньгами, не хочу переходить с подчиненными на товарно-денежные отношения». Если кто-то не принимает моих требований, мы просто будем прощаться. Поощрения есть. Каждый месяц между учителями распределяются бонусы. Что касается остальных общепринятых в других компаниях традиций — мы с ними распрощались. У нас нет таких ужасных слов, как «корпоратив», «офис», «директор», «совещание». Также мы единогласно решили не называть то, чем мы занимаемся, работой. Мы договорились исключить эти понятия из нашей жизни. Есть система тайного голосования по ключевым вопросам. Словом, мы выстроили свой микромир, чувствуем себя в нем абсолютно комфортно. Это наша игра, где правила мы устанавливаем сами. И нам все равно, что кто-то считает нас дураками, сектантами. Нам хорошо, и это главное. Скоро у всех у нас будут корпоративные банковские карты с дизайном школы, где будет написано: This is our world. This is our game.

Деньги — это побочный положительный эффект

— Разрешите задать нескромный вопрос. 11 лет назад вы совсем не думали о деньгах, а сегодня они сами текут на ваш банковский счет. Смею предположить, что вы давно не изучаете пристально правую колонку в ресторанном меню...

— Я уже много лет вообще не думаю о деньгах. Все, что мне нужно, у меня уже есть. Но на самом деле это всего лишь побочный положительный эффект того дела, которым ты занимаешься от души. И хочу напомнить: это было нелегко. Свобода от денег появилась лишь в последние три-четыре года. Первое время было очень тяжело материально. Мы делали ремонт в школьных кабинетах, и у нас не было денег даже на краску. Сейчас мы покупаем такое количество мебели, о котором я раньше даже мечтать не мог.

— Но все-таки в чем именно ваш секрет успешного предпринимателя? Как стать таким же крутым бизнесменом?

— Начнем с того, что не всем нужно открывать свой бизнес. Во мне же с детства жил предпринимательский дух. Мне нравилось зарабатывать, все время хотелось что-то делать. Когда мы ездили к бабушке в Выдрино, я уговорил отца купить в Байкальске клубнику, с тем чтобы продать ее в Иркутске. Тогда еще никто этим не занимался. Отец увозил меня к аэропорту, где я продавал ягоду в 5 раз дороже. Чем я только не торговал летом: редиской, луком, цветами, черемухой... Я готов был чем угодно торговать — мне был интересен процесс зарабатывания денег. Но такой предпринимательский дух есть не у всех. Плюс — для каждого вида бизнеса нужны свои качества. Я сторонник того, что каждый человек должен найти свое дело в жизни. Каждый может и должен быть лучшим в чем-то.

— Но все же какие простые советы вы могли бы дать тем, кто мечтает открыть свое дело?

— Не стоит ожидать звезд с неба сразу. Не нужно первой и основной целью ставить заработок, расстраиваться из-за того, что деньги не плывут в руки. Через все нужно пройти. И отсутствие высокого дохода в первые год, два, три — это нормально. Главное, получать удовольствие от того, чем вы занимаетесь. Задайте себе простой вопрос: стали бы вы работать, если бы вам не платили совсем? Если да, значит, вы действительно занимаетесь своим делом, находитесь на предназначенном пути. Когда-то это начнет приносить доходы. Высшая, неведомая нам сила увидит, что вы честны, что вы готовы к следующему шагу, что вы достаточно упертый человек, и все будет получаться. Еще я давно понял, что в жизни все должно быть легко. Если что-то упорно не получается, лучше сойти с этой дороги и попытаться найти истинно свой путь.

Метки:
baikalpress_id:  24 356