«Авиакомпаниям нужна только прибыль»

Эксперт «СМ Номер один» уверен: в авиакатастрофе под Ярославлем виноваты пилоты

Катастрофа самолета Як-42 с хоккейной командой «Локомотив», случившаяся неделю назад в Ярославле, до сих пор остается одной из наиболее обсуждаемых тем в стране. Существует несколько версий, почему самолет при разгоне не смог набрать безопасную высоту и зацепил антенну маяка, что в итоге и привело к падению лайнера. Среди тех, кто на общероссийском уровне дал комментарий происшествию, был и инженер-пилот 1-го класса гражданской авиации Борис Макаров, уроженец Иркутской области, давний партнер газеты «СМ Номер один».

Виноваты пилоты

— По поводу этой катастрофы я выступал на телеканале «НТВ», — рассказал нам Борис Макаров. — В передаче принимали участие Магомет Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, Герой России, и заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский, который в данное время руководит Федерацией любителей авиации России. Я давно с ними знаком. И наши оценки катастрофы полностью совпали.

— Так кто же виноват в этой трагедии?

— Это полностью ошибка летчиков. Самолет два раза мог взлететь с этой полосы, а у него и одного не получилось. Разбег был то ли не на полной мощности, то ли на чистом крыле. Самолет еще и на грунт выскочил, это его немного затормозило. Думаю, скорость была порядка 250 км. А когда командир увидел перед собой здание ближней приводной радиостанции, которая находится в 1000 метров от полосы, он инстинктивно рванул на себя штурвал и перевел самолет во второй режим полета. В этой ситуации у пилота не было выбора. Но второй режим уже не летный. Находясь во втором режиме, самолет не может разгоняться. Прошла информация, что командир летал 3—4 года, имеет налеты за 4000 часов. Но мне непонятно, как при таком опыте можно было совершить такую ошибку. У нас уже происходили подобные катастрофы — в Самаре, Иваново, Магадане. Люди не умеют выполнять требования, заложенные в наставлениях.

Катастрофа системы

— Почему так, на ваш взгляд, происходит?

— Это катастрофа системы. Я давно об этом говорю. Все летные инциденты наглядно показывают, на каком уровне подготовки находится летный состав гражданской авиации, я уж не говорю о военной. И это будет продолжаться до тех пор, пока государство не повернется к авиации лицом. Оно должно взять на себя заботу возродить Министерство гражданской авиации, возродить систему подготовки летного состава.

— Все чаще говорят о том, что в советское время существовала очень хорошая система подготовки летчиков...

— Правильно говорят. Тогда, окончив училище, летчик начинал летать на легком самолете типа Як-18Т, Як-52, Ан-2. На Ан-24 летчик приходил вторым пилотом только после полетов на Ан-2. На левое кресло командира корабля летчик пересаживался только после прохождения соответствующих программ и получения налета. Кроме того, существовали минимумы полетов, при которых разрешалось летать командирам корабля в зависимости от их уровня. То есть это минимальные погодные условия, при которых полет считался безопасным. Постепенно набирая опыт, пилот понижал свой погодный уровень. Когда-то мой минимум был 50 на 500. Это значит: 50 метров — нижний слой облаков, и длина горизонтальной видимости 500 метров. Я мог садиться при хорошем снегопаде. А сейчас хозяевам авиакомпаний, далеким от авиации, нужна только прибыль. Помните катастрофу, которая случилась в этом году в Петрозаводске?

— Конечно.

— Ведь и здесь была очевидна вина экипажа, который не умел заходить по системе слепой посадки. Самолет ушел правее полосы и столкнулся с деревьями. Это что за заход был? Какая там у пилотов подготовка?

— И что вы в итоге предлагаете?

— Я учился на летчика в Оеке. Из моей группы вышло 15 командиров воздушных судов, которые отлетали практически без летных происшествий. Потому что мы начинали со школы. Поэтому надо заниматься с ребятами лет с 11. Пусть подготовка летчиков ведется в аэроклубах ДОСААФ, где они начнут с полетов на сверхлегком планере. Причем нужно, чтобы аэроклубы были на государственном обеспечении, как раньше. В училище их научат летать на самолетах гражданской авиации. Пусть мальчик потом не станет летчиком, инженером, но будет надежным человеком, потому что с детства впитает в себя основы безопасности.

Наши самолеты лучше

— В связи с катастрофой в Ярославской области президент России Дмитрий Медведев решил сократить число авиакомпаний, оставив несколько наиболее крупные. Вы согласны с таким решением проблемы?

— Не совсем. Сократится число авиакомпаний — уменьшится конкуренция. Компании разделят сферы влияния между собой и будут делать в своих регионах что хотят. И потом — крупные компании не будут заинтересованы в мелких рейсах. Я начинал свою работу с низов, с Киренска. Рейсы были Киренск — Усть-Кут, Киренск — Казачинск, причем билет стоил копейки. Например, долететь до Усть-Кута стоило 10 рублей.

Поэтому считаю, что надо вообще упразднить авиакомпании и создать министерство, чтобы была одна авиакомпания. И нужно заинтересовывать людей в работе, то есть давать им процент с прибыли. Помню, в 1970-е годы перевели обслуживающий наземный персонал, а именно траповщиков, на оклад. В итоге пассажиры ждали трап по полтора часа, потому что траповщики играли в домино, пока им начислялись деньги. Потом руководство поняло свою ошибку и сделало подгон-отгон трапа по 50 копеек. После этого пассажиров трап ждал сразу после посадки.

— Насколько справедливо решение президента сократить авиапарк самолетов российского производства и обновить его самолетами зарубежного изготовления?

— Считаю, что нам не нужны зарубежные самолеты, потому что наши лучше и крепче. Я разговаривал на эту тему с Андреем Ламановым, который на Севере совершил аварийную посадку Ту-154 с пассажирами в тайге, за что ему дали Героя России. Командир экипажа мне рассказал, что тогда в самолете все отказало, работал только показатель скорости. И он на скорости 400 км/ч производил посадку, хотя в нормальных условиях скорость должна быть 250 км/ч. Если бы он садился на «Боинге», то все бы разбились в хлам. А Ту-154 имеет крепкое шасси, надежное крыло. Ламанов этим крылом в тайге елки рубил! А потом самолет улетел на ремонт в Самару.

— Вы кому-нибудь писали, отправляли свои предложения по усовершенствованию авиации?

— Да, я писал Жириновскому, Путину, Медведеву. Но они мне либо не отвечали, либо присылали такие ответы, смысл которых сводится к одному: в огороде бузина, в Киеве дядька.

Между тем

Практически все эксперты сходятся на том, что причиной катастрофы стала ошибка экипажа. Разница лишь в оценках характера ошибки. «Московский комсомолец», например, сообщает, что пилоты Як-42 перед разгоном по взлетно-посадочной полосе не отключили стояночный тормоз, то есть, по сути, пытались взлететь с ручника.

Источник «МК» также рассказал, ссылаясь на результаты расшифровки речевого самописца упавшего самолета, что лайнером во время взлета управлял второй пилот, поскольку командир воздушного судна почувствовал себя плохо.

По данным Газеты.ru, причиной трагедии стали неверные действия экипажа самолета и неправильное распределение веса на борту: пилоты не учли особенностей центровки самолета.

Загрузка...