В тихом омуте...

Застенчивые дети: руководство к действию

С одной стороны, тихий ребенок — это родительская радость. Особенно это актуально для первых месяцев и лет жизни, когда спокойная кроха не плачет, не скандалит, не проявляет характер, а тихонечко играет своими игрушками, рисует, лепит, словом, занимает себя самостоятельно. Затем малыш идет в детский сад, где тоже не доставляет особых хлопот воспитателям. А вот уже в начальных классах школы папы и мамы начинают бить тревогу. Застенчивые дети никак не проявляют себя в классе, любое выступление у доски для них — адская мука, не говоря уже о каких-то общественных нагрузках. Проявить себя в этой жизни им очень трудно. Как же помочь тихим детям найти себя? Как сделать так, чтобы жестокий социум окончательно не растоптал их?

Переживают стрессы и кризисы глубоко внутри

Антошка родился в полной, благополучной, интеллигентной семье. Родители, служители науки, были людьми скромными, нацеленными на духовные ценности, жили достаточно закрыто. Антон занимался музыкой, проводил с отцом небольшие химические опыты, неплохо учился. Только близких друзей у мальчишки не было. В гости никто не забегал, в кино и на каток не приглашал. Родители и сами близких отношений ни с кем особо не поддерживали, делая исключения лишь для родственников, им было хорошо и уютно в своем небольшом благополучном мирке. Уверенные, что все в их жизни идет как надо, они упустили мальчишку. В четвертом классе он начал прогуливать школу. Очень уж некомфортно было застенчивому пареньку в этом мире бойких девчонок и раскованных мальчишек. Не было у него в классе и близкого задушевного друга. Поскольку Антон и раньше не отличался крепким здоровьем, болел то гриппом, то воспалением легких, классный руководитель вовремя не спохватился.

Два месяца Антон не ходил в школу. Выходил из дома и четыре-пять часов бродил по улицам. В плохую погоду заходил в библиотеку и читал там подшивки детских журналов, книги про Гарри Поттера. Но все тайное становится явным. Антон вернули в школу, но отношение к нему одноклассников стало еще хуже. Парень сделался окончательным изгоем. На выпускной вечер он просто не пошел. Закончил неплохой факультет, нашел работу. Только вот друзей у него по-прежнему не было, ни с кем он близко не сходился. Девушки у него тоже не было. Когда от тяжелой болезни ушли один за другим родители, самим близким человеком для него стала младшая сестра. Только она знала, как жестоко страдает Антон от одиночества. Но помочь ничем не могла. Антон так и жил застенчивым тихим парнем. На встречи одноклассников никогда не приходил, чтобы не травмировать себя видом людей, которые много лет держали его за изгоя. Но парень нашел в себе силы и смелость пройти серьезный курс психотерапии. Он понимает, что жизнь его течет неправильно, и очень хочет изменить ее.

Покладистый характер, спокойный темперамент — как удобно для родителей, не правда ли? Но такая ли эта удача на самом деле? Может, напротив, повод задуматься, насторожиться, действовать, в конце концов? Детские психологи сходятся во мнении, что тихими дети рождаются, а также иногда становятся под воздействием среды, социума. И это отнюдь не так хорошо, как может показаться изначально. Почему же? Ведь хлопот такие ребятишки доставляют куда меньше, чем разбойники, непоседы и прочие энергичные экстраверты.

Ну, во-первых, почти все переживания и тем более кризисы таких тихонь незаметны окружающим, даже самым близким — мамам и папам. Как реагируют на неудачу, боль, стресс непосредственные и активные дети? Они выплескивают свои эмоции, быстро их переживают, успокаиваются и живут себе дальше — до нового потрясения. Тихоня же переживает стресс глубоко внутри себя. И переживает зачастую на ином эмоциональном накале — глубже, болезненнее, сильнее. Там, где один выплеснет свои эмоции в бурном плаче, ярком спектакле, другой заработает психологическую травму. Она годами может не находить выхода и со временем выльется в психосоматическую болезнь. Возможны заикание, ночное недержание мочи, нервные тики, неврозы, например привычка грызть ногти.

Может случиться так, что бойкого талантливого ребенка ломает среда. Оленька в саду была активисткой — пела, танцевала, на всех утренниках ей давали главные роли. Родители не могли на нее нарадоваться, хотя столь активная девочка требовала и хлопот — то нужно для ее выступления шить костюм украинки, то требуются особенные танцевальные туфельки, то и самих родителей просят составить пару неугомонной Оле в конкурсе «Веселые старты». Но все кардинально изменилось в первом классе. С учительницей Оле не повезло: она откровенно невзлюбила девочку, что ж, бывает и такое. Занижала оценки, намеренно и зло критиковала, не давала проявить себя на школьных вечеринках. Начальную школу Оля закончила забитым существом, и в ней нельзя было уже узнать ту бойкую шаловливую девчушку, звезду всех утренников и любимицу воспитателей. До 9-го класса Олина жизнь была мучением. Лишь ненадолго оживала она в своей любимой танцевальной студии, эти занятия были ее отдушиной.

Затем девочка поступила в училище культуры, где наконец-то сбросила ненавистные путы школьной жизни, рассталась с образом застенчивой тихони. Но эта история — скорее исключение. Часто случается и так, что парню или девушке и после школы не удается сбросить с себя прилипчивую роль тишайшей незаметной особы.

Какую тактику выбрать?

Если вы замечаете за своим ребенком излишнюю застенчивость, робость, если в саду и школе он тише воды, ниже травы, не пускайте это на самотек, приложите все возможные усилия и даже хитрости, чтобы изменить ребенка, сделать его более заметным, помогите ему завоевать авторитет у сверстников. Как же нужно действовать родителям, какую дипломатию и тактику выбрать?

Вводите ребенка в социум, причем пробуйте разные варианты. Бывает, что в детском саду ребенок живет с клеймом тихони, ему некомфортно с этими детьми и воспитателями. А в школе раннего развития у него масса друзей-приятелей, любимый душевный педагог. И там он проявляет себя совсем по-другому. Вот и дайте своему ребенку возможность быть другим, ищите для него комфортный коллектив. Благо, что возможности сегодня для этого есть — помимо школы и детского сада есть развивающие центры, кружки по интересам. Подберите своему чаду подходящую компанию.

Самое мудрое в данной ситуации — принять ее. И ребенка своего принять таким, какой он есть. Находят же люди в себе силы смириться с тяжелым пожизненным диагнозом ребенка! А здесь все гораздо проще и легче. Ваш ребенок родился с определенным набором генов, психотипом, темпераментом. И в этом нет ничьей вины — ни вашей, ни его. Вы должны помочь ему стать успешным, адаптироваться в обществе, где детям активным, непосредственным, эмоциональным жить гораздо легче. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Это бестактно и довольно унизительно. Не будем забывать, что тихие дети — очень ранимые и чувствительные. И такие сравнения не вызовут в них злой азарт, желание немедленно измениться и жить по-другому. Напротив, ранят еще больше, создадут предпосылки для комплекса неполноценности.

Тихих детей нужно провоцировать на общение, вызывать на разговор. Тихони обычно неразговорчивые, молчаливые, замкнутые особы. Они не всегда умеют выразить словами свои чувства, эмоции, мысли. Умейте разговорить своего ребенка, это нужно вам обоим. Не теряйте контакт с ребенком (это порой происходит в том возрасте, когда ребенок отделяется от родителей, когда рвется пуповина). Приложите все усилия, чтобы ребенок и вы сохраняли душевную близость.

В воспитании застенчивых детей большое место занимают игротерапия и сказкотерапия. Поскольку в социуме такой ребенок порой испытывает дефицит общения, недостаток игр (ведь детское общение обычно сводится к играм), постарайтесь как можно больше играть с ним. В обычные детские игры — настольные, ролевые, также нужно проигрывать разные жизненные ситуации — поход в магазин, выступление у школьной доски, сдачу экзамена и т. д. Все это позволит ему в дальнейшем в подобных ситуациях чувствовать себя увереннее. Поскольку детское сознание отличается определенной мифологичностью, именно с помощью игрового моделирования ребенку легче представить себя в каких-то обстоятельствах. Со временем он научиться действовать наяву, чувствовать себя уверенно и в реальности.

Важно найти в тихом ребенке сильные стороны, выявить и раскрыть его таланты. У детей подобного склада могут хорошо идти рисование, шахматы, дизайн. Ищите в своем любимом чаде таланты, они обязательно должны быть! Не бывает детей, ни в чем не одаренных, бывают родители, которые не умеют помочь ребенку раскрыться. К тому же посещение кружков, факультативов и секций может дополнительно развить коммуникативные навыки.

Хорошо помогают преодолеть застенчивость кружки с обязательными публичными выступлениями — театральные, хоровые. Ребенку поначалу может быть дискомфортно. Но со временем это пройдет, и ребенок сможет приобрести столь важную уверенность в себе. Но если дело категорически не идет, не настаивайте. Может быть, со временем чадо и дозреет до театра.

Бывает так, что родители возлагают на ребенка определенные надежды, ожидания, а тот не оправдывает их. Мамы и папы чувствуют разочарование, и у них не всегда хватает мудрости скрыть его. Они принимаются упрекать, подкалывать, изводить ребенка, вызывая в нем чувство вины, уже упомянутое чувство неполноценности. Дети не обязаны оправдывать ничьи ожидания, они сами по себе подарки и радость, помните об этом. Любите своих детей такими, какие они есть. Ведь и достоинств у них масса — тонкая душевная организация, неконфликтность, миролюбие, созерцательность, возможно умение чувствовать прекрасное. Поддерживайте своего ребенка. И тогда, опираясь на вашу любовь, он сможет преодолевать жизненные тяготы и препятствия. А их достаточно и в жизни активных, открытых, эмоциональных людей.

Метки:
baikalpress_id:  15 365
Загрузка...