Что станет с байкальским флотом?

Ужесточение требований к судоходству может негативно отразиться на байкальском туризме

После крушения теплохода «Булгария» — трагедии, унесшей жизни более ста человек, по всему российскому флоту прокатилась волна проверок. Требования к судоходству заметно ужесточились. Все это, конечно, коснулось и водного туризма на Байкале. Эксперты опасаются, что будущим летом большая часть байкальского флота либо перестанет возить пассажиров совсем, либо уйдет в тень.

Советское наследие

Как известно, туризм на Байкале без водных путешествий практически невозможен. Многие красивейшие уголки побережья можно увидеть только с воды. Поэтому неудивительно, что из общего потока туристов 20% путешествуют по Байкалу водным путем.

t По данным Восточно-Сибирского управления государственного речного надзора, на учете состоят 417 судовладельцев, имеющих в собственности или на определенном обязательном праве 1132 судна. Отдельную категорию байкальского флота составляют маломерные суда, которых в Иркутской области насчитывается порядка 30 тысяч.

Нынешний байкальский туристический флот — это, по сути, наследие советского периода. Почти все суда на Байкале — теплоходы и катера, которые поступили сюда еще в советские годы. В основном это средние суда типа «Ярославец» длиной 20—30 м, которых в настоящее время насчитывается на Байкале чуть более сотни.

Кроме того, часть байкальского флота составляют бывшие ПТС (приемно-транспортные суда), ранее использовавшиеся для переработки и хранения рыбы. Это большие суда: 40 м в длину и 6 м в ширину. Сегодня все они переделаны под туристические корабли. Также есть флот Восточно-Сибирского речного пароходства.

Астрономические суммы

По словам туроператоров, судоходство на Байкале всегда было непростым, а в последнее время ситуация усугубилась еще и ужесточением требований к перевозке пассажиров.

Как известно, на Байкале короткий период навигации, примерно с 1 июля до 20 августа, что, естественно, ограничивает развитие судоходства. Но главным ограничением является сложная бюрократическая система получения разрешений для судоходства и на перевозку пассажиров, которые к тому же составляют подчас астрономические суммы. t По словам одного из капитанов теплохода типа «Ярославец», ежегодно, для того чтобы подготовить судно к навигации, приходится тратить около 200 тыс. рублей.

Владельцам теплоходов, для того чтобы возить туристов по Байкалу, нужно получить четыре документа: квалификационное свидетельство о годности судна к плаванию, свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и лицензию на перевозку пассажиров на водном транспорте. Вот тут и возникает масса парадоксальных ситуаций. Не переделанные под туристские цели теплоходы типа «Ярославец», которые были построены еще в 50—60-х годах, полностью соответствуют всем требованиям государственного речного регистра. Хотя морально и технически они устарели. Это слишком шумные, неэкологичные суда, с невысоким уровнем комфорта. Соответствуют же они нормам исключительно по той причине, что большинство этих норм были разработаны еще в советские годы. Однако компании, занимающиеся туристической деятельностью, переделывают суда, для того чтобы они были максимально комфортны для перевозки пассажиров. И тут начинаются нестыковки.

— Мы установили на судне импортное оборудование высокого уровня, — рассказывает директор туроператорской компании «Байкальская Виза» Станислав Леник. — Но во время проверки нам сказали, что не примут наши немецкие иллюминаторы, потому что у них нет сертификата Российского речного регистра. Мы говорим, что иллюминаторы имеют сертификат классификационного общества «Регистр Ллойда», известной во всем мире страховой компании. Но инспекторы попросили нас отправить наши иллюминаторы на экспертизу в российскую лабораторию, и если там дадут заключение, что при двухметровой волне эти иллюминаторы не разобьет, то нам дадут соответствующие документы.

При этом за экспертизу нужно заплатить 50 тыс. рублей, а за получение на них сертификата российского речного регистра еще 15 тыс. Или вот еще один момент, связанный с такой необычной для непосвященного человека вещью, как ежегодная переукладка спасательных плотов. Стоит эта услуга достаточно дорого, от 40 тыс. рублей и выше, но без нее судовладелец не получит разрешающих документов. Алексей Пятаков, капитан с 20-летниим стажем, говорит, что это связано с тем, что Восточно-Сибирское речное пароходство монополизировало рынок данных услуг. Если раньше переукладкой плотов занимались и другие организации, то сейчас только пароходство.

Нормы устарели

Судовладельцы и капитаны теплоходов уверены, что многие нормы и требования к судоходству морально устарели, так как были приняты еще в советские годы, а некоторые из них рассчитаны на более крупные водоемы, чем Байкал. Ходят байки, что были случаи, когда у капитанов просили предъявить оборудование по отпугиванию акул. Подтверждения этим историям мы, конечно, не нашли, но и без этого так называемых подводных камней в региональном судоходстве очень много.

К примеру, для того чтобы получить разрешение заниматься судоходством, судну нужно иметь... план ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов. Для этого необходимо обратиться в НИИ при МЧС России, который разрабатывает такие планы для каждого судна в зависимости от его типа, территории стоянок, плавания и т. д. За его разработку нужно заплатить не менее 80 тыс. рублей. Причем, по словам судовладельцев, зачастую происходит следующее: в заготовленный ранее шаблон документа вставляют данные о конкретном судне-заказчике. Но и это не все: этот план необходимо направить в центр экспертиз при МЧС России, где тоже надо заплатить порядка 25 тыс. рублей.

Круизов стало меньше

В итоге этим летом с ростом проверок многие туркомпании просто перестали предлагать клиентам круизы на теплоходах.

— Байкальские суда, которые имеют полный пакет документов, стоят очень дорого. Тур-агентствам просто невыгодно их продавать, так как VIP-клиентов обычно бывает немного. К тому же стоимость круизов часто не соответствует качеству услуг. А работать с более дешевыми судами, имеющими не все документы, рискованно — в любой момент теплоход или катер могут снять с маршрута, — объяснил директор компании Green Express Вадим Копылов.

А на следующий год, уверены представители турбизнеса, ситуация только усугубится. Все больше судовладельцев приходит к пониманию того, что работать в вышеописанных условиях себе дороже.

Между тем

С начала навигации в Байкало-Ангарском водном бассейне выявлено более 1000 нарушений, что на 15% больше, чем в прошлом году.

— Основная масса нарушений связана с отсутствием необходимых документов — свидетельства о праве собственности, дипломов судоводителей, а также с просроченными документами, нарушением правил пожарной и технической безопасности, норм плавания судна, — сообщили в Восточно-Сибирском управлении государственного речного надзора Ространснадзора.

Метки:
baikalpress_id:  24 293